урок математики в 4 классе по тема: Окружность и круг


ОТКРЫТЫЙ УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ 7 МОДУЛЕЙ
Конспект урока математики по теме:
«Круг. Окружность Радиус и диаметр» 28.11.2013
Цели и задачи урока:
Расширить представления детей о круге и окружности, познакомить с новыми понятиями (радиус, диаметр, центр круга). Обучать умению пользоваться циркулем для вычерчивания окружности.
Умение соблюдать инструктаж по технике безопасности о правилах пользования циркулем и ножницами, дать короткий обзор о профессиях. Закреплять умения работать в группе, решать задачи и примеры по пройденным темам.
Развивать вычислительные навыки, внимание, логическое мышление, память.
Воспитывать трудолюбие, дисциплинированность; сотрудничество, взаимообучение; аккуратность и осторожность, интерес к предмету через нестандартные формы обучения.
Форма проведения урока: комбинированный (путешествие)
Оборудование: Учебник “Математика”, модели фигур для тактильного восприятия, циркуль, мяч, крышка для банок, ножницы; клей; цветная бумага; образец аппликаций. Карта путешествия (спроектирована на уроке труда учащимися), слоник для рефлексии, кроссворд, карта путешествия, карты самооценивания, жетоны, презентация.
Ход урока
Организация класса. Психологический настрой музыка пиано
Здравствуйте гости, здравствуйте дети!!! Сегодня мы будем желать друг другу успехов, здоровья и мн др хороших пожеланий, но перед пожеланием говорим фразу…я желаю тебе КРУГЛОГО…. Раздаю круглые цветные жетоны, 4 цвета для деления на группы, вручаю карту путешествия спроектированную учащимися на уроке труда.
-Будем путешествовать по островам, за работу получать цветные жетоны на которых написан пример, и наклеивать на карту, в конце урока они помогут подвести итог работы.
Раздаю карту самооцениванияПроверка Д/З Остров «Проверяйка» (тест по дом заданию тетради поменять)
Тест
Выбери правильное решение задачи: На овощной базе хранится 2 т овощей. Из них – 950 кг свёклы, а остальное – картофель. На сколько килограммов больше картофеля, чем свеклы, хранится на базе?
А) 950:2=475 картофеля
2000-475=1525 -на 1525 кг больше картофеля, чем свёклы
Б) 950*2=1900 картофеля
1900:2=950 - на 950 кг больше картофеля, чем свёклы
В) 2000-950=1050 картофеля
1050-950=100 - на 100 кг больше картофеля, чем свёклы
Выбери правильный ответ 431 000:500
А) 826
Б) 628
В) 286
Г) 816
Выбери правильный ответ 250 000:400
А) 605
Б) 625
В) 526
Г) 265
Выбери правильный ответ 44 100: 700
А) 93
Б) 39
В) 36
Г) 63
Слайд самопроверка за правильный ответ жетон
Постановка темы и целей урока. Остров «Узнавайка»
Кто уже догадался, о чем пойдет речь на уроке? Почему так думаете?
Мы должны точно сформулировать тему и поставить перед собой цели.
Оформление тетрадей (число, чистописание)
Математический диктант: числа 5,4,0,7 увеличить в 9 раз можно заменить задачей
у к г р36 63 0 45
В порядке убывания (в группе)
7*8 6*5 5*5 6*8 9*9 3*7 2*11 4*5 6*7 5*8
к о ж с о т рн ь у
21 20 30 48 42 56 22 40 81 25
В порядке возрастания (в группе)
Назовите тему. Определите цели урока
Цели урока: Молодцы, ребята! Вы правильно догадались. А еще сегодня будем учиться пользоваться циркулем для вычерчивания окружности. Узнаем еще новые понятия: радиус и диаметр.
Актуализация знаний Остров «Познайка»
Кластер: круг
м\ц: саморегуляция
Выступление спикеров группы с результатом проделанной работы
Работа над новым материалом.
Показ круглых предметов: Консервная крышка тоже имеет форму круга. (Показываю.) Границы любого круга – это окружность. Резинка, которую можно вынуть из консервной крышки (показываю) – это “окружность”.
Как можно нарисовать круг? (карандашом, от руки, обвести, циркуль)
Отгадайте загадку:
Сговорились две ноги делать дуги и круги. (Циркуль)
Беседа о циркуле. Правила техники безопасности: “Правила пользования циркулем и ножницами”.
Слайд: Циркуль – это чертежный инструмент. С ним нужно работать осторожно. Нельзя подносить иглой к лицу и нельзя передавать циркуль соседу “иглой вперед”. Ножницами также нужно пользоваться осторожно: к лицу не подносить, передавать соседу “тупым концом”, т. е. колечками.

Чертеж круга на доске с сопровождением стихотворения, дети чертят в тетрадях
У: Острый конец циркуля всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками циркуля не должно меняться. Его нужно держать за хвостик, а не за ножку.
У круга есть одна подруга, Знакома всем ее наружность.Она идет по краю кругаИ называется окружность.
Что мы начертили? Покажите окружность? Покажите круг (площадь) Есть ли центр? Как определили?
Слайд с определениями
Поисковая работа: Остров «Поисковик»
У: Согните ваш круг пополам, линия сгиба это есть диаметр. А теперь сложите полукруг пополам. У этой фигуры, которую мы получили, есть свое название – сектор. Разверните ваш круг. Проведите пальцем от центра круга до его края по сгибу. Этот отрезок называется, словом радиус. Обозначается буквой- r
Слайд Отрезок, соединяющий две точки окружности, который проходит от края круга до другого края через центр, называется - диаметр. Из всех отрезков, соединяющих два противоположных края круга, диаметр – самый длинный.

У: Сколько диаметров можно провести в окружности?
- Сколько радиусов на вашем круге?
У: Какие по длине все радиусы?
Слайд: Радиус - это отрезок, соединяющий центр окружности с любой точки окружности.
Практическая работа: построение окружности по заданному радиусу СЛАЙД
Начертили в тетради
Профилизация в обучении: Какие профессии вы знаете, где люди чертят, измеряют? (чертежники, архитекторы, математики, инженер-техник, модельер, дизайнер)Работа по учебнику: ПРАВИЛО стр. 95. Что нового узнали по теме урока? Допишите в кластере
Словарная работа: слайд – Круг, окружность, радиус и диаметр.
Составление аппликации на цветной бумаге. Остров «Мастерик» стр 96 пользование циркулем еще раз повторили
Материал: образец аппликации, циркуль, цветная бумага для основы, клей, ножницы.
1 группе нужно сделать аппликацию “Страусенок”.
2 группе – аппликацию “Цыпленок”. Слайд
1570532104494
Дети делают аппликацию на листе цветной бумаги. Детали дорисовывают фломастером. Можно нарисовать фон или траву, солнышко.
Физкультминутка. С мячом

Работа над пройденным материалом: остров «Примеркино»
Стр 96 № 4 какой же урок математики без вычислений (жетон) три примера на деление с проверкой.
47360:80=595
61920:90=688
19400:200=97
Что такое окружность? Круг?
Индивидуально- коррекционная работа № 2 во время работы у доски
Решение задач остров «Задачкино» взаимообучение№ 5 (а) 1 группа
Скорость 7 м/сВремя 25 мин, 1 час
Расстояние ? м
t=S :VV= S : t
S =V *t
25*7=175 метров
60*7=420 метров
Задача № 5 (г) 2,3 группа
Стеллажей-8 по7 полок
На 1 полке- 50 кнСколько-? книг
7*8=56 полок
56*50=2800
2 способ
50*8 =400
400*7=2800
Итог урока. Рефлексия. Остров «Итогов»
У: Что на уроке вам больше всего понравилось?
У: Что вы запомнили об окружности?
У: Чем круг отличается от окружности?
Д: Мы сказали, что окружность – это граница круга. А круг – это площадь, ограничиваемая окружностью.
У: А что вы запомнили о диаметре?
- Диаметр – это отрезок, который проходит от края круга до другого края через центр.
- Этот отрезок самый длинный. Он соединяет два противоположных края круга.
- В круге можно провести сколько угодно диаметров. Они будут одинаковые.
А что такое радиус?
- Это отрезок, соединяющий центр окружности с какой–нибудь ее точкой.
- Радиусы равны.
У: А теперь я предлагаю сделать еще одну аппликацию. На плакате нарисован цирковой слон. Он очень любит жонглировать мячами, но сегодня мячей у него нет. У вас на столе есть цветная бумага. Вы начертите окружность, какая вам понравится, вырежете круг и наклеете так:
красный круг, если вам понравилось работать на уроке;
синий круг – не понравилось работать на уроке;
538226052070зеленый круг – не понял тему урока
оценки по карте самооцениванияДомашнее задание. Стр 95 выучить правила, № 4 -2,3 столбики № 6