Программа районной инновационной площадки по экологическому воспитанию


ПРОГРАММА
деятельности региональной инновационной площадки «Повышение экологической культуры дошкольников посредством организации экологической тропы в условиях реализации ФГОС ДО».
Муниципальное бюджетное дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №1 «Солнышко» г. Макарова»
Научный консультант:
ведущий специалист отдела образования
МО «Макаровский городской о
круг» Сахалинской области
Исполнитель :Заведующий МБДОУ
«Детский сад №1 «Солнышко»
г. Макарова»
Комайгородская Е.В.,
Педагогический коллектив МБДОУ
Южно-Сахалинск, 201
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ
2. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ
НА 2016 ГОД
Исходные теоретические положения
Практика реализации РИП
Этапы реализации и прогнозируемые результаты по каждому этапу
Методы деятельности
Обоснование возможности реализации проекта (программы) в соответствии с законодательством об образовании или предложения по содержанию проекта нормативно-правового акта, необходимого для реализации проекта (программы)
Предложения по распространению и внедрению результатов инновационной деятельности в массовую практику, включая предложения по внесению изменений в законодательство об образовании (при необходимости).
Необходимые условия организации работ
Перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме проекта (программы))ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.
Основная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.
Задачи экологического воспитания у дошкольников: формировать осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе; формировать умения и навыки по уходу за растениями и животными, воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду, заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой, воспитывать эстетические и патриотические чувства;
Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой у дошкольников формируются экологические знания, любовь к природе, стремлении беречь, приумножать ее, формирование умений и навыков деятельности в природе.
Инновационные процессы на современном  этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как уровень общего образования раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Педагогическая инновация представляет целенаправленное изменение, вносящее в образовательное пространство (среду) стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.
Инновационные технологии получили свое новое развитие в экологическом образовании, поскольку характер экологических знаний обуславливает не только разнообразные формы пограничного объединения смежных предметов, но и интеграцию различных областей воспитания и обучения дошкольников.
Разработка и реализация экологических программ сопровождается:
- Р.I п. 1.1. ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
- Р.I п. 2.8 Содержание образовательной программы дошкольного образования должно отражать аспекты образовательной среды для ребенка: предметно-пространственная развивающая экологическая среда, характер взаимодействия с ребенком, характер взаимодействия с другими детьми, система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому
- Относительно новые формы методической работы по экологическому образованию, связанные с использованием ИКТ: - электронные рассылки материалов - онлайн конференции, семинары - вебинары; скайп-консультации - мастер-классы, тематические консультации в интерактивном режиме на сайтах муниципальных методических служб - виртуальные методические выставки образовательных ресурсов - Интернет – мастерские.
Выделяют следующие направления инновационной деятельности:
-Реализация личностно-деятельностной технологии развития интегративных качеств дошкольников в информационно-образовательной среде ДОУ -Обеспечение комфортных условий для личностного развития и социализации обучающихся через проектирование, организацию и осуществление событийного подхода. - Инициирование процессов педагогически обоснованного включения средств информационно-коммуникационных технологий в организацию образовательных событий. - Преобразование развивающей предметно-пространственной экологической среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования. - Разработка механизмов и инструментов реализации ФГОС дошкольного образования, способствующие повышению уровня профессиональной компетентности педагогов в области экологического образования в профессиональной деятельности. - Внедрение новых форм сотрудничества с родителями, социальным окружением, используя ресурс информационного обеспечения субъектов образовательного процесса, принципы событийного подхода.
Эти направления экологического воспитания успешно реализуются посредством инновационных видов образовательных технологий, таких как:
- проектные методы,
- экологическая тропинка,
- социально-игровые методы, - мультимедийная презентация, - использование компьютерных технологий
Одним из принципов развития современного дошкольного образования, предложенным Федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы, является принцип интеграции образовательных областей.
В настоящее время перед ДОУ поставлена задача – предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребенка на определенную тему, в котором будут гармонично объединены образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Чтобы качественно осуществить интеграцию в ДОУ, необходимо выделить формы интеграции.
К таким формам относятся совместные творческие проекты, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры. Однако, все перечисленные формы не могут существовать в чистом виде, выбор определенной темы предполагает их интеграцию.
Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т.д., дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании. Учитывая особенности возраста, а также специфику этой развивающей среды, при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники.
Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания дошкольников.Главная задача экологической тропы – пробудить у ребенка любовь к природе. На экологической тропе дети могут глубже и на наглядной основе изучать, любить и беречь природу, через тропу дети учатся оценивать воздействие человека на природу, через тропу воспитывается экологическая культура поведения детей, как часть общей культуры, взаимоотношений людей друг с другом и отношение человека к природе.
Особенность процесса экологического воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентации и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы.
Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребенка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с участием хозяина тропинки, эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания живым организмам.
Таким образом, актуальным становится вопрос организации и реализации в ДОУ инновационных видов образовательных технологий направленных на повышение экологической культуры дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Программа «Повышение экологической культуры дошкольников посредством организации экологической тропы в условиях реализации ФГОС ДО»
нацелена на внедрение и развитие вариативных форм работы с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
Практическая значимость:
-  Разработка экологической тропы в ДОУ.
- Внедрение деятельности на экологической тропе в образовательный процесс ДОУ.
-  Разработка методических рекомендаций для воспитателей по развитию дошкольников средствами работы на экологической тропе.
- Сообщение результатов реализации инновационной деятельности на Совете педагогов ДОУ, РМО, в СМИ.
Значимость для региона:формирование у дошкольников общечеловеческих ценностей, у школьников – гражданской ответственности в социальной жизни, у педагогов – демократических установок в профессиональной деятельности через взаимодействие ДОУ, общеобразовательных школ, учреждений и предприятий района в соответствии с целями экологического воспитания.
Объект исследования:
Система экологического образования дошкольников через создание экологической тропы.
Предмет исследования:
Условия эффективности применения экологической тропы и её влияние на экологическое образование дошкольников.
Цель: Повышение экологической культуры дошкольников посредством внедрение воспитательно – образовательный процесс ДОУ работы на экологической тропе в условиях реализации ФГОС ДОИсходя из поставленной цели можно выделить следующие Задачи:
- побудить дошкольников видеть, замечать различные проявления антропогенного факта, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать результаты воздействия человека на окружающую среду, способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношение человека к природе.
-создание экологически благоприятной среды на территории ДОУ;
-формирование условий для эффективного экологического образования дошкольников, способствующих воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе в условиях реализации ФГОС ДО;
-содействие сотрудничеству детей и взрослых, привлечение родителей для создания комфортной ландшафтной зоны.
-осуществление трудового воспитания детей в процессе ухода за зеленными насаждениями;
-пропаганда охраны окружающей среды и формирование экологической культуры населения.
Гипотеза реализации
Если создать экологическую тропу на территории ДОУ, основанную на специфике природных условий, можно создать наиболее благоприятные условия, позволяющие повысить уровень экологической культуры детей и родителей.
Новизна заключается в инновационном содержании и в форме организации экологической работы с детьми в соответствие с ФГОС ДО.
Обоснование значимости проекта.
Экологическая тропа - это одна из привлекательных форм организации деятельности в системе экологического образования и воспитания. Если она правильно организована, то позволяет дошкольникам с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд.
Организация тропы силами ДОУ дает педагогам возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от детейтворческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценке состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания, но и самое важное — принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее качество личности — убежденность, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт школьников. У них вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.
Учебная тропа создается детьми для самих же детей, но полной жизнью она живет только тогда, когда сюда приходят и взрослые посетители. Выступая экскурсоводами на маршруте тропы, дошкольники приобретают такие ценные качества гражданина, как ответственность и трудолюбие.
Создание экологической тропы, уход за нею и периодическое дооборудование приучают детей к общественно полезному труду и бережному отношению к общему достоянию.
Развитие такой здоровьесберегающей образовательной технологии, как экологические тропы, в образовательной сфере соответствует приоритетам ФГОС ДО и
концепции развития воспитания в системе образования Сахалинской области до 2020 года.
2. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ НА 2016-2017 ГОДЫ
1. Исходные теоретические положения
Исходные положения определяются теоретическими идеями:
идеями целостного развития и воспитания ребенка (Л.С. Выготский, Л.Н. Лесохина, Г.К. Селевко, И.А. Лернер, др.)
значимости воспитания на нынешнем этапе развития России (Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, И.А. Колесникова, др.)
коэволюционным подходом в воспитании (Е.В. Орлов).
Методологической и теоретической основой явились идеи тесной связи педагогического процесса с духовной жизнью общества, системный анализ познания действительности, использовались идеи учёных в области философии, антропологии, педагогики, психологии и передовой педагогический опыт - (А.С.Арсеньев, П.П.Блонский, Л.А. Венгер, В.И.Вернадский, Л.С. Выготский, П.Я.Гальперин, А.В.Головлев, В.В. Давыдов, Л.В.Занков, А.В.Запорожец, П.Ф. Каптерев, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Н.А.Менчинская, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Д.Б.Эльконин). Исследование опиралось на методологическое обоснование процесса экологического воспитания (Н.Д.Зверев, Н.Н.Кондратьева, Н.М. Мамедов, И.Т.Суравегина, Н.Н. Николаева), на разработанную психологами теорию деятельности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн).
2. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ РИП
2.1. Этапы реализации и прогнозируемые результаты по каждому этапу
Мероприятие
Цели Задачи Содержание Сроки исполнения Ответственные Итоговый результат
Поэтапное содержание работы РИП 1. Подготовительный этап
1. 1.Изучение методической литературы по проблеме исследования.
ознакомление коллектива образовательной организации
с распорядительным актом МОСО о присвоении статуса
на общем собрании работников, педагогический совет.
Обобщение и систематизация опыта работы по теме РИП Анализ литературы по теме РИП
Экологическое просвещение З.Ф. Аксенова. «Войди в природу другом», М.: «Сфера» 2011г.;
Н.Ф.Виноградова. «Дети, взрослые и мир вокруг», М.: «Просвещение» 1993г.;
А.С.Галанова. «Дошкольники на прогулке», 2005г.;
А.И.Иванова. «Живая экология», М.: «Сфера» 2007г.;
С.Н.Николаева. «Юный эколог», «Мозаика-синтез» 1999г.;
Н.А. Рыжова. «Наш дом природа», М.: 2005г.;
Н.А.Рыжова. «Что у нас под ногами», М.: 2005г.;
Н.А.Рыжова. «Экологический проект «Моё дерево»», М.: 2006г.;
И.Урмина, Т.Данилина. «Инновационная деятельность в ДОУ», М.: 2009г.
Л.Б. Поддубная. «Природа вокруг нас», Издательство «Корифей», 2008г.;
П.Г.Федосеева. «Система работы по экологическому воспитанию», Издательство «Корифей», 2008г. Январь – февраль 2016 года Старший воспитатель, заведующий МБДОУ, воспитатели групп участвующих в инновационной деятельности Повышение квалификации по теме инновационной площадки всех участников РИП
1.2.Создание группы единомышленников Вовлечение коллектива МБДОУ и родительской общественности в условия инновационной деятельности Изменение планирования деятельности воспитателей в связи с вовлечением в РИП, привлечение родителей к совместной деятельности по теме РИП Беседы с педагогами, обсуждение на педсовете предстоящей работы с родителями на родительском собрании.
Темы собрания: "Значение экологической тропы для воспитания экологической культуры детей". Январь – февраль 2016 Старший воспитатель, заведующий МБДОУ Создание рабочей группы по реализации РИП
1.3.Изучение программно-методического материала по направлению работы Подготовка нормативно - правовых документов программно методического обеспечения, перспективное планирование методической работы , работы с детьми, родителями, социумом Январь – май 2016 Старший воспитатель, заведующий МБДОУ Стратегический план проекта. Эффективное регулированиереализации проекта
1.4. Подготовка методического обеспечения Создание методологического инструментария для реализации РИП Определить методы и приёмы для реализации РИП Подбор и изучение методической литературы по организации экологической тропинки.
Проведение консультаций: Природа родного края.
Подбор диагностического материала Январь – май 2016 Заведующий МБДОУ, старший воспитатель Определение методологического и диагностического материала для реализации РИП
1.5. Выявление уровня развития экологической воспитанности детей детского садаОпределение уровня экологической культуры детей Выявить уровень экологических ЗУНов у дошкольниковПроведение мониторинга по выявлению экологической воспитанности детей детского сада Январь – март 2016 Воспитатели групп вовлечённых в РИП Определение направлений в работе с детьми
1.6. Работа с педагогами Повышение педагогической компетентности педагогов ДОУ по теме РИП Повышение экологической культуры педагогов МБДОУ Педагогическое совещание «Стратегия взаимодействия детского сада и семьи по экологии»
Мастер-классы, тренинги, обмен педагогическим опытом
Проведение внутреннего мониторинга готовности педагогов к инновационной деятельности при реализации долгосрочного педагогического проекта Январь – март 2016 Заведующий МБДОУ, старший воспитатель Повышение профессиональной компетентности педагогов МБДОУ по вопросам РИП Формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта
1.7. Определение проблемы и разработка стратегии реализации Определение целеполагания Разработка целевой базы Детальное обследование территории ДОУ и выделение наиболее интересных объектов.
Разработка маршрута и составление карты - схемы экологической тропы.
Составление конспектов занятий по маршруту экологической тропы. Февраль – март 2016 Старший воспитатель, заведующий МБДОУ Определено новое направление и задачи Разработан маршрут экологической тропы.Разработаны занятия по маршруту экологической тропы. Созданы необходимые условия:
методическая подготовка кадровых ресурсов, материально-техническое оснащение
1.8. . Конкурс для участников РИП «Выбор хозяина тропинки.»Вовлечение родительской общественности и педагогического коллектива в реализацию РИП Взаимосвязь с семьёй по теме РИП Конкурс проектов на тему «Хозяин экологической тропы» Март 2016 Заведующий МБДОУ, воспитатели групп Создание образа хозяина тропы
1.9. Назначение ответственных за экологические точки Распределение обязанностей по реализации проекта Разработка оформления определённой экологической точки Закрепление за каждым воспитателем определённой экологической точки для продумывания её оформления Март 2016 Заведующий МБДОУ, родители Разработка оформления точек экологической тропы.
1.10. Ознакомление коллектива МБДОУ
с распорядительным актом МОСО о присвоении статуса
на общем собрании работников, педагогический совет.
Ведение в режим работы РИП Ознакомление с нормативной документацией Ознакомление коллектива МБДОУ
с распорядительным актом МОСО о присвоении статуса
на общем собрании работников, педагогический совет.
Апрель 2016 Заведующий МБДОУ, воспитатели, родители Решение о введении РИП в образовательный процесс МБДОУ
2. Основной этап (примерные мероприятия): 2.1.Утверждение
МБДОУ программы по реализации РИП
Ознакомление и утверждение программы по реализации РИП Ознакомить с программой РИП, утвердить её, при необходимости внести коррективы. Ознакомление участников РИП с программой реализации РИП Апрель 2016 Заведующий МБДОУ Создание нормативно – правовой, методолгической и целепологающей базы реализации РИП
2.2.Проведение входящей диагностики по теме РИП, вовлеченного в работу РИП, внесение корректировок в план: Диагностирование исходной базы экологических знаний по проблеме РИП Определение уровня знаний по теме РИП всех участников Проведение входящей диагностики по теме РИП, вовлеченного в работу РИП, внесение корректировок в план: Май 2016 Заведующий МБДОУ, старший воспитатель, воспитатели Корректировка программы РИП в соответствие с результатами диагностики
2.3.Составление паспорта экологической тропы Определение фронта работ по организации РИП на территории МБДОУ Привлечение к РИП всех участников распределение обязанностей по организации работы РИП Детальное обследование территории, поиск наиболее интересных объектов (с привлечением детей).
Определение объектов, которые будут созданы дополнительно к имеющимся (кормушки для птиц, скворечники, посадка новых растений: калины, вербы, черемухи, зеленая аптека овощной огород, растения луга)Изготовление паспорта экологической тропы Апрель – май 2016 Заведующий МБДОУ, воспитатели, родители Создание паспорта экологической тропы
2.4.Создание методического приложения к паспорту экологической тропинки Создание материальной базы по реализации РИП Разработка материалов необходимы для реализации РИППодбор произведений художественной литературы и литературы естественно-научного характера о растениях экологической тропинки.
Написание конспектов НОД, экскурсий на экологической тропе. Апрель – май 2016 Воспитатели МБДОУ Создание материальной базы
2.5.Техническое обеспечение работы Улучшить материально - техническую базу Привлечение родительской общественности для реализации РИП Подготовка инвентаря: ведерки, грабли, лопаточки, лейки; Семенного и посадочного материала (с привлечением родителей)
Изготовление табличек, аншлагов, обозначающих точки маршрута, скамеечек, грибочков.
Выбор вместе с детьми и изготовление Хозяина тропинки (сказочного персонажа) Апрель – май 2016 Заведующий МБДОУ, воспитатели, родители Создание условий для реализации РИП
2.6.проведение промежуточной и итоговой диагностики по определению динамики уровня развития;
участие в областной научно-практической конференции с докладом по теме РИП и др. Определение уровня протекания РИП, при необходимости внесение корректировки диагностировать уровень экологической культуры участников РИП, для прогнозирования дальнейшей деятельности по РИП Определение уровня протекания РИП Сентябрь 2016 Заведующий МБДОУ, старший воспитатель, воспитатели Повышение экологической культуры всех участников проекта
2.7.Реализация работы по маршруту экологической тропы Проведение работы по реализации РИП Повышение экологической культуры дошкольников посредством работы на экологической тропе - Выбор объектов для проведения работы на экологической тропе.
- Проведение последовательных занятий по маршруту экологической тропы;
- Изготовление гербариев:
«Лекарственные травы», «Цветы», «Листья». Июнь - сентябрь 2016 Заведующий МБДОУ, старший воспитатель, воспитатели Отработана технология проведения последовательных занятий по маршруту экологической тропы
3. Заключительный этап (примерные мероприятия) 3.1.Проведение итоговой диагностики по теме РИП; Изучение влияния РИП на повышение экологической культуры участников РИП проанализировать влияние РИП на повышение экологической культуры участников РИП Определение уровня экологической культуры в условиях реализации РИП Октябрь – ноябрь 2016 года Старший воспитатель Возрастание экологической культуры всех участников РИП
3.2. Анализ результатов, сравнительная характеристика деятельности РИП, перечень научно-методических разработок по теме проекта (программы); Определение роли РИП в повышении эффективности образовательного процесса Влияние экологической тропы на учебную работу МБДОУ Анализ учебной работы ДОУ с использованием экологической тропы. Ноябрь – декабрь 2016 Старший воспитатель, заведующий МБДОУ Использование РИП привело к позитивным результатам
3.3. Размещение материала на сайте ИРОСО анашз результатов деятельности РИП; Презентировать опыт работы РИП Распространять опыт работы РИП Обобщение опыта работы по теме РИП Ноябрь – декабрь 2016 Старший воспитатель, заведующий МБДОУ Распространение опыта работы РИП Выполнение задач проекта.
Выпуск методических рекомендаций.
3.4.Отчет о деятельности РИП в МОСО. Презентировать опыт работы РИП Распространять опыт работы РИП Обобщение опыта работы по теме РИП Ноябрь – декабрь 2016 Старший воспитатель, заведующий МБДОУ Распространение опыта работы РИП
Выполнение задач проекта.
Выпуск методических рекомендаций.
3.5.Определение дальнейших перспектив Разработка перспектив развития РИП, то есть её устойчивость Определение целевых ориентиров исходя из полученных результатов Прогнозирование дальнейшего развития РИП Декабрь 2016 Старший воспитатель, заведующий МБДОУ Определение перспектив развития РИП и механизмов его осуществления
2.2. Методы деятельности
2.2.1. Принципы, положеные в основу:
- принцип краеведения;
- принцип «позитивного центризма»;
- принцип природосообразности;
- принцип научности и доступности понятий;
- принцип «спирали»;
- принцип междисциплинарности и интеграции содержания.
Принцип краеведения (изучение природы родного края) позволяет:
- формировать понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;
- использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;
- создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность, что в значительной степени стимулирует его саморазвитие.
Обучение строится «от ребенка» в направлении расширения его познания. В педагогике этот принцип называется педоцентризмом или (по Н.Ф. Виноградовой) позитивным центризмом, когда в содержание программы отбираются наиболее актуальные для ребенка этого возраста знания.
Причем педагогический процесс будет эффективен и успешен только при строгом соответствии экологического образования законам развития детского организма, т. е. при соблюдении принципа природосообразности.
При отборе содержания учитываются научность и доступность понятий. На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания. Таким образом, естественнонаучные знания оформляются по схеме: «представления – понятия – знания». Такая последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержания.
Кроме того, необходимо, чтобы реализовывался принцип «спирали», когда дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя естественнонаучные представления и понятия, учась применять более сложные приемы и методы исследования.
Принцип междисциплинарности и интеграции позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое и увидеть место каждой предметной области в данной системе.
Усложнение материала идет от возраста к возрасту по принципу «от простого к сложному». По мере совершенствования знаний и ручных навыков детей усложняется и содержание деятельности по уходу за растениями и животными.
Таким образом, экологическое развитие строится по схеме:
- природа – человеку
(материальная, эстетическая и оздоровительная значимость природы);
- человек – природе
(положительная и отрицательная деятельность человека в природе);
- правила охраны природы; личное участие каждого в природоохранных мероприятиях.
2.2.2. Методы деятельности по внедрению инновационного проекта
- изучение научно – практической, методической литературы по теме,
- изучение нормативных и инструктивных документов,
- анализ имеющегося опыта,
- теоретическое моделирование,
- педагогические технологии,
- оперативное управление,
- комплексное (перспективное и календарное) планирование;
-педагогический анализ (наблюдение, опрос, интервьюирование, диагностика (первичная, промежуточная, итоговая), рисуночная методика,- контроль выполнения планов,
-дополнительное ресурсное обеспечение,
- изучение, анализ и обобщение опыта по инновации
2.2.3. Формы и методы работы на экологической тропе:
экологические беседы;
экологические экскурсии;
уроки доброты;
уроки мышления;
экологические кружки;
экологические конкурсы;
КВН, викторина «Поле чудес»;
экологические акции;
обсуждение и проигрывание ситуаций;
трудовой десант;
зелёный патруль;
клуб исследователей природы;
лаборатория юного эколога;
составление экологических карт;
ведение фенологических календарей природы;
коллекционирование;
экологические выставки и экспозиции;
экологические праздники;
экологические игры (дидактические, имитационные, игры-моделирование экосистем; соревновательные, игры-путешествия и т. д.);экологические сказки;
экологические тренинги;
инсценировки, театрализации и т. д.
2.3. Обоснование возможности реализации проекта (программы) в соответствии с законодательством об образовании или предложения по содержанию проекта нормативно-правового акта, необходимого для реализации проекта (программы)

п/п Наименование нормативного правового акта Основные положения
1. Закон РФ «Об образовании в РФ» Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
3.Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:…
2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;
3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
5) защищать права и законные интересы обучающихся;
6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации
4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:
1) обеспечить получение детьми общего образования;2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
5. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).
6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации
2. Федеральный государственный образовательный стандарт 1.4.Основные принципы дошкольного образования:
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество Организации с семьёй;
1.5.Стандарт направлен на достижение следующих задач:
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1.7. Стандарт является основой для:
6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития
3. Образовательная программа образовательной организации «Цель этой деятельности: повышение педагогической грамотности родителей. Для решения этой цели используем разнообразные формы работы:…» «…Включение родителей в деятельность ДОУ осуществляется через создание условий для их участия в планировании, организации и контроле за деятельностью дошкольного учреждения…»
«…Успешное осуществление интеграции семейного и общественного воспитания, переход на качественно новое содержание и технологии образовательного процесса, изменение стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи содействует выработке общей стратегии развития личности ребенка, формированию единого образовательного пространства….»
4. Программа развития образовательной организации «Основные направления программы:
3.Создание единого образовательного пространства в ДОУ и семье, тесное сотрудничество с семьями воспитанников…»
5. ФГОС ДО «…дошкольное образование стало первой ступенью образования, а образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельности есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму…»
2.4. Предложения по распространению и внедрению результатов инновационной деятельности в массовую практику, включая предложения по внесению изменений в законодательство об образовании (при необходимости).
2.4.1.ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ И ВНЕДРЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ РИП В МАССОВУЮ ПРАКТИКУ:
Полученные в ходе реализации РИП результаты будут иметь практическую ценность:
– для родителей в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях;
- для педагогов дошкольных образовательных учреждений развивающей повышение экологической культуры дошкольников;
Наиболее приемлемыми формами трансляции полученного в ходе реализации проекта опыта считаем:
– информационные брошюры, содержащие описание и иллюстративный материал методики проведения работы на экологической тропе.
– мастер-классы;
– консультации (за рамками РИП);
– дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждениях;
– сайт образовательной организации.
2.4.2. УСТОЙЧИВОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ РИП.
обоснована наличием:
- нормативной базой, приведенной в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ;- наличием кадровых, финансовых, материально-технические и иные условий реализации РИП;
- повышение профессиональной компетентности педагогов образовательной организации по вопросам экологической культуры;
- разработанной системы материального поощрения для сотрудников, участвующих в реализации РИП взаимодействия;
- разработанным планом дальнейшей работы по теме РИП;
- реализацией мероприятий по развитию материально-технической базы.
2.4.3. КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА.
Критерий1Уровень компетентности педагогов по РИП
Показатели:* Умение планировать собственную деятельность по работе на экологической тропе на основе глубокого анализа предыдущей деятельности
* Умение организовать правовое и психолого-педагогическое просвещение родителей, выбрать соответствующие целям формы организации, методы и приемы.* Умение вовлечь родителей в образовательный процесс по теме РИП .* Умение выявить и обобщить передовой педагогический опыт.
Критерий 2
Уровень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в образовательной организации по экологическому воспитанию дошкольников.Показатели:*Полнота информации о целях и задачах образовательной организации в области воспитания, обучения и оздоровлении ребенка.*Информированность о видах образовательных услуг в образовательной организации..*Удовлетворенность содержанием знаний и умений, получаемых посредством дошкольного образовательного учреждения по практике РИП.*Возможность участия в воспитательно-образовательном процессе образовательной организации.
Критерий 3
Степень эффективности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в экологическом воспитании дошкольниковПоказатели:*Рост воспитательного потенциала семьи.*Положительные тенденции в изменении характера семейных отношений.*Мотивационная готовность родителей к самообразованию в вопросах воспитания и развития детей.*Активная субъектная позиция родителей..*Расширение спектра совместных дел родителей и педагогического коллектива.*Увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества.*Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению и активность их участия в них.
2.5. Необходимые условия организации работ
1. Использование окружающей дошкольное учреждение природной и социокультурной среды как ресурса экологического воспитания и развития детей.
2. Отбор содержания экологического воспитания в соответствии с выделенными компонентами (познавательный, ценностный, нормативный, деятельностный), включая аспекты не только природного, но и социокультурного мира.
3. Подготовка педагогов и родителей к реализации цели РИП  по экологическому воспитанию детей, включающую социальный, специальный, психолого-педагогический и методический аспекты.
4. Организация систематизированного педагогического процесса экологического воспитания детей на экологической тропе.
5. Осуществление постоянного мониторинга результатов экологического образования посредством экологическойосредством экологическРИПьтуры дошкольниковествленияников РИП работы РИПный еской тропыова.
2.6. Перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме проекта (программы))1.Бондаренко А.К. Знакомим детей с животным миром. М., 1991.
2.Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М., 1978.
3.Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Спб., 1995.
4.Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2001.
5.Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: Занятия с дошкольниками. М., 2002.
6.Иванова А.И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. М., 2007.
7.Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. М., 2007.
8.Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. М., 2007.
9.Кондратьева Л.Н. Программа экологического образования детей «Мы». – Спб, 2003.
10.Меремьянина О.Р. Формирование у детей основ экологической культуры. Методические рекомендации. 1997.
11.Меремьянина О.Р. Давайте сохраним…
12.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М., Академа. 1999.
13.Новосёлова С.Л. Развивающая предметная среда. М., 1995.
14.Пашкевич Т.Д. Таинства педагогического проектирования в ДОУ. 2009.
15.Рыжова Н.А. Экологический проект «Моё дерево». – Тамбов, ИПКРО, 1995.
16.Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они? – М.: Гном и Д, 2001.
17.Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году. – М.: Гном и Д, 2000.
18.Шорыгина Т. А. Цветы. Какие они? – М.: Гном и Д, 2001.
19.Шорыгина Т. А. Птицы. Какие они? – М.: Гном и Д, 2001.