Творческая работа Совместная работа с родителями по воспитанию у детей добра, нравственности, толерантности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ
ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Совместная работа с родителями по воспитанию
у детей добра, нравственности, толерантности




Выпускная работа
слушателя курсов повышения
квалификации
ДАШЕВСКОЙ Валентины Михайловны
учителя начальных классов УВК «Школа – физико-математический лицей»
г. Алушты

Рецензент:
Кравцова Л.Ф.
старший преподаватель кафедры психологии и педагогики



Симферополь 2010г.
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

I. Теоретическая часть.

Особенности организации работы с родителями.

1.1. Воспитание – процесс социальный 6

1.2. Родительские собрания – это педагогическое просвещение, и

консультация, и открытый урок, и семейный праздник. 9

1.3. Что дают нестандартные родительские собрания?.... 12

II. Практическая часть.

Привлечение родителей к работе с детским коллективом... 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

ЛИТЕРАТУРА...... 25






ВВЕДЕНИЕ

Вот уже 35 лет я работаю учителем начальных классов. Все годы – в одной школе, которую сумела полюбить. Идут годы, меняется время, меняются дети и их родители.
Когда я принимаю новый класс, меня всегда волнуют вопросы: какие мои будущие ученики и их родители? Смогут ли родители стать моими помощниками, как они воспитывают своих детей?
С первого дня знакомства с родителями я говорю им: чтобы наши дети выросли нравственно здоровыми, необходим тесный контакт родителей, наша совместная, согласованная работа. Знакомство с жизнью каждой семьи начинаю с анкеты, которую заполняют родители. Проанализировав эти анкеты, я узнаю о семье очень многое: об увлечениях ребенка, о его поведении и обязанностях по дому, о методах воспитания, используемых родителями, о том кто в семье занимается воспитанием.
Следующая анкета позволяет мне сделать вывод о коммуникабельности ребенка, о его чертах характера, умении общаться. Многое о взаимоотношениях в семье узнаю из рисунков детей. Все рисунки похожи: мама на кухне, папа на диване, а ребенок где-то в стороне, один с игрушками. Рисунок – показатель взаимоотношений в семье. Ребенку не хватает общения, часто в семье он бывает одинок. Вот почему порой в благополучных, казалось бы, семьях, вырастают трудные дети. Они ищут общения на стороне, порой попадая в дурную компанию Рисунки детей заставили родителей посмотреть на своего ребенка другим взглядом. Ответ был один: мало общаемся с детьми.
На вопрос: «Что вам нельзя?» ответы детей сводятся в основном к следующему: нельзя зажигать газ, открывать незнакомым людям дверь и т.д. Некоторые дети говорили: «Я не знаю, что мне нельзя, мне всё можно».
Вот с такой установкой – мне можно всё! – дети обычно приходят в школу: можно кричать, бегать, перебивать учителя, плохо вести себя в столовой и т.д.
Принцип воспитания многих родителей: делай что хочешь, только мне не мешай. А ведь родители в ответе за своего ребёнка0, они должны предъявлять к нему необходимые требования, учить тому, что можно, а что нельзя. Недаром народная мудрость гласит: «Если хочешь испортить ребёнка, дай ему всё, что он просит, разреши делать всё, что он хочет».
Анализируя содержание анкет, рисунков, разбирая различные ситуации общения ребёнка со взрослыми и сверстниками, совместно с родителями мы составили ряд правил.
Вот они:
Будь к своему ребёнку в меру добр и требователен, если хочешь чего-то добиться.
Прежде чем дать оценку действиям ребёнка, попробуй вникнуть в ситуацию.
Покажи ребёнку хороший пример. Поведение родителей определяет поведение детей.
Обострившиеся социальные проблемы общества неотвратимо оказывают негативное влияние на семейное воспитание. Родители, занятые решением наболевших вопросов обустройства быта, материального благополучия, а порой и просто физического выживания семьи, все меньше уделяют внимания проблемам воспитания детей.
Роль школы в современных условиях – стать центром духовного развития личности каждого учащегося, координатором усилий родителей и педагогов в деле воспитания социально адаптированного к условиям современной действительности ребёнка. Эффективность такой работы во многом зависит от взаимодействия педагога и родителей: от их взаимопонимания в постановке целей и задач воспитания, установления приоритетов личностного и деятельного компонентов в развитии детей, умелой организации сотрудничества детей и взрослых, создания благоприятных условий для развития детской самодеятельности.
Задача учителя – убедить каждого родителя в ценности личности конкретного ребёнка, помочь в определении личностной направленности воспитания каждого учащегося с учётом его индивидуально-психологических особенностей, сформировать мотив и потребность родительского участия в воспитании гражданина с высокими моральными, интеллектуальными и физическими свойствами.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
В.А. Сухомлинский
Нравственность – это залог человеческой, а не животной жизни. Она не приходит сама, она воспитывается через улыбку, голос, жест матери, доброе слово учителя, наставника, через игру, занятие любимым делом. Культура воспитания детей, её традиции у каждого народа имеют свои национальные особенности. К сожалению, в наши дни многое из того, что накапливалось веками, постепенно забывается и утрачивается. Ученные экспериментируют, исследуют, изучают, но альтернативы народной мудрости пока не находят.









ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.

ВОСПИТАНИЕ – ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНЫЙ.

«Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте родители и педагоги».
А.С. Макаренко
Сегодня без преувеличения можно сказать, что педагогика – наука о воспитании человека должна занять ведущее место в жизни нашего общества. И не случайно о воспитании говорят все – и педагоги , и родители, и общественность.
Мы все причастны к воспитанию. А чтобы заниматься им хорошо, надо знать о воспитании как можно больше: необходимо и знание сложной детской психологии, и педагогических средств воздействия, и простых и одновременно сложных жизненных истин.
Большие, сложные задачи стоят перед учителями современной школы. У истоков ответственного процесса формирования важнейших личностных качеств у каждого учащегося стоим мы – учителя начальных классов. Сегодняшние младшие школьники, эти маленькие граждане нашей страны, завершат среднее образование и войдут в широкую жизнь. От нас, учителей, во многом зависит, какими они будут. Нам важно не только вооружить их прочными знаниями, соответствующими умениями и навыками, но и сформировать их активными строителями нового общества, воспитать в них такие личностные качества, как доброту, отзывчивость, любовь к Родине.
Выполняя такую большую и ответственную работу, мы всегда должны помнить, что в её успехе заинтересованно все общество и что для достижения успеха необходима совместная деятельность школы, семьи и общественности. Как бы серьёзно ни продумывали мы формы воспитания учащихся в школе, мы не сможем достигнуть поставленной цели, если будем действовать без постоянной поддержки родителей.
Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребёнка. Роль семьи в создании такой согласованной системы трудно переоценить, ведь именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер.
Семья играет важнейшую роль в эмоциональном, моральном развитии детей, в формировании навыков и привычек поведения, чувств и представлений, трудолюбия, гражданственности. Вся атмосфера семейной жизни, уклад семьи оставляют неизгладимый след в личности ребёнка.
Сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса – важная и ответственная задача.
Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Главными воспитателями своих детей являются родители. Каждый родитель, хочет он того или нет, является воспитателем.
Учитель начальных классов и родители являются основными воспитателями младших школьников. Поэтому эффективность воспитательной работы педагога во многом зависит от его умения работать с родителями, находить с ними общий язык, опираться на их помощь и поддержку.
Формы и методы работы учителя с родителями разнообразны. Это и проведение общих родительских собраний, и групповые, и индивидуальные беседы с родителями, и привлечение родителей к непосредственной работе с детьми. Но учитель должен понимать, что многообразие форм и методов ещё не всегда обеспечивает успех работы. Определяющим, наряду с содержанием и методами воспитательной деятельности, является стиль отношений, который складывается между учителем и родителями школьников.
Ведущую роль в отношениях «учитель – родители» играет педагог, для него воспитание является профессией. Он имеет специальную подготовку и владеет арсеналом воспитательных средств и умело использует их в различных педагогических ситуациях.
Работая с родителями, учитель постоянно оценивает ребёнка, его поступки, успехи и неудачи в учении, отношение к своим обязанностям и т.д.
Взаимопонимание с родителями во многом достигается тем, насколько учитель соблюдает меру в положительных и отрицательных оценках. Здесь педагогу всегда надо иметь в виду следующее: оценивать конкретный поступок, а не личность ребёнка в целом, обязательно вместе с родителями находить пути улучшения или исправления создавшегося положения. И второе. Отрицательно оценивая ребёнка, учитель тем самым, вольно или невольно оценивает родителей. Причём отец и мать оцениваются и как личности и как воспитатели. Правильное требование, правильная оценка учителем ребёнка и воспитательных воздействий родителей должны быть облечены в педагогически целесообразную, тактическую форму, только в этом случае будут достигнуты правильные отношения между педагогом и родителями.











РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ – ЭТО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ, И КОНСУЛЬТАЦИЯ, И ОТКРЫТЫЙ УРОК, И СЕМЕЙНЫЙ ПРАЗДНИК.

Авторитет школы и учителя во многом определяется умелой организацией и проведением классных родительских собраний.
Учитель начальных классов – первый учитель для родителей, у которых дети стали школьниками. От него зависит как он сумеет «расположить» родителей к школе, будут ли они его помощниками, будут ли регулярно посещать родительские собрания, правильно реагировать на замечания по учёбы и воспитания детей.
Родительские собрания – это школа воспитания родителей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.
Проработав в школе 35 лет, я до сих пор не могу идти на встречу с родителями не подготовившись. Заранее продумываю тему, план предстоящей беседы. Родительские собрания провожу один раз в месяц по определенной тематике.
Родительские собрания проводятся не только для того, чтобы держать родителей в курсе обучения и помочь им в воспитании детей, но и для тог, чтобы помочь решить те или иные проблемы, с которыми родители безуспешно пытаются справиться сами. Случается, что папы и мамы, если их дети слабо учатся, не желают ходить на собрания, не хотят лишний раз выслушивать замечания учителя и его нелестные отзывы об успеваемости их детей.
Опыт моей многолетней работы показывает, что родительские собрания нужно проводить по-новому. Надо сделать так, чтобы родители сами наглядно видели, как учится и чем живёт их ребенок, каковы причины его трудностей в обучении, поведении, общении.
Родители остро нуждаются в педагогическом просвещении, поэтому родительское собрание – это и педагогическое просвещение, и консультация, и открытый урок, и семейный праздник. При подготовке собрания необходимо обязательно включать теоретические проблемные вопросы. Но чтобы не было пассивного слушания, желательно менять формы подачи материала: например предложить родителям решить несколько педагогических ситуаций, применимых к данному классу.
Ответы можно подготовить заранее в нескольких вариантах. Родители, выбирая варианты, не смущаясь, приходят к верному решению. Можно предложить мини-сценки, где участвуют и родители, и дети, что также является подспорьем в правильном выборе варианта.
На собраниях даётся информация о содержании программного материала, о предъявляемых к детям требованиях. Родители учились по другим программам, поэтому им необходимы консультации учителя. Оказывать такую практическую помощь родителям надо систематически. Особенно это актуально для родителей младших школьников, когда тесный контакт педагога с родителями работает на воспитание и развитие ребёнка-школьника, формирование его личности в новой среде, когда происходит закладка его основных общественно-человеческих ценностей.
Полезно иногда на собраниях представить фрагменты уроков. Это нравиться детям, а родители внимательно и заинтересованно следят за своим ребёнком. Сравнивая учеников, родители сами делают выводы об успехах своих детей. Например, при проведении фрагмента урока математики родители сами оценивают выполнение заданий детьми, используя карточки разного цвета (со славами «Молодец!», «Отлично!», «Надо постараться», «Не унывай, научишься!»). В процессе такой работы родителей не приходится убеждать в низких показателях успеваемости ребёнка, они сами приходят к такому выводу: программа ребёнком либо усвоена слабо, либо не усвоена вовсе, необходимы дополнительные усиленные занятия, чтобы наверстать упущенное. И только учитель с педагогической позиции может найти верные и оптимальные пути её разрешения.
Надо стараться организовывать собрание так, чтобы дети больше общались с родителями на неформальном уровне, для чего необходимо включать игры и конкурсы. Все с удовольствием в них участвуют – и получается праздник.























ЧТО ДАЮТ НЕСТАНДАРТНЫЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ
· СОБРАНИЯ?

Что дают нестандартные родительские собрания?
Высокую посещаемость.
Сближают учителя, родителей и детей.
Частично решают проблему семейного досуга.
Нет назидательности со стороны учителя.
Родители учатся правильно помогать детям дома.
Родители видят уровень знаний, активность своих детей в сравнении с другими.
Нет обид и недомолвок между учителями и родителями.
Родительское собрание – это основная фора совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитание учащихся в школе и дома. Главным его предназначением являются согласование, координация и объединение усилий школы и семьи в создании условий для развития духовного богатства, нравственно чистой и физически здоровой личности ребёнка. Родительские собрания проводятся и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активизировать их роль в жизни класса, повысить ответственность за воспитание своих детей.
Родительские собрания нужны:
для быстрого получения разнообразной информации о детях;
как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, режиме его работы и т.д.;
для ознакомления родителей с анализом успеваемости, посещаемости, с итогами медицинских обследований и т.д. Но это должен быть аналитический материал (без названия конкретных фамилий родителей и детей);
как консультативные по программе каникул, по занятости в системе дополнительного образования и т.т.;
как экстренные, чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, при чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, решающий, как помочь ребёнку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;
творческие собрания, когда дети показывают родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т.п.;
собрания-лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения. Подобные собрания можно проводить достаточно часто (один раз в месяц), как школу для родителей.
Подготовка собрания:
определить тему, главную проблему и основные задачи собрания;
разослать родителям приглашения, составленные в вежливой форме, с указанием вопросов, выносимых на собрание;
продумать, где будут родители раздеваться, кто и как встретит их в школе;
продумать выставочный или информационный материал;
определить, каких специалистов можно пригласит;
продумать свой внешний вид; это немаловажная деталь: ведь каждый раз собрание – событие и немножко праздник.
Правила поведения классного руководителя на родительском собрании:
Недопустимо проведение родительского собрания «по классному журналу». Родители ценят учителя не как информатора об учебных успехах или неуспехах детей, а как доброжелательного советчика, человека, сведущего в обучении, и, главное, в воспитании детей.
Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.
Показать, что у школы и семьи – одни проблемы, одни задачи, одни дети.
Подсказать, как найти пути выхода из проблемных ситуаций. Поискать эти пути вместе.
Постараться понять родителей, поставить себя на их место.
Уметь разговаривать с родителями спокойно, уважительно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители и хороших учеников, и неуспевающих детей уходили с собрания с верой в своего ребёнка.
Приёмы успешного проведения родительского собрания:
Можно расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга.
Подготовить визитки с именами родителей, особенно если они ещё не знают друг друга.
Называть родителей по имени-отчеству, а не «Катина мама», «Сережин папа».
Использовать форму разговора за чашкой чая, особенно в начале 1 класса.
Использовать групповые формы работы с родителями, игровые элементы.
Опираясь на опыт, мнения авторитетных родителей.
Умело определить день и час родительского собрания (когда нет важных событий, интересных телепередач и др.).
Жестко определить регламент собрания. Беречь время родителей.
Необходимо закончить собрание принятие конкретного решения.
Только заинтересованность учителя в судьбе ученика, его доброжелательный тон, стремление увидеть в родителях союзника помогут найти с ними общий язык. Учителю необходимо всегда говорить родителям о сильных сторонах личности ребёнка. Такой подход в работе с родителями поможет учителю легче установить контакт с ними, определить направление воспитательных воздействий.
Учитель не столько утверждает, сколько советует, договаривается с родителями, как они вместе будут действовать по отношению к ребёнку. Необходимо, чтобы родители знали о всех успехах и продвижении ученика, будет ли это касаться успехов в учении, в поведении или в отношениях с товарищами. Таким образом, родители будут убеждаться в том, что общие усилия дают положительный результат.
Стиль отношения педагога к родителям представляет собой устойчивую систему методов и средств работы, основанную на определённых принципах воспитательных воздействий на ребёнка. И педагогу и родителям необходимо подходить к каждому школьнику с оптимистической верой в то положительное, что в нём есть, что можно развить. Помочь ребёнку поверить в свои силы – задача учителя и родителей. Эта вера в себя и делает школьника субъектом воспитания, когда он сам постепенно начинает ставить перед собой различные задачи и находить средства их решения.
Необходимо ещё раз подчеркнуть, что в работе с родителями педагог должен всегда и во всём соблюдать педагогические нормы и такт, следовать тому идеалу гуманистических отношений, которые он формирует у детей.










ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
ПРИВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ С ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ.

Родители учащихся, как правило, относятся с большим интересом и уважением ко всему тому, что делается в школе, к той работе, которую проводит учитель с детьми. Родителям интересно присутствовать в классе на уроке, на сборе, на утреннике, посмотреть как относятся к дочери или сыну товарищи по классу, как он отвечает урок, участвует в сборе. Но не все родители могут сами включиться в воспитательную работу с детьми. Некоторые из них просто не решаются прийти в школу, боясь, что помешают учителю, другие приходят только для того, чтобы помочь в хозяйственных делах. Поэтому учителю можно и должно привлекать родителей к воспитательной работе. Формы участия родителей в воспитательной работе различные.
Родители, включаясь в жизнь класса, должны понять, что помощь ребятам состоит в том, чтобы показать и научить, как надо сделать то, чего они ещё не умеют делать, разъяснить, подсказать, проконтролировать их деятельность.
Можно привлекать родителей к проведению бесед с детьми. Это прежде всего рассказы родителей о своём труде, своей профессии. В моём классе многие часы общения были посвящены профессиям родителям. Например, о нелёгкой профессии следователя детям рассказала Ирина Владимировна Жижченко (старший следователь МВД г. Алушты), Владимир Петрович провёл экскурсию по метеостанции на Ангарском перевале и познакомил с работой метеорологов; бабушка Ани Б., Вера Владимировна Ковалёва – с профессией врача; Светлана Сергеевна Ткацкая рассказала о профессии учителя; а мама Ксени И., Юлия Анатольевна свозила детей класса в воинскую часть ПВО Алушты и познакомила со своей профессией старшего оператора ПРП МВО. Кукушкин Юрий Юрьевич – о профессии адвоката, Мейман Галина Михайловна – о работе хлебопекаря, испекла каравай, который ребята с большим удовольствием съели с солью во время беседы. Многие ребята познакомились с профессией стоматолога. Мама Насти П., Людмила Александровна во время посещения стоматологического кабинета детьми рассказывала им о новинках лечения. Сергей Александрович Пешков во время замены люстр в классном кабинете на новые, познакомил ребят с профессией электрика. Сотникова Галина Касьяновна, делая девочкам прически на конкурс «Мисс Осень» - с профессией парикмахера. Мама Наташи К., Елена Ивановна на праздник посвящения в первоклассники, испекла огромный торт и рассказала о профессии кондитера.
Говоря о своём труде, родители подчеркнули интересное в своей деятельности, показали, чем их профессии доставляют радость, но и не упустили то, что трудно в их профессии и требует напряжения сил и ума.
Далеко не всегда у детей сразу просыпается интерес к изучению родного края. Этот интерес надо пробудить и в этом отношении родители могут сделать многое. Необходимо вместе с учителем спланировать на год экскурсии по своему городу и его окрестностям. Одни из них мы посвящаем историческим событиям, которые в нём происходили (Елена Александровна С. и Светлана Викторовна П. организовали экскурсии в краеведческий музей, к памятникам войны). Другие экскурсии были направлены на изучение архитектурных памятников (Светлана Анатольевна О. провела экскурсию в крепость Алустон). Елена Леонидовна К. и Ольга Ивановна М. организовали экскурсии для учащихся класса в городскую типографию и пожарную часть. Светлана Михайловна Щ., Ирина Игоревна Т. посетили с детьми музеи Шмелёва, Сергеева-Ценского (здесь дети приняли участи в рождественских торжествах и в празднике «Цветущего миндаля»). Неизгладимый след в душах детей оставило посещение храма Всех Крымских Святых. Дети побывали на колокольне и приняли участие в конкурсе рисунков «Великдень». Эту экскурсию подготовила Валентина Адамовна М. и Зоя Григорьевна К.
В результате экскурсий появились творческие работы детей: их рисунки, сочинения, заметки в школьные газеты, выпуски газет в классе по группам, поделки, аппликации. Главное, что всё это делали сами дети, а взрослые помогали и направляли их деятельность.
Младшие школьники обычно увлекаются коллекционированием. Коллекционирование будет иметь познавательную ценность в том случае, если каждый предмет коллекции становится объектом изучения и средством ознакомления с тем, подчас широким кругом сведений, который стоит за ним. С этой целью в классе были организованы выставки «Мир твоих увлечений» и «Увлечения моей семьи». Были представлены интересные коллекции были представлены: вязание крючком, составление икебаны, поделки из различных материалов, мягкие игрушки, сделанные своими руками, вязание из бисера и др.
Среди родителей всегда находятся организаторы, которые сумеют сплотить детей по группам и интересам. Интересную работу организовали родители по выпуску тематических классных газет. Ученики класса разделились на семь групп по интересам. Руководили ими родители . Ребята собирались у кого-нибудь из детей дома, собирали материал заранее выпускали газету, а по окончании работы пили чай с тортом или пирогом. Вот это дружба!
Приведённые примеры показывают различные возможные пути привлечения родителей к воспитательной работе с коллективом.
Совместные мероприятия проходят как настоящие семейные праздники, на которые приходят не только мамы и папы, но и бабушки, сестренки и братишки учеников.
Не секрет, что сегодня многие родители самоустранились от воспитания своих детей. Большинство из них занято зарабатыванием денег, обустройством жилища, заботой лишь о материальном благополучии. Воспитание же детей они переложили на детский сад, школу, телевизор, компьютер Вот и вырастают эти дети сытыми, хорошо одетыми, обеспеченными, но чёрствыми, злыми, завистливыми и жестоким. Поэтому работа с семьёй – одна из главных моих задач.
Как же помочь родителям понять, что именно они закладывают основы счастья или несчастья в будущем своего ребёнка, как помочь им в воспитании детей, как повернуть семью лицом к школе? Как воспитать у детей добро, нравственные ценности, толерантность, милосердие? В этом помогают родительские собрания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многолетняя практика подсказывает мне, что в наше трудное время воспитание ребёнка надо начинать с воспитания доброты. Детским душам (да и взрослым тоже!) сейчас так не хватает доброты и милосердия. Уметь радоваться успехам своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и неудачи близких людей, быть рядом с теми, кому плохо – вод над этим я постоянно работаю с детьми. Воспитать в ребёнке чувства доброты, отзывчивости, сострадания без совместных действий с семьёй невозможно, поэтому эти сложные задачи я решаю совместно с родителями.
А.С. Макаренко писал: «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, наша вина перед другими людьми, пред всей страной».
За время моей работы было проведено много праздников, родительских собраний, встреч, бесед. Эту форму сотрудничества учителя, родителей и детей я считаю очень эффективной. Во время подготовки к различным мероприятиям возникает много возможностей для общения детей и родителей. Подготовительная работа создаёт атмосферу для творчества, проявления активности. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, положительно воздействуют на формирование личностей ребёнка. Родители в глазах детей являются благодатной почвой, способной взрастить семена знаний, добра и нравственности!






ЛИТЕРАТУРА

Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! Пособие для учителя – М.: Просвещение, 1983.
З.Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: Пособие для учителя – М.: Просвещение, 1982.
Сухомлинский В.А. Сто порад учителю. – К.: Радянська школа, 1984.
Концепция приоритетных направлений воспитательной работы в учреждениях образования Автономной Республики Крым / Решение коллегии МОН АРК от 22.08.2004, № 6-4
Азбука нравственного воспитания. – М.: Просвещение, 1975
Ашитков С. Корни добра. – М., 1982
Рябини Б.С. Друг, воспитанный тобой. – Новосибирск, 1977
Кукушкин В.С. Воспитание толерантной личности в политкультурном социуме. – Ростов-на-Дону: ГинГО, 2002
Жаркова Т. Каков в гнезде – таков и в полёте // Воспитание школьников – 2001. - № 6.
Пальминова С.Т. Семейный праздник // Классный руководитель. – 2000. - № 8.









13PAGE 15


13PAGE 142115




15