Конспект урока математики в 5 классе на тему Окружность и круг

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8 г. Белебея
муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан





















Урок математики в 5 классе


«Окружность и круг»








Составила:
Тагнер Анастасия Леонидовна,
учитель математики
Модель урока
Данные об авторе
Автор(ы): Тагнер Анастасия Леонидовна
Место работы, должность: МАОУ СОШ №8 муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан

Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: основное общее образование
Целевая аудитория: Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 5 класс
Предмет(ы): Математика
Цель урока:
Развивающая цель: формировать умение строить окружность, находить радиус, если известен диаметр, и, наоборот, диаметр, если известен радиус. Развивать логическое мышление, пространственное воображение.
Воспитательная цель: формировать трудолюбие, аккуратность, ответственность за полученный результат в ходе решения упражнений; навыки исследовательской работы.
Образовательная цель: знать определение окружности, круга, радиуса окружности (круга), диаметр окружности (круга), находить общее и различие между окружностью и кругом.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: лабораторная работа.
Методы обучения: коммуникативный, наглядный, практический.
Принципы обучения: наглядности, сознательности, развитие учебной деятельности.
Форма работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Учащихся в классе (аудитории): 27
Используемые учебники и учебные пособия:
Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 26-е изд., стре. – М.: Мнемозина, 2009. – 280 с.: ил.
Рабочая тетрадь по математике: 5 класс: к учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика: 5 класс» / Т.М. Ерина. – 3-е изд., стереотипное. М.: Экзамен, 2010. – 127, [1] с.
Математический тренажер. 5 класс: пособие для учителей и учащихся. – 3-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2007. – 48 с.
набор ЦОР к учебнику «Математика», 5-6 классы, Васильев В.В., Соснина Л.И., Волович М.Б., Лозницкая Т.О. на тему «Длина окружности и площадь круга» с сайта [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Используемое оборудование: компьютер, экран, проектор, модели окружности и круга, презентация «Окружность и круг», опорные листы.

Методические рекомендации к проведению урока
Для проведения этого урока необходимо оборудование кабинета современным компьютером с демонстрационным экраном; при проведении урока используется лицензионное программное обеспечение Microsoft PowerPoint 2003 для демонстрации презентации и программа SWFOpener для просмотра цифровых образовательных ресурсов.
В качестве раздаточного материала используются так называемые опорные листы с заданиями лабораторной работы, которые выполняются под руководством учителя и способствуют формированию трудолюбия, аккуратности, ответственности за полученный результат, развитию навыков исследовательской работы.
Для подготовки учащихся к восприятию учебного материала, активизации их умственной деятельности в качестве мотивационного начала урока проводится устная работа (устный счет «по цепочке» направлен на развитие вычислительных навыков, работа со слайдами – на развитие логического мышления и пространственного воображения).
С целью повторения теоретического материала прошлого урока учащимся предлагается кроссворд, который позволит им самостоятельно озвучить тему и цели урока. Работа с определениями позволит учителю выяснить, на сколько правильно учащиеся знают основные термины изучаемой темы. Фронтальный опрос проводится с использованием цифровых образовательных ресурсов, применение которых способствует развитию зрительной памяти учащихся, а также интереса к предмету. Для снятия напряжения и концентрации внимания урок содержит валеологические минутки отдыха.
Желаю Вам удачи на уроке!

План-конспект урока
Ход урока
Организационный момент. /слайд 1/
ЭПИГРАФ УРОКА:
Пусть математика сложна, Ее до края не познать. Откроет двери всем она, В них только нужно постучать.
Постановка домашнего задания: № 876, 877, 878 (2)
Проверка домашнего задания: Время 1-2 мин.
Учитель: Какие вопросы появились у вас во время выполнения домашней работы? (Разбираются вопросы по домашнему заданию)
Учитель: Проверьте домашнюю работу соседа по парте, сверив ее с выполненной домашней работой одного из учащихся вашего класса /демонстрация отсканированной выполненной домашней работы одного из учащихся/.
Устная работа: Время 4 мин.
Учитель задает вопросы.
Устный счет /приложение 1/
Исключите лишнюю фигуру /слайд 2/

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
На какой грани овал? /слайд 3/
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Что видите? /слайд 4/
Желательно, что бы дети, рассказали обо всех геометрических фигурах, об их расположении, пересечении и почему это происходит/
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Сосчитайте сколько окружностей на рисунке? /слайд 5/
   Учащимся можно предложить и другие вопросы.
Сколько маленьких? 
Сколько больших? 
Сколько красных окружностей? 
Сколько зеленых окружностей? 
Сколько слоёв? 
Сколько окружностей в верхнем слое? 
Сколько окружностей в нижнем слое? 
Сколько маленьких окружностей во втором слое? 
 и т.д.
Сообщение темы урока. Время 3-4 мин.
Учитель: Вы получили опорные листы «Окружность и круг». Предлагаю вам разгадать кроссворд. /слайд 6/






 











р
у
г


и
а
м
е
т
р










у
г
а






























о
р
д
А



а
д
и
у
с








е
н
т
р














По горизонтали:

Учитель: Сверьте слова кроссворда. /слайд 7/
Учитель: Прочитайте слово по вертикали.
Учитель: Сформулируйте тему урока.
Учитель: Ребята, определите каждый для себя цель урока с опорой на записанные глаголы. (Ученики формулируют цели урока, которые учитель фиксирует на доске, с опорой на записанные глаголы).
повторить научиться отрабатывать
Учитель: Кто хотел бы поделиться своей целью? Назар, какая у тебя сегодня цель урока, Алина, а у тебя какая цель на этом уроке? Ребята, так цель наша на уроке (после ответов учеников, учитель подводит итог /слайд 8/).
Повторить теоретический материал прошлого урока по теме «Окружность и круг»; научиться строить окружности по заданному радиусу и диаметру; отрабатывать навыки исследовательской работы
Работа с определениями. Время 3-4 мин.
Учитель: У вас в опорных листах таблица. В одном столбике начало определений, а во втором – их продолжение. Найдите для каждого определения его продолжение.
1. Окружность – замкнутая линия без самопересечения
1. две точки на окружности и проходящий через центр

2. Круг – это часть плоскости
2. соединяющий центр окружности с любой точкой на окружности

3. Радиус – это отрезок
3. часть окружности

4. Диаметр – это отрезок, соединяющий
4. две точки окружности

5. Дуга
5. ограниченная окружностью

6. Хорда – это отрезок, соединяющий
6. все точки, которой находятся на одинаковом расстоянии от центра.

Учитель проверяет правильность работы с таблицей в форме фронтального опроса.
Фронтальный опрос. Время 2-3 мин.
Учитель: Сейчас проверим, правильно ли вы «заполнили» таблицу, расскажите, пожалуйста, определение
Правильные ответы сопровождаются цифровыми образовательными ресурсами /приложение 2/
Окружность. Радиус. Хорда
Шпаргалка
Понятие круга
Выполнение устного упражнения Время 5-6 мин. /слайд 9/
Учитель: Какая фигура изображена?
Учитель: Как называется точка О?
Учитель: Перечислите точки, которые принадлежат окружности, кругу.
Учитель: Как называется отрезок ОА? ОВ?
Учитель: Сравните длины отрезков ON и OM, ON и OK.
Учитель: Сделайте вывод о взаимосвязи радиуса и диаметра.
Ученик:
Ведь окружность знает точно, Что на плоскости она  Только линия одна. У окружности есть друг, Называется он круг,  Ты взгляни внутрь кольца - И увидишь молодца. Вот ближайших два соседа Радиус с диаметром Строит радиус мосточки,  Соединив при этом точки, А диаметр мосты В два раза большие длины.
Физкультминутка. Время 1-2 мин.
Учитель: А сейчас немного отдохнем.
1. Для улучшения кровообращения
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Где они сядут, тоже покажем –
Руки согнули назад.
2. Для снятия утомления с глаз /слайд 10/
Лабораторная работа. Время 15-20 мин. /слайд 11/
Инструктаж по технике безопасности при работе с циркулем.
Учащиеся выполняют задания под руководством учителя /приложение 3/
Подведение итогов урока. Время 1-2 мин.
Учитель: Молодцы, ребята, закончили работу. Обычно в лабораторных работах делается вывод из проделанной работы. Давайте и мы с вами сделаем вывод в лабораторной работе. 
Ученики делают вывод, опираясь на записи:
Знали Узнали
Учитель: Ребята скажите, кто не смог достичь целей сегодняшнего урока, а почему? Лена, сегодня, на уроке ты достигла тех целей, которые, были поставлены в начале урока? Саша, а как ты считаешь? Какую оценку вы поставили себе за работу на уроке?





Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 6

Рис. 5

Рис. 7

1.

3. Часть окружности, ограниченная двумя точками

2.

4.

5.

6.