Внеклассное мероприятие по химии Интеллектуальная игра Что? Где? Когда?


Внеклассное мероприятие по химии 11-12 класс
Интеллектуальная игра: "Что? Где? Когда?"
Цель:повысить интерес учащихся к химии, мотивацию к изучению предмета, развивать химическую интуицию, внимание и логическое мышление; обогатить интеллект и кругозор новыми знаниями; развивать познавательный интерес, коммуникативные навыки, умение работать в группе; вызвать положительные эмоции.
Правила игры: В игре участвуют учащиеся 11-12 классов.
Оборудование: карточки с заданиями, табл. Д.И. Менделеева, лист бумаги, и материалы.
Вступительная часть:
Здравствуйте! Мы проведем интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?» под девизом: «Что мы умеем, что мы знаем». Сегодня мы определим самого внимательного , самого сообразительного. Каждое выполненное задание и правильный ответ оценивается 1 балл.
Разминка:«Вопросы к участникам».
1. Самый распространенный элемент на земле? (Оксиген)
5. Простые вещества, которые в химических реакциях являются восстановителями? (Металлы)
6. Атомная масса Оксигена? (16)
7. Что такое "царская водка"? (Смесь HNO3 и HCl)
8. Каким химическим элементом богата морская капуста? (Йод)
9. Самый распространенный элемент во вселенной? (Гидроген)
10. Какое вещество называют "соком жизни"? (Вода)
11. Как называются заряженные частицы? (Ионы)
12. Цвет лакмуса в кислоте? (Красный)
13. Атомная масса Сульфура? (32)
14. Крылатый или летающий металл? (Алюминий)
15. Как называются соли карбонатной кислоты? (Карбонаты)
16. Атомы, принимающие в химических реакциях электроны? (Окислители)
Раунд 1. "Химические элементы".
Вопросы 1. Этот элемент в нашем организме содержится в костном мозге и ткани. Его называют элементом жизни и мысли. (Фосфор)
2. Какой элемент сначала был найден на Солнце, а потом на Земле? (Гелий)
3. Какие химические элементы "утверждают", что могут рождать другие вещества? (Оксиген, Гидроген, Карбон, галогены)
4. Часть названия этого химического элемента образует название игры, в которую на досуге любят играть взрослые и дети. Какой это элемент? (Золото)
5. Парацельс, изучая взаимодействия железа и серной кислоты, получил газ, который назвал "горячим воздухом". Лавуазье получил этот газ при взаимодействии воды с раскаленным железом. Элемент, образующий этот газ, не имеет " постоянной прописки" в Периодической системе. Назовите газ. (Водород)
6. Назовите элементы, которые образуют простые вещества, отличающиеся легкостью характера, способностью легко уменьшать объем своих запросов при неблагоприятном внешнем давлении, прозрачностью своих намерений (Водород, кислород, хлор, гелий и другие)
Раунд 2. «Вещества вокруг нас».
1. Если из ягод черноплодной рябины выдавить сок и добавить к нему раствор натрий гидроксида, то он приобретает изумрудно-зеленую окраску. Какую роль сок черноплодной рябины играет в этом опыте? (Индикатор)
2. Это вещество можно отнести и к оксидам, и к основаниям, и к кислотам, но в то же время оно не относится в полной мере ни к одному из этих классов. Это только одно из его удивительных свойств. Что это за вещество? (Вода)
3. Это сложное органическое вещество есть на каждой кухне в виде белого порошка, нерастворимого в воде. Оно является основной составной частью важнейших продуктов питания. Назовите вещество. (крахмал)
4. Рассеян по земле повсюду, Немного есть в морской воде; Рассказывать того не буду, Как обнаружен Он, мало растворим в воде, Раствор спиртовый стал типичным. В аптеках встретите везде. (Йод)
5. Эту субстанцию в 18в принимали за вещество и называли флогистоном. Считали, что оно образуется при горении веществ. Как мы называем ее сейчас? (Пламя)
6. Эти смеси веществ, с древних времен применявшиеся людьми и особенно любимые женщинами, поэтично называли "летучий пленник, запертый в стекле". О чем идет речь? (О духах)
7. Сейчас этим изобретением пользуется каждый. Вы несколько раз в день берете его в руки. Оно появилось у разных народов в разное время, но делало человеческую жизнь более приятной. Что это за изобретение? (мыло)
8. Чтоб появиться он сумел, прокаливают белый мел. Его дают огонь в печи. И пламя маленькой свечи. И стоит только сделать стоит вдох, чтоб он на свет явиться смог. Он в газированной воде, он в хлебе, в соде, он - везде! (Углекислый газ)
Раунд 3. «Поиграем в слова».
Команды получают листы бумаги, на которых написано слово "сульфадиметоксин". Используя буквы этого слова, составить слова, имеющие связь с химией. (3 минуты) За каждое слово 1 балл.
Раунд 4. Темная лошадка. Ведущий читает вопрос.
1. Древний историк Плиний Старший рассказывал об интересном событии, произошедшем 2000 лет назад. Однажды к римскому императору Тиберию пришел незнакомец, принеся ему в дар изготовленную им чашу из блестящего, как серебро, легкого металла, полученной из глинистой земли. Должно быть чувство благодарности редко обременяло императора, да правителем он был недальновидным. Боль, что новый металл с его прекрасными свойствами обесценит хранящееся в казне золото и серебро, он отрубил изобретателю голову, а его мастерскую разрушил, чтобы никому неповадно было заниматься производством "опасного металла". Из какого металла была изготовлена чаша? (Алюминий)
2. Однажды некий американский миллионер заказал себе яхту для морских прогулок. Яхту построили богатую, прекрасно отделанную. Подводную часть сделали железной, а сверху обшили красивым сплавом меди и никеля. Недешево обошлась она хозяину. Но очень скоро, не успев сделать и длительного рейса, яхта пришла в полную негодность. Что же произошло? (Коррозия)
3. Одним из вариантов этого изобретения действовал при соприкосновении с серной кислотой, другой - когда стеклянную головку раздавливали щипцами. Шведский вариант давал результат при трении о шершавую поверхность. Усовершенствованным вариантом мы пользуемся сейчас. Назовите изобретение. (Спички)
4. В 19в многие состоятельные люди при чтении книг пользовались золотой или серебряной пластинкой, на которой было написано "Здесь я уснул". Как сейчас называется предмет, выполняющий эту функцию? (Закладка) 5. В мюнхенской детской больнице исследовали действие некой жидкости на новые монеты евро. Какую жидкость использовали в опытах? (Желудочный сок)
Раунд 5: «Черный ящик»
Что с собой в дорогу обязательно берут путешественники? (Географическую карту) Что обязательно нужно иметь при себе, путешествуя по стране Элементарии? (Таблицу Д.И.Менделеева) в черном ящике
Подведение итогов. Награждение победителя.