Презентация по семейному воспитанию воспитанников детского дома Семейное счастье. Какое оно?


Проблемы создания семьи, семейной жизни воспитанников д/д. Семья для каждого из нас-источник любви, тепла, нежности, опора в горе и радости.В ней мы стремимся реализовать себя, осуществить свои стремления и планы. В результате соц-х исследований, проводимых КМЦ, было выявлено, что у молодёжи в шкале жизненных ценностей создание семьи и рождение детей стоят на з-ем месте после получения образования и успешной профессиональной деятельности. Оптимальным возрастом для создания семьи молодые люди считают 23,5 года, а для рождения первенца они определяют 25 лет и старше. Среди главных причин, по которым откладывается рождение первенца, в первую очередь называют трудное материальное положение, отсутствие собственного жилья, необходимость получения образования, слабую поддержку молодых семей со стороны гос-ва. Большинство опрошенных намерены в будущем иметь 1-2 детей. И, к сожалению,19% молодых семей нашего края не планируют иметь детей совсем. Информацию по вопросам планирования семьи, репродуктивного здоровья, взросления молодые люди получают из СМИ(ТВ,газет,ж-ов-49%;от друзей-46%;от врачей-21%;а от родителей-только 11%.) В настоящее время многие молодые люди начинают свою семейную жизнь с гражданского брака, они могут многократно расходиться и сходиться, менять партнёров. Выпускники интернатных учреждений не составляют в этом плане исключения. Однако им более свойственно положение вещей, при котором такая «лёгкость» в человеческих отношениях принимается за норму, тогда создание полноценной семьи откладывается надолго, а может быть, и навсегда. Как отмечают многие исследователи(В.С. Мухин, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Л.М. Шипицын и др.), причина неудач на «семейном фронте» характерны для большинства выпускников и обусловлены специфическими особенностями их жизни:отчуждённость, недоверие к людям, недоброжелательное, враждебно отстранённое отношение к ним, неумение общаться затрудняют установление контактов с противоположным полом;неразвитая индивидуальность проявляется в невысокой, а иногда в очень низкой самооценке, в неуверенности в себе;неразвитые культура чувств и социальный интеллект, недостатки полоролевого развития не позволяют выйти за пределы привычного круга общения, а в нём проще найти сексуального партнёра, чем спутника жизни;слабое развитие чувства ответственности за свои поступки, за благополучие тех, кто связал с ними свою жизнь, эгоцентризм, потребительское отношение к близким, неумение заботиться о них;отсутствие положительного примера семейных отношений осложняет строительство собственной семьи или приводит к копированию негативных родительских образцов;отсутствие дружеской поддержки,моральной, материальной и практической помощи со стороны родственников в момент выбора спутника жизни и начала строительства молодой семьи. В основе указанных причин лежат 4 обстоятельства: 1)отрицательный опыт жизни в родительской семье; 2) стереотипы поведения, которые формируются в условиях д/д; 3) несформированность многих функциональных умений,важных для взрослого ч-ка; 4) отсутствие специальной соц-пед. службы, способной помочь молодой семье. Итог: Основная причина такого положения-это ,несомненно, ориентация российской системы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на институциональное, а не семейное устройство. В ходе подготовки воспитанников семейной жизни проводятся специальные занятия, на которых им предлагается опросник из трёх вопросов:1)как вы понимаете, что такое семья?;2)зачем нужна семья человеку?;3) как вы понимаете- «счастливая семья»?Воспитанники рисуют свою будущую семью. Разыгрываются различные ситуации.Выполняются игры, упражнения.Купание и пеленание младенца.Сборы первоклассника в школу.Подсчёт семейного бюджета. Готовить ребят к взрослой жизни, научить ориентироваться в различных, жизненных ситуациях.Формировать представления о жизни в настоящей семье, о взаимоотношениях между близкими людьми, о проблемах семейной жизни. Углубить, сформировать у воспитанников представления о семье, её функциях и значении в жизни человека.Воспитывать интерес к здоровому образу жизни в семье, обществе. Учить правильному распределению бюджета семьи.Формировать разумные потребности.Формировать культуру общения. Словесный: выступление ведущего и воспитанников.Наглядный: использование плакатов на данную тему, наглядного материала.Практический: игровые задания. Плакаты в зале на данную тему; набор заготовок к упражнению «Цветы любви»; карточки с ситуациями; комплект детского белья для новорожденных; набор детской одежды, обуви, головных уборов; компьютер; мультимедиа; материал для викторины; магнитофон; подбор музыки. Семейное счастье Это фундамент нашего дома. И каждый «кирпичик», каждый «блок» его, это составляющее нашего семейного счастья. Из чего складывается семейное счастье любого из нас? (ответы детей) Вот мы и попытаемся вместе разобраться в этом! Вы разделены на две команды (семьи), так нам удобнее будет работать, вы это потом поймете. ( Звучит мелодия- блюз. Парень приглашает девушку на танец.)Ведущий: Красота. Легкость движений, увлекающая за собой мелодия и взгляд, говорящий без слов… Чувства, переходящие в любовь. Любовь еще не все: не хлеб и не вода, Не крыша в ливень, не нагим одежда, Не ствол, плывущий к тонущим, Когда иссякли силы и надежда. Не заменяет воздуха любовь, Когда дыханья в легких не хватает, Не сращивает кость, не очищает кровь, Но без любви порою умирают… Так сказал о любви поэт. - А как вы думаете, что такое любовь? (ответы детей) - Где и когда она проявляется? ( ответы детей) - Какая бывает любовь? ( ответы детей) -Почему каждый понимает любовь по-своему, дает - ей разные характеристики? ( ответы детей) -Может ли любовь видоизменяться? Почему? Или она -остается неизменной? ( ответы детей) Нежн. Потреб. Наивн. Уваж. Искрен. Предан. Бескор. Взаимн. Поддерж. Доверит. Верн. Нежн. Поним. Предан. Заботл. Нежн. Постоян. Самоотв. Жертв. Терпел. Детская Дружеская Супружеская Родительская Ведущий: Перед вами лежат заготовки различных цветов. Каждая команда (семья) должна собрать по два цветка любви, и на лепестках этих цветов вы должны написать определения, характеризующие каждый вид любви. Напомню, что любовь бывает: детская, дружеская, супружеская, родительская. Первая «семья»- цветы с детской и дружеской любовью. Вторая- с супружеской и родительской.(участники собирают цветы). Ведущий: Любовь нужно сберечь, ведь жизнь человека не сплошной праздник, в ней много испытаний. В молодой семье одно из первых испытаний- появление первенца. Так как вы будущие родители, вам это испытание тоже предстоит пройти, но сначала предлагаю вам ответить на несколько вопросов.-Знаете ли вы различия в оформлении подарков младенцу-мальчику и младенцу-девочке? Какие? (ответы детей)-Почему ребенок плачет? Ваши варианты? (ответы детей)-Какие вы знаете правила купания младенца? (ответы детей)Ведущий: С этим заданием вы справились, а теперь предлагаю нашим двум командам проверить себя на практике. Ведущий: Перед вами наборы для новорожденных. Какая из наших «семей» быстрее и правильнее запеленает «ребенка»? А наши гости привлекаются в качестве жюри.( подведение итогов) Ведущий: В настоящей семье всегда есть семейные традиции, которые бережно поддерживаются всеми членами семьи. - Какие традиции вам известны? (ответы детей)Ведущий: Остановимся на одной из традиций. Практически в каждой семье бывают первоклассники. Ответьте, что надо приобрести родителям своему ребенку- первокласснику к школе? (ответы детей) Ведущий: Молодцы! Ну а теперь на практике покажите, как вы, будущие родители отправите своего ребенка в первый класс? Перед вами множество разных вещей: одежда, обувь, головные уборы, сумки. Предлагаю каждой команде выбрать все необходимое: первой-для девочки-первоклассницы, второй-для мальчика-первоклассника.А наши гости пусть рассудят, кто быстрее и правильнее справился с этим заданием. Ведущий: Идут года. Дети взрослеют, растут. Растут и проблемы. Предлагаем вам несколько жизненных ситуаций. Каждая группа получает карточку-задание со своей ситуацией и разыграет ее. После этого мы все вместе попытаемся найти наиболее приемлемые способы решения проблемы и подумаем, как бы каждый из нас поступил в данной ситуации. Мальчик поздно возвращается домой. Родители, заждавшись, налетают на него с упреками, не давая ему высказаться. Мальчик уходит спать, так и не объяснив ничего родителям.Позже раздается телефонный звонок, и родители узнают, что их ребенок задержался по очень уважительной причине. Когда он со своим другом шел домой, его друг упал в колодец и мальчик ждал приезда спасателей. Когда же наконец пришла помощь, было уже довольно поздно, и сын быстро побежал домой.А звонили родители этого ребенка и хотели поблагодарить мальчика за помощь и за то, что он не бросил в беде своего товарища.(Реальная ситуация? В чем сложность данной ситуации? Правильно ли поступили родители? Правильно ли поступил мальчик? Как бы поступили вы на месте родителей?) Девочки идут из школы и обсуждают, что будут делать дома, Одна из них говорит, что мама только приехала, и сейчас девочка сообщит ей новости за 3 дня.Но как только девочка входит домой, мама быстро спрашивает её об оценках, ругает за неряшливый вид и отправляет делать уроки, ссылаясь на свою усталость.( В чем сложность данной ситуации? А вы, будучи родителями, как бы отреагировали на данную ситуацию?) Девочка обращается к матери с вопросами, которые её интересуют. Мать, хотя и не отказывается отвечать на них, но постоянно поглядывает в интересную книжку, которую читала до прихода дочери.Не вникая в проблемы дочери, считая их надуманными, мама отправляет девочку играть с младшей сестрой, хотя у девочки большие проблемы со сверстниками.(Надо ли вникать в такие ситуации? Всегда ли они кажутся нам важными? Пытаемся ли мы перевести «детские проблемы» на свой взрослый уровень?) Ведущий: Сколько бы ни было ситуаций, как бы вы их не решали, запомните на будущее: вам нужно остаться своему ребенку другом. Не портите детям жизнь своими нотациями. Ребенок до семи лет-царь, с семи до четырнадцати-слуга, а с четырнадцати- друг. Дети-это чудо света. Я увидел это сам И причислил чудо это К самым чудным чудесам. Мы пред будущим в ответе: Наша радость, боль и грусть, Наше будущее-дети! Трудно с ними, ну и пусть! В наших детях-наша сила, Внеземных миров огни. Лишь бы будущее было Столь же светлым, как они.Из всего вышесказанного предлагаю сделать вывод: о каких отношениях (семейных) шла речь в этом блоке? (ответы детей)Ведущий: Сейчас мы смело можем поставить ещё один «кирпичик» в наш, строящийся дом.(родители-дети) Ведущий: Укрепляют семью, семейные отношения и это не только любовь, взаимопонимание, но и уют порядок доме. Дом человека-его крепость, где тепло, где его всегда ждут, где всегда помогут. И пониманье и взаимоуваженье Необходимы нам в семейном деле, Но и бюджета знанье и приумноженье Важны, чтоб отношенья не сгорели. Чтоб ссоры от того, как тратить деньги Не помешали счастьем насладиться, Мы не оставим вам сомненья тени, С бюджетом ладить, будем мы учиться. Итог: Итог: Кварт.платаЭл.энерг.ТелефонПитаниеПроездПромтоварыБытовые услугиДосуг 15 тыс.20 тыс.12 тыс.120900 Основные источники: з/п мамыз/п папыПенсия бабушкиПособие на детейСтипендия сына 4 3 2 1 Сумма Расход Сумма Доход Состав семьи:мама,папа,бабушка,сын-студент,дочь ( А если необходимо купить очень дорогую вещь: шубу, машину, мебель, квартиру? Как поступить в данной ситуации?) Итак, каждой семье (команде) дается сумма, перечень необходимого и 30 минут времени. Вам необходимо распределить ваш семейный бюджет на месяц. Наши команды демонстрируют гостям свои распланированные бюджеты.Ведущий: Вот и еще один «кирпич» мы заложили в наш дом.« Уют и домашнее хозяйство» Ведущий: Семейные узы самые крепкие, самые постоянные и надежные. Тепло ваших родных, их поддержка, совет, помощь будут сопровождать каждого из вас всю жизнь, даже если вы будете жить в разных концах страны. Умение дружить, помогать друг другу, выручать в трудной ситуации, работать сообща и отдыхать вместе.Распределяя ваши денежные средства, Должны культуры вы учитывать соседство. Но, чтобы выйти в люди, научитесь себя вести, Чтобы семью не подвести. Что в этом смысле мы умеем, Мы викториною проверим. 1. Кого из родственников нужно называть на ВЫ? 2. Прогуливаясь с отцом вы встретили своего одноклассника. Кого нужно представить первым? 3. У вас дома собрались гости. Звонок в дверь. Это пришел запоздавший гость. С кем он должен сначала поздороваться? 4. Раздается телефонный звонок. Спрашивают по телефону вашу сестру, а вы с ней в ссоре. Позовете ли вы ее к телефону? Объясните ваш ответ. 5. В какой руке держат нож, а в какой -вилку? 6. Мы знаем, что мужчина должен пропускать женщину вперед. А всегда ли это правильно? Объяснить.7. Вы пришли в гости. Какой кусок торта нужно брать в гостях?8.Кто и в каких ситуациях должен здороваться первым? Ведущий: Вы успешно прошли данное испытание, правильно ответили на заданные вопросы. А теперь самый последний вопрос. Как вы будете организовывать досуг, отдых своей будущей семьи? (ответы детей)Ведущий: Ну вот и еще один кирпич мы с вами заложили в наш будущий дом. Это «Досуг и культура общения». Ведущий: Строительство нашего дома подходит к концу. Мы уже почти построили его. Остался последний, завершающий «кирпич». Как вы думаете, без чего ещё не будет полноценного семейного счастья? (ответы детей) Любовь, уют, культура- Все прекрасно. Но без здоровья все это напрасно. Когда болит, то там, то сям, Какой уж тут театр вам. И возражать никто не будет в том, Чтобы «кирпич» здоровья в наш поставить дом. Здоровье Любовь Уют идомашнеехозяйство Родители идети Досуг икультураобщения Семейное счастье Семья Ведущий: Вот мы и построили наш дом - нашу семью. фундаментом, которому служит «Семейное счастье». А каждый его «кирпичик» это важная, необходимая составляющая нашего и вашего семейного счастья. Сегодня мы с вами выяснили, и каждый из вас для себя определился, из чего же складывается семья, как поддержать семейные отношения, на чем основывается наше счастье в семье. Надеемся, что многим это пригодится в их дальнейшей жизни.Ну а теперь на улицу, друзья,Здоровье вновь получит вся семья!Дети и гости выходят на спортивное мероприятие« Папа, мама, я - дружная семья»