Конспект НОД для средней группы по экологическому воспитанию «Как звери готовились к зиме»


Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологическому воспитанию в средней группе
Тема: «Как звери к зиме готовились?».
Программное содержание: Расширять представления детей о многообразии природных явлений. Побуждать детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных: с наступлением холодов звери делают запасы на зиму, меняют окраску. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. Развивать наблюдательность, внимательность. Воспитывать трудолюбие.
Наглядный материал: Буратино, гномик. Магнитная доска. Картины «Поздняя осень». Аудиозапись гомона птиц.  Письмо от гномика. Разрезные карточки с изображением пенька.
Ход занятия.
Раздается стук в дверь, заходит Буратино. Он печально здоровается с детьми. Воспитатель интересуется, почему Буратино такой грустный. Буратино что-то шепчет воспитателю. Воспитатель сообщает детям, что Буратино в гости ждал своего друга Гномика. Но тут почтальон принес письмо от Гномика. И только Буратино хотел прочитать письмо, как лиса с волком подбежали, оторвали часть письма и убежали. Воспитатель успокаивает Буратино и читает письмо от Гномика:
«В гости прийти не могу. У нас в лесу все готовятся к ….»
Воспитатель  задает детям вопрос:
- Как вы думаете, что могло быть написано в письме? (ответы  детей).
Ребята, а вы  хотели бы, помочь Буратино узнать, что же случилось у Гномика?
Но прежде чем отправиться в лес нам надо вспомнить как нужно вести себя в лесу?
Дети: Не шуметь,  не бросать мусор, не ломать деревья.
Воспитатель: Правильно ребята! Не шуметь, не кричать, а друг другу помогать.
(отправляемся в лес на паровозике). Звучит музыка
Воспитатель: Вот мы и оказались в сказочном лесу.
(Выставлена магнитная доска с пейзажем леса поздней осенью. Звучит аудиозапись гомона птиц. Буратино обращает внимание детей на то, что в лесу очень шумно.)- Гномика не видно. Да он нас и не услышит в таком шуме. Что же здесь происходит?
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину осеннего леса.
Дидактическая игра «Опиши картину».
Воспитатель задает детям вопросы, а дети находят ответ, рассматривая картину на магнитной доске.
-Почему птицы так шумят? (Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края)
-Почему птицы решили улететь в жаркие страны? (Наступает зима. Деревья стоят без листьев. Насекомые спрятались далеко под кору. Птицам нечем питаться.)-Ребята, а где  же зайчишка, почему его не видно? (Он поменял серую шубку на белую и спрятался за берёзой. Поэтому его не видно)-Почему зайка спрятался за берёзой? Потому что у берёзы ствол белый, как шубка у зайца зимой)-Зачем надо было зайке поменять свою шубку? (Когда выпадает снег ему легче будет спрятаться от врагов)
-Найдите на картине, кто делает запасы на зиму? (белочка)
-Что белочка запасает на зиму? (грибы, ягоды, шишки)
Буратино сообщает ребятам, что белочка умеет считать. Так как она выбирает только те веточки, где больше всего шишек.
Воспитатель задает вопрос детям:
- Ребята, как вы думаете, белочка умеет считать?
Послушайте интересную историю про белочку:
- Поздней осенью прыгает белочка с одного дерева на другое. Стукнет по ветке и замрет, затем на другую ветку прыгнет, опять стукнет и замрет. Белочка считать, конечно же, не умеет. Но у неё очень хорошее зрение, Давайте проведём опыт и узнаем, зачем белочка стучит по веточкам.
Опытническая работа.
Цель: определить, на какой ветке больше шишек.
Материалы: две веточки с разным количеством шишек.
Воспитатель предлагает детям постучать по веточкам и определить, какая веточка колышется дольше? (веточка, на которой больше шишек, колышется дольше)
Воспитатель снимает часть шишек с веточки и вешает на веточку, где было мало шишек. Опыт повторяется.
Воспитатель предлагает детям постучать по веточкам и определить, какая веточка колышется дольше? (веточка, на которой больше шишек, колышется дольше)
- Зачем белочка стучит по веточкам? (Чтобы определить, какая веточка колышется дольше)
- Какая веточка колышется дольше? (та веточка, на которой больше шишек)
- Где белочка прячет свои запасы? (в дупле)
Дидактическая игра «поможем белочке собрать запасы на зиму»
- Зачем медведь носит к ямке возле сваленного дерева ветки? (устраивает себе берлогу)
-Что такое берлога? (это домик для медведя)
- Какие запасы на зиму делает медведь? ( Медведь не делает запасов на зиму, потому что  он всю зиму спит)
- Посмотрите на картину и скажите, что делают звери? (Звери готовятся к зиме)
- Кто догадался, что было написано в письме Гномика?
- Ребята, а почему мы здесь не видим лису, волка и Гномика. (Ответы детей)
Буратино предлагает детям поискать его друга Гномика и задает вопрос:
- Где может быть его друг?
- Мы узнаем, если соберем эти разрезные картинки.
Дидактическая игра «Собери картинку»
Детям раздаются разрезные картинки из пяти частей, которые они должны собрать и назвать изображение.
Дети собирают картинки и определяют, что это пень. Находят пень и Гномика на картине.
Гномик приветствует Буратино и ребят:
- Буратино, я не смог прийти к тебе в гости, так как спешу приготовить свой домик к зиме. Только вот проказники лиса и волк нам только мешают, поэтому мы их прогнали. Вы их не видели?
Буратино рассказывает, как лиса и волк оторвали от письма кусочек, как он переживал за своего друга и как ребята помогли Буратино найти Гномика. Гномик благодарит ребят, просит лесных друзей  угостить ребят тем, что они запасли на зиму. Ребята благодарят лесных друзей и возвращаются в детский сад.
- А теперь мы возвращаемся с вами в детский сад.        (на паровозике)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось в лесу?
- Что вам больше всего запомнилось?
Физкультминутка
Мишка вылез из берлоги
Огляделся на пороге ( повороты влево и вправо)
Потянулся не спеша
Вот и осень к нам пришла (потягивание- руки вверх)
Чтоб скорей набраться сил
Головой медведь крутил (наклоны головы вправо, влево)
Наклонился взад-вперёд (наклоны вперёд, назад)
Вот он по лесу идёт (раскачивание в стороны)
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки
В них съедобные личинки
Для медведя витаминки (наклониться коснуться ступни)
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся (дети садятся)
Мы с вами поиграем в игру «Подскажи словечко».
- Заяц зимой белый, а летом …….(серый)
- У зайца хвост короткий, а уши …….(длинные)
- У белки задние лапы длинные, а передние …….(короткие)
- Ёж маленький, а медведь …….(большой)
- Заяц пушистый, а ёж …….(колючий)
- У белки хвост длинный, а у зайца …….(короткий)
- У лисы шерсть мягкая, а у волка …….(жёсткая)
- А теперь положите фигурки на лесную полянку (макет леса).
Воспитатель обобщает и уточняет знания детей: Не боятся звери зимы. От лютой стужи их спасает пушистая теплая шерсть. У зайца, белки меняется и окраска шерсти, чтобы лучше спрятаться от хищников. Не страшен им и голод. Хоть и нет в лесу ни орехов, ни грибов, но белка запасла их еще летом и осенью, а теперь отыскивает свои кладовые. С удовольствием ест она и семена еловых шишек, которых и зимой в лесу много. Медвежьего корма в лесу нет. Но медведь неплохо устроился: спит всю зиму в своей берлоге и ничего не ест. Спят ежик и барсук в своих норах. Живут они в это время за счет жира, который накопили в своем теле еще летом и осенью. А вот зайцы, лисы, лоси ничего не запасли. Заяц питается веточками деревьев, гложет кору. Ветками кормятся и лоси. А лисе ветки не по вкусу. Ходит рыжая по снегу и тщательно его обнюхивает. Это она норки мышей под снегом отыскивает. Так мышами, в основном, и корится всю зиму. Может лисица и за зайцами охотиться, и к людям в деревню наведаться – за курочками. Волки зимой сбиваются в стаи, чтобы легче было охотиться на кабанов, лосей, оленей и др. животных. Не делают волки запасов на зиму и поэтому приходится проходить им большие расстояния, прежде чем найдут они себе добычу. Но зверям зимой нередко бывает голодно. Поэтому их надо подкармливать: в лесу развешивают заготовленные вешки, раскладывают сено, морковь, листья капусты, орехи и желуди. 
Воспитатель благодарит детей за внимание на занятии.
Подводится закрепление пройденного материала и итог занятия.