Методическая разработка урока Окружность .Круг


Тема: «Окружность и круг»
Учитель: Бондаренко Любовь Владимировна
Цель урока:формировать представление о круге и окружности, их радиусах и диаметрах; познакомить учащихся с правилом нахождения диаметра.
Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «окружность», «круг», «радиус», «диаметр», «правило нахождения диаметра окружности»; выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить свои высказывания.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
умение обрабатывать информацию; планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: Учебник: Математика. 5 класс: учебник Н.Я. Виленкин «Математика 5» мультимедиа проектор, компьютер, индивидуальные листы, предметы с круглыми основаниями, вырезанные круги из бумаги.
Учитель: Бондаренко Любовь ВладимировнаТехнологическая карта урока
Этапы урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Организационный момент Создать благоприятный психологический настрой на работу Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Давайте сразу договоримся: на уроке мы кроме поднятой руки будем использовать сигнальные знаки. Большой палец вверх – все хорошо, я выполнил задание , готов ответить, большой танец в сторону – у меня затруднения, большой палец вниз - мне очень нужна поддержка. Включаются в деловой ритм урока.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Подготовить учащихся к восприятию нового материала. Актуализация опорных знаний и способов действий. Организовать фронтальную работу
2. по узнаванию геометрических фигур. Слайд

Посмотрите на слайд: какие линии вы видите? А из чего состоят линии? (Из точек)
Правильно, молодцы.
Формулируют собственное мнение и аргументируют его Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.
3.Целеполагание и мотивация Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. Приступаем к выполнению практической работы. Задание №1. Работаем в парах.
1.Положите пред собой чистый лист бумаги.
2. Возьмите предмет под №1, опустите в баночку с краской и поставьте отпечаток на листе бумаги. Обратите внимание на форму отпечатка.
3. Теперь то же самое сделайте с предметом№2. Обратите внимание на след, оставленный предметом.
Обсудите с соседом по парте, какие геометрические фигуры вы получили и почему вы так считаете?

Итак, какие фигуры вы получили? Оцените выполнение этого задания.
Какая же тема нашего урока?
Запишите её в индивидуальных листах.
Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать?
Сформулируйте цели урока.
Тема урока: «Окружность и круг».
Цель: 1. различать окружность и круг;2. определять радиус и диаметр;3. выполнять построение окружности.
Сравнивают окружность и круг.
Объясняют свой выбор. Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: постановка вопросов.
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.
4. Усвоение новых знаний и способов усвоения Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: окружность и круг» А как давно человек использует круги и окружности?
Историческая справка.
Ещё в Древней Греции круг и окружность считали венцом совершенства. В каждой своей точке окружность устроена одинаковым образом, что позволяет ей двигаться самой по себе. Это свойство окружности стало толчком к возникновению колеса. Изобретатель колеса неизвестен, но самые первые колеса были сделаны в Месопотамии (ныне Ирак) в 3000 г. до н. э. и представляли собой гончарный круг и тележное колесо.
Колесо – это чудо! Что же в нём особенного? – подумаете вы. Но это только на первый взгляд. Представьте себе на секунду, что вдруг случилась беда: на Земле исчезли все колёса!
Если остановится колесо, то остановится колесо Истории. Остановятся все виды транспорта, остановятся все часы и механизмы, фабрики и заводы. Не произойдет движения вперед.
-Какие знакомые вам предметы имеют форму круга, а какие окружности? Называем предмет и его форму.

Так как отличить круг от окружности?
Вы сказали, что окружность – это замкнутая линия. Так может, я чего-то не знаю? У меня есть три замкнутых линии.

Это все окружности? Давайте это выясним.
У вас на столе есть вырезанный круг, а по краю круга идет окружность. Выполним задание №2. (читают, выполняют, не забываем про сигнальные знаки).
Возьмите вырезанный круг. Сложите круг пополам. Сгиб образует линию. Она называется___________________. А если ещё раз свернём пополам, то линия сгиба будет _______________. Точка пересечения сгибов – это_______________ круга.
(если есть затруднения, то посмотрите п. 22 учебника, стр.133 ) Проверяем, какие слова вы записали. Обратите внимание, как пишутся эти слова.
На этом круге карандашом обведите диаметр, центр круга и радиус.
Сколько диаметров мы можем провести в окружности? Дайте определение диаметру.
А сколько радиусов? Так что же такое радиус?
Край круга – это окружность. Измерьте расстояние от центра круга до любой точки окружности. Что вы можете сказать об этих расстояниях? Какой вывод можно сделать?
Вернемся к определению окружности и круга.
Физминутка.
Как построить окружность на листе бумаги?
- С каким словом созвучно название? (Цирк)
-А почему?
- Правильно, ведь слова цирк и циркуль происходят от одного и того же слова «циркулюс», что значит «круг», «окружность». У цирка арена круглая, и циркуль чертит круги и окружности.
Обратите внимание как пишется слово ЦИРКУЛЬ.
Построение с помощью циркуля.
- Какие правила безопасности надо соблюдать?

- Как же построить окружность с помощью циркуля?
Отмечаем центр окружности.
Поставим в центр окружности ножку циркуля с иглой.
Возьмем циркуль за хвостик и проведем окружность.
Примечание. Острый конец циркуля всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками не должно меняться.
Выполняем задание № 3.
Задание №3:
Постройте окружность с радиусом 3 см
и отметьте ее центр. Соедините две
точки окружности таким образом,
чтобы данный отрезок проходил
через центр окружности.
Как называется этот отрезок?
Сравните свой ответ с ответом на слайде. Поставьте себе оценку.
Переходим к выполнению задания №4.
Задание №4: Измерьте радиусы окружностей
1)_____2)_______3)______
Запишите, чему равен диаметр каждой из фигур
1)______2)_______3)_______
Запишите, какие выводы можно сделать?
Поменяйтесь листами, проверьте работу соседа по парте и выставьте оценку. Выдвигают гипотезы.
Перечисляют предметы
Окружность - это замкнутая линия.
Круг – это часть плоскости, внутри окружности.
Формулируют понятие радиус и диаметр круга.
Называют чертежный инструмент
Выявляют соотношение между диаметром и радиусом окружности
Формулируют определения окружности и круга
Повторяют правила безопасности
Делают соответствующие записи в индивидуальных листах
Выполняют задания в индивидуальных листах, делают вывод, затем выполняютвзаимопроверку, используя слайд, выставляют оценку.
Выполняют построение и называют получившиеся фигуры.
Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество, умение вступать в диалог.
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство; умение строить модель и преобразовывать в случае необходимости
Регулятивные: планирование, прогнозирование.
5.Первичное закрепление
Установление правильности и осознанности изучения темы.
Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. Устно. Посмотрите на слайд и назовите все радиусы и диаметры окружности.
Устно выполняют задание
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение сотрудничать с другими людми в поиске необходимой информации.6. Организация первичного контроля Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. Проверим свои знания с помощью теста. Задание №5 соедини стрелочками понятие с его определением

Сравните свой ответ с ответом на слайде и выставите себе оценку. Самостоятельное решение теста
Самопроверка. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Личностные: самоопределение.
7. Подведение итогов урока. Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых Давайте вспомним, какова была цель нашего урока?
- Чему вы научились?
- Что нового вы узнали?
Расскажите по схеме:
Я узнал – Я запомнил – Я смог
Выставите итоговую оценку за письменную работу. По схеме рассказывают что узнали, чему научились Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль
8. Информация о домашнем задании Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Дать характеристику предложенным заданиям.
Д/з: П.22 учебника изучить, решить №874,878(а, б), нарисовать рисунок из кругов и окружностей. Записывают домашнее задание 9. Рефлексия Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. А сейчас вспомните наш урок. Если вам было все понятно, поднимаем большой палец вверх, если испытывали затруднения – в сторону, если вы не поняли тему – вниз. Покажите свои знаки. Спасибо за урок. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия.