Презентация Окружность и круг.Сфера и шар


МКОУ «Голубинская СОШ»Пушкарева Инна Михайловна Урок математики 5 класс. Какие знакомые вам предметы имеют форму круга, а какие форму окружности? У круга есть одна подруга,Знакома всем ее наружность,Она идет по краю круга,И называется окружность. О * О Определение:Окружность – это замкнутая линия, состоящая из всех точек плоскости, находящихся на равном расстоянии от данной точки. * Определение: круг - часть плоскости, ограниченная окружностью О Мой циркач, циркач лихойЧертит круг одной ногой,А другой проткнул бумагу,Уцепился и ни шагу. (Циркуль) Циркуль – это чертежный инструмент. С ним нужно работать осторожно. На одном конце у него — игла, на другом — карандаш. Пользоваться им надо осторожно, чтобы не уколоться и не поломать грифель карандаша. Нельзя подносить циркуль иглой к лицу и нельзя передавать циркуль соседу “иглой вперед”. О 1. Отметьте в тетради точку и назовите её буквой О. 2. Возьмите циркуль , раздвиньте «ножки» циркуля на расстояние 3 см. 3. Поставьте иголку циркуля в точку О, а другой «ножкой» циркуля проведите замкнутую линию. * О М т. О –называется центром окружности А Отметим на окружности две точки А и М. Отрезки ОА и ОМ – называются радиусами окружности. Определение:Отрезок, соединяющий центр окружности с точкой, лежащей на окружности, называется радиусом. Соединим точки О и М, О и А. * О М А Сколько радиусов у окружности? Что можно сказать про них? Запишите в тетради:ОА=ОМ=r * М А Продлите отрезок АО до пересечения с окружностью. О Обозначьте точку пересечения буквой К. К Отрезок АК – называется диаметром окружности. Определение:Диаметр – это отрезок, соединяющий две точки на окружности и проходящий через её центр. Задание №3: * * * * * * * * * * * М А О К Запишите в тетради:АК=d Сравните радиус окружности и её диаметр. Запишите:d=2r * М А О К Соедините точки М и К, А и М. Отрезки МК и АМ называются хордами окружности. Определение:Хорда – это отрезок, соединяющий две точки на окружности. Можно ли дать другое определение диаметра окружности? * А В С D E F K L O Перечислите все радиусы , диаметры и хорды окружности. * А В О Нарисуйте окружность с центром в точке О произвольного радиуса. Отметьте на окружности две точки А и В. Точки А и В разделили окружность на две части, которые называются дугами окружности. Чтобы было понятно о какой дуге идёт речь, возьмём на каждой дуге по одной точке Н и Р. Н Р ВНА, ВРА – дуги окружности. * А С М Р K O Назовите все получившиеся дуги на окружности: * Круг Окружность Чем отличается окружность и круг друг от друга? O O Используя циркуль, построй в тетради две окружности с одинаковым радиусом, равным 2 см, закрась внутреннюю область одной окружности. Задание №4: * О А В С D E F M N P K L S T Z X Y Назовите точки, лежащие на окружности. Назовите точки, не лежащие на окружности. Назовите точки, лежащие на круге: * Исследовательская работа Измерь радиусы окружностей и кругов, имеющихся у вас. Запишите, чему равны диаметры каждой из фигур.Запишите, какие выводы сделали?Нарисуйте окружность произвольного радиуса. Изобразите все изученные вами элементы окружности и подпишите их. Нарисуйте две окружности, которые не пересекаются. Измерьте длины их радиусов, расстояние между их центрами и сделайте вывод. Нарисуйте две окружности, которые имеют одну общую точку. Измерьте длины их радиусов, расстояние между их центрами и сделайте вывод.7. Нарисуйте две окружности, которые пересекаются в двух точках. Измерьте длины их радиусов, расстояние между их центрами и сделайте вывод. Задание №5: Задание №6: Задание №7: Задание №8: Задание №9: * Проверьте свои знания: * Математический диктант 1 вариант 2 вариант 1) Запишите, используя рисунок, какие точки принадлежат кругу: M N S T P O E D C B A O 2) Запишите, используя рисунок, какие точки принадлежат окружности: E D C B A O M N S T P O Проверьте себя: 1 вариант 2 вариант 1) Запишите, используя рисунок, какие точки принадлежат кругу: 2) Запишите, используя рисунок, какие точки принадлежат окружности: T S N P O B C D E O B C E S N P M N S T P O E D C B A O E D C B A O M N S T P O Итог урока: Не забудь нарисовать нашему «солнышку» улыбку или огорчение! Опиши свои впечатления о сегодняшнем уроке:Спасибо за…Я узнал…Хорошо, что…Мне понравилось…Меня удивило… * *