Внеклассное мероприятие по химии Химическая игра Что? Где? Когда?


Химическая игра "Что? Где? Когда?"
Цель:
повторение и обобщение материала на новом уровне;
расширение кругозора учащихся;
развитие логического мышления.
Подготовительная работа:
Формирование команд из 7 человек (6 игроков и 1 запасной).
Выбор капитанов команд.
Подготовка эмблем, названия команды.
Подготовка музыкального сопровождения.
Оформление кабинета, доски, реквизитов.
Определение состава экспертной комиссии, помощников.
Подготовка призов.
План проведения игры:
Посадка команд.
Вступительное слово ведущего, озвучивание правил игры.
Музыка, под которую выходит команда
Музыкальная пауза
Гонг
Начало игры. Звучит гонг, перед тем как капитан крутанет рулетку и после прозвучавшего вопроса. Время на обдумывание 1 минута.
Игра, окончание игры, подведение итогов, награждение.
Оборудование:
Игровые столы для команд, игровое поле.
Табло для записи счета игры. (доска и мел)
Стол для экспертной комиссии.
Оборудование для музыкального сопровождения.
Секундомер, гонг.
Черный ящик, предметы для черного ящика.
Награды для победителей.
Вступительное слово
Химия неисчерпаема и многогранна, и настолько серьезная наука, что не стоит упускать случай, чтобы сделать её занимательной и интересной.
И мы сегодня попытаемся сделать это на нашей игре. Она требует образованности и широкого кругозора, способности быстро и оригинально мыслить.
Игра создана по прообразу телевизионной, которая вышла на экраны в 1975 году и создана телеведущим Владимиром Ворошиловым. Игра стала очень популярной.
Правила игры: Игровое поле имеет 8 секторов с вопросами.
Верный ответ дает команде 1 очко, если команда не отвечает на вопрос, балл переходит команде телезрителей.
Команда, набравшая 5 очков, выигрывает. В случае ничьей разыгрывается вопрос между капитанами команд, кто первый ответит, та команда и победит.
Представление команд:
Команда 1.
Капитан: Члены команды:
Команда 2.
Капитан:
Члены команды:
Ведущий
В сегодняшней игре принимают участие группы ___. Порядок участия определяется , тем какая команда ответила первой на вопрос: «Какой премьер министр Великобритании был химиком?», (ответ: Маргарет Тэтчер).Вопросы игры
Г. Новосибирск.
Автор: Иванов Петр Петрович
Вопрос: каждый день в мире синтезируются новые лекарства. Все они должны быть проверены. Чаще всего действия лекарственных препаратов проверяют на разных животных. Но это долго и дорого, нужны большие дозы вещества. Как быть, если надо проверить новые лекарства, а их синтезировано очень мало. Как проверить, действуют ли они вообще?
Ответ: проверку на чувствительность новых лекарств зачастую проводят на пауках. Под действием лекарств у них легко обнаружить ошибочные действия: конструкция сети – это точный отчет о функциональном состоянии нервной системы паука. Даже при ничтожных лекарственных дозах они начинают плести «неправильные» сети.
(черный ящик)
Г. Якутск.
Автор: Мамин - Сибиряк Олег Валентинович
Вопрос: наличие в нем витаминов группы B помогает человеку избавиться от пировиноградной кислоты, а значит и от чувства усталости, делают его эликсиром молодости.
Ответ: грецкий орех.
Г. Тула.
Автор: Дзержинский Виктор Афанасьевич
Вопрос: Какой великий русский химик был поэтом, географом и геологом?
Ответ: М. В. Ломоносов.
Г. Тольятти
Автор: Королев Сергей Иванович
Вопрос: число букв в фамилиях одинаково, но в фамилии одного, кроме согласных, все гласные «о», а другого такое же количество гласных «е»?
Ответ: Ломоносов и Менделеев.
Г. Салехард
Автор: Янкин Юрий Николаевич
Вопрос: Какой знаменитый итальянский художник и скульптор средневековья занимался вопросами химии?
Ответ: Леонардо да Винчи, он изучал состав воздуха, изготавливал краски и многие другие вещества.
Г. Томск
Автор: Чайковский Николай Николаевич
Вопрос: Какой русский химик был знаменитым композитором?
Ответ: А.Бородин написал оперу «Князь Игорь», несколько симфоний, квартетов, романсов и других музыкальных произведений.
Г. Ижевск
Автор: Шишкина Ольга Львовна
Вопрос: она есть у каждого дома, ей используют при консервировании, продается в каждом продуктовом магазине, а также она самая древняя кислота.
Ответ: уксусная кислота.
Г. Уссурийск
Автор: Пекин Анна Вадимовна
Вопрос: Фамилия, какого химика совпадает с четырьмя одноименными названиями, различными по смыслу?
Ответ: Ученый Нильс Бор, его фамилия совпадает со следующими названиями: Бор – город в Горьковской области, бор – химический элемент, бор – сосновый лес, бор – растение семейства злаковых.Г. Владивосток
Автор: Романов Александр Сергеевич
Вопрос: Что опаснее в пожарном отношении: бочка, доверху заполненная бензином или же заполненная им не полностью?
Ответ: В бочке, не полностью заполненной бензином, образуется смесь паров его с воздухом, взрывающаяся даже от искры. Поэтому в пожарном отношении она опаснее бочки, наполненной доверху.
Г. Казань
Автор: Уразгильдеев Марат маратовичВопрос: Алый вальс, Летит из лога
Медь прощаний, трав финал.
Глина серая, тревога,
Церемонность, тишина.
Аспидные глуби листопада
(Падают в) гигантские аркады.
Ответ: С помощью этого стихотворения можно запомнить названия всех аминокислот.
То есть: аланин, валин, лейцин, изолейцин, метионин, пролин, триптофан, фенилаланин, глицин, серин, треонин, цистеин, тирозин, аспарагин и аспарагиновая кислота, глутамин и глутаминовая кислота, лизин, гистидин, аргинин. В этом стишке есть ещё указание на количество CH2 – групп в лизине и аргинине. В лизине таких групп 4 – слогов в слове «листопад» тоже 4. В аргинине 3 CH2 – группы – как и слогов в слове «аркады».
Г. Москва
Автор: Рудзитис Михаил Алексеевич
Вопрос: именно это явление природы помогло в 1799 году русско-австрийскому войску под командованием Суворова одержать ряд блестящих побед над французами в Северной Италии.
Ответ: явление полиморфной модификации, а именно изменения олова из бета-олова в альфа-олово, при низких температурах. Олово превращается из обычного в пылевую массу – пуговицы на одежде рассыпались и армия врага замерзла.
(черный ящик)
Г. Москва
Автор: Петров Олесь Иванович
Вопрос: Красивым в Древнем Египте считались жирные волосы, поэтому египтяне обильно смазывали их жиром. В дни похорон принято было посыпать голову пеплом. Однажды во время похорон пошел дождь, и в этот момент произошло событие изменившее история человечества. Что же произошло?
Ответ: головы покрылись пеной – открытие мыла.
Г. Владикавказ
Автор: Друз Евгений Григорьевич
Вопрос: Среди методов нетрадиционного лечения долго незаживающих язв есть и такой: регулярно присыпать ранку сахарным песком. Заживление при этом происходит в 3-4 раза быстрее, чем при лечении антибиотиками. Какую роль здесь играет известное свойство сахара, которое умело, используют торговцы?
Ответ: Сахар вытягивает воду не только из воздуха, но и из микроорганизмов, от чего те быстро погибают.
Г. Ереван
Автор: Хачатурян Вано Артурович
Вопрос: Для чего в прежние времена новую стеклянную посуду перед использованием кипятили несколько часов в воде?
Ответ: При нагревании в воде стекло частично растворяется и образующаяся кремниевая кислота xSiO2*yH2O заполняет микротрещины. Это приводило к существенному упрочнению изделий из стекла – они в меньшей степени давали трещины и бились.
Г. Ярославль
Автор: Бодня Олеся Владимировна
Вопрос: К какой области медицины относятся врачи, которые лечили больные места воском, резиной, золотом, свинцом?
Ответ: Стоматология.
Г. Ярославль
Автор: Карамзин Дмитрий Дмитриевич
Вопрос: О каком веществе (материале) идет речь в этих стихах:
Белизной он подобен нефриту,
Тонкостью – бумаге,
Блеском подобен зеркалу,
Звонкостью – цимбалам?
Ответ: Эти стихи китайского поэта посвящены фарфору.
Г. Архангельск
Автор: Усачев Сергей Юрьевич
Вопрос: Одерживая одну победу за другой, войско Александра Македонского продвигалось на восток. Покорены Персия, Египет и Вавилон. Казалось, нет такой силы, которая смогла бы остановить грозную армию. Но внезапно среди греческих воинов начались тяжелые желудочные заболевания. Полководец вынужден был повернуть назад. Но вот что любопытно: греческие военачальники заболевали во много раз реже, чем рядовые воины, хотя делили с ними все тяготы похода. В чем была причина заболевания?
Ответ: Солдаты греческой армии пили из оловянных бокалов, а их военачальники – из серебряных. Серебро же способно убивать микробов, находящихся в воде.
Г. Мурманск
Автор: Гром Анфиса Васильевна
Вопрос: Он нужен всем, когда лишь связан,
А вяжется с большим трудом
Весь мир живых существ обязан
Ему растительным белком.
Распространен во всех трех царствах,
Освобождается в огне.
И есть он в красках и лекарствах,
Он нужен в мире и в войне.
Ответ: Азот.
Г. Орел
Автор: Мухина Галина Игоревна
Вопрос: Кому принадлежат слова: «Химия – это область чудес, где скрыто счастье человечества, и величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области»?
Ответ: Максим Горький.
Г. Нижний Новгород
Автор: Лихачев Дмитрий Александрович
Вопрос: Какое масло дороже золота?
Ответ: Розовое масло, которое требуется для изготовления многих сортов духов. Розовое масло представляет собой смесь душистых веществ, извлекаемых из лепестков роз. Для получения 1 кг этого масла необходимо собрать и подвергнуть химической обработке 4–5 тонн лепестков. Розовое масло ценится в 3 раза дороже золота.
Источники:
Маркин И.В. Современный урок химии. Технологии, приемы, разработки учебных занятий. – Ярославль.: Академия развития, 2008. – 288 с.
http://festival.1september.ru/articles/538606/Степин Б.Д. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2002. – 432 с.