Доклад на тему Заочные экскурсии на уроках истории и обществознания


Доклад на тему: «Заочные экскурсии на уроках истории и обществознания»
Мне предстоит рассказать о такой нетрадиционной форме урока, как заочная экскурсия. В такой форме проводились уроки и раньше и сегодня они не потеряли своей актуальности. Хочется только отметить, что с течением времени изменилась не столько форма урока, сколько степень самостоятельности учеников. В основном такие уроки готовят и проводят сами учащиеся.
Например, при изучении темы «Изменения в культуре и быте при Петре 1» свою экскурсию мы начали с посещения туристического агентства. «Что». Там ученики получили определённые задания, отвечали на вопросы, и выиграли туристическую путёвку в город Санкт –Петербург. Так как турфирма школьная и образовательная, каждый ученик также получил путевой лист, который он должен заполнить в процессе экскурсии. И в конце урока мы определяли самого внимательного туриста, который наиболее полно и правильно внесёт свои наблюдения в путевой лист.
Экскурсия проходила по определённому плану.
В качестве экскурсовода в обзорной экскурсии по городу выступал учитель. Мы смотрели видеоролики самых значимых объектов города, побывали на Заячьем и Васильевском острове, посетили кунсткамеру, узнали о первой постройке города, побывали в адмиралтействе, ну и конечно выехали за город для посещения Петергофа. После просмотра каждого фрагмента, мы останавливались, туристы задавали вопросы, делились впечатлениями об увиденном, ну и конечно давалось время для заполнения путевых листов.
Следующей остановкой был центр исследования народных обычаев и традиций. В этом центре в качестве экскурсоводов выступала группа подготовленных учеников. Они рассказали о нововведениях, которые произошли при Петре. Это и новое летоисчесление, и традиция отмечать Новый год и наряжать ёлку, о появлении феерверков, о балах, карнавалах, ассамблеях. Узнали о том, что впервые на такие мероприятия стали приглашать женщин и что на них разрешалось только танцевать и вести беседы. Принимать пищу на таких мероприятиях было строго запрещено.
Потом мы посетили модельное агентство, где дети рассказали о моде прошлых веков и представили эксклюзивную коллекцию весна – лето эпохи Петра 1. Многие были удивлены указом Петра о брадобритии и о том, что желающие носить бороду должны были платить налог в размере одного миллиона рублей в перерасчёте на наши деньги. Эта экскурсия позволила ребятам быть не только слушателями, но и активными участниками изучаемой эпохи эпохи.
В такой нетрадиционной форме проводятся уроки не только истории, но и обществознания. Изучая в 5 классе тему «Мы многонациональный народ» мы провели заочную экскурсию в мир национальных культур. На первом уроке мы познакомились с конституцией, узнали что об этом говорит закон, выяснили понятия народ, нация, национальность. Определились с кругом вопросов, ответы на которые мы бы хотели узнать. Поставили главный проблемный вопрос «Почему национальностей много, а народ один». Выяснили, что в каждом классе обучаются дети разных национальностей. Затем мы разделились в группы или пары по национальному признаку. И каждая группа получила карточку с заданиями для подготовки к следующему уроку.
Второй урок мы провели в форме заочной экскурсии в мир национальных культур. Ребята показывали свои презентации, рассказывали об особенностях своей национальности. Но самыми интересными были творческие номера. Мы услышали стихи на украинском и татарском языках, слушали песню на азербайджанском, смотрели как мальчики танцуют лезгинку, водили хоровод.
В конце урока ребятам было предложено придумать слогон, в котором бы заключался смысл нашего урока. Детьми высказывались такие слогоны…..
Ну и подводя итог мы вернусь к нашему проблемному вопросу, на который были получены такие ответы Много национальностей а народ один, потому, что мы живём в одной стране, разговариваем на одном языке, живём по одним законам, у нас один президент.
В заключении хочется сказать, что на таких уроках создаётся ситуация успеха, ведь каждая выступившая группа проходит на свои места под аплодисменты одноклассников. Такая форма уроков развивает творческие способности, повышают интерес к предмету, позволяет каждому ученику реализовать себя, повысить личностную самооценку, раскрыться в глазах сверстников. Это именно то, что требует новый федеральный государственный образовательный стандарт