Разработка урока литературного чтения 2 класс по теме: Каша из топора

Конспект урока во 2 классе по теме: «Каша из топора»
(русская народная сказка), демонстрирующий обоснованное и эффективное использование учителем начальных классов
МАОУ СОШ №1 Демченко Е.А. здоровьесберегающих технологий, технологии продуктивного чтения и проблемное обучение в образовательном процессе.

Тип урока: Урок – диалог.
Цели урока:
познакомить учащихся с новым видом сказок (бытовой) на примере сказки «Каша из топора»;
отрабатывать навыки выразительного чтения;
обогащать речь учащихся, развивать мышление, внимание, память.
создание условий для самостоятельного формулирования детьми идеи сказки.
Задачи:
1) обучать детей осмысленному и вдумчивому чтению, стимулирующему к работе на уроке учащихся разного уровня мышления, имеющих различный словарный запас;
 2)развивать способность детей высказать собственное мнение по определенному вопросу, использовать исследовательские и творческие методы для доказательства своей мысли;
 3)воспитывать у детей чувство помощи, сопереживания, великодушия, привитие духовно – нравственных ценностей, как основы личностной компетентности.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: умеют ориентироваться в учебнике, тексте, выразительно и осознанно читать, связно рассказывать, умеют оценивать поступки героев.

Метапредметные:
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3.  Находить ответы на вопросы в тексте.
Личностные УУД:
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности



Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2.  Учиться работать по предложенному учителем плану.

Методы и приёмы обучения: Проблемный, частично-поисковый. выборочное и выразительное чтение.
Формы обучения: Индивидуальная, фронтальная, коллективная.


ОБОРУДОВАНИЕ: учебник «Литературное чтение» для 2-го класса (авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.

План урока:

I. Организация начала урока. ( 1 мин.)
II. Актуализация знаний. ( 2мин.)
III. Изучение нового материала. ( 15 мин.)
IV. Физминутка (3 мин.)
V. Закрепление изученного материала. ( 10 мин.)
VI. Итог урока. ( 5 мин.)
VII. Домашнее задание. ( 2 мин.)
VIII. Рефлексия урока.( 2 мин.)


Ход урока.

I. Организация начала урока.
- Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь, а теперь подарите ваши улыбки учителю. Спасибо.
II. Актуализация знаний.
- Какую тему изучали на уроке литературного чтения? (Устное народное творчество.)
- Какие жанры относятся к устному народному творчеству? (Пословицы, песни, сказки, поговорки.)
III. Изучение нового материала.
1. Прогнозирование темы и жанра произведения, изучаемого на уроке.
На доске запись: Обман – это . . .
Задание: Прочитайте предложение на доске. Как вы понимаете его смысл? (Ребята высказывают своё мнение.)
Задание: Прочитайте название произведения, рассмотрите иллюстрацию к тексту, определите, к какому жанру относится данное произведение?
- Что удивило вас в названии сказки?
- В каком домике будут жить герои этой сказки? (В избушке.)
- Какие предметы на иллюстрации доказывают, что это бытовая сказка?
2. Первичное восприятие произведения.
Сказку читает ученик.
    Задание перед чтением: Что заинтересовало вас в этой сказке?
Дети читают сказку про себя.
            Задание перед чтением: Найдите слова, которые нуждаются в объяснении
3. Словарная работа.  
    Как вы понимаете значение слов: ПОБЫВКА, ПРИТОМИЛСЯ, ЧУЛАН,
СДОБРИЛ, ДОРОЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК, ВДОВОЛЬ. (Если ученики затрудняются ответить, помогает учитель.)
Проблемный анализ произведения.
- Как вы считаете, старуха – жадный человек или экономная хозяйка?
- Солдат положительный или отрицательный герой?
- правильно он поступил, обманув старуху?

IV. Физминутка.

V. Закрепление изученного материала.
1. Анализ художественных образов.
а)Работа по вариантам.
- Пересмотрите сказку и найдите, как по-разному  называют:
             I в. – СТАРУХУ (сирота, хозяйка, старуха)
             II в. – СОЛДАТА (дорожный, служивый добрый человек)
- Сколько раз повторяется в сказке слово старуха? Зачем автор это делает?
                б) Дайте характеристику главным героям.
            Девочки – СОЛДАТУ.
            Мальчики – СТАРУХЕ.
Используйте задание на стр. 47 учебника.  
             3. Запишите черты характеров героев в свою тетрадь, разделив их на положительные и отрицательные.
2. Стилистический анализ сказки.
- Как народ относится к своим героям?
     - Какими словами он их описывает?
- Что в сказке фантастическое, а что действительно могло случиться в жизни?
- Перечитайте сказку ещё раз и придумайте свои вопросы по содержанию.


1 ряд – С вопросом КАК? – Как солдат начал варить кашу?
                                            - Как солдату удалось выпросить соль?
- Как старуха следила за солдатом?

2 ряд – С вопросом ЧТО?-  Что приметил солдат под лавкой?
                                             - Что говорила старуха, когда ела кашу?  
3ряд – С вопросом ГДЕ?  - Где остановился солдат?
                                            - Где хранила старуха крупу?
- Чему учит эта сказка?
- Какова её идея?

VI. Итог урока.

1. Прочитайте шифрограмму.
СМЁТКАДОРОЖЕБОГАТСТВА
- Что прочитали? (пословицу.)
- Объясните смысл этой пословицы.
- Можно ли солдата назвать обманщиком?
2. Ответьте на задание, которое я дала в начале урока. Что такое обман?
Версии детей:
1.Обман – это хитрость.
2. Обман – это неправда, чтобы добиться желаемого.
3. Обман – это жульничество.
4.Обман – это смекалка, фантазия
3. Найдите значение этого слова в словаре.
ОБМАН – ЗАБЛУЖДЕНИЕ,
ОБМАНУТЬ – ПОСТУПИТЬ НЕДОБРОСОВЕСТНО,
НАРУШИТЬ ОБЕЩАНИЕ.
- Это положительная черта характера или отрицательная?

VII. Домашнее задание.
Научитесь читать эту сказку по ролям.

VIII. Рефлексия урока.

- А теперь встали те, кто активно работал на уроке.
- Теперь садитесь те, кто понял смысл этой сказки.
- А теперь похлопайте, кому понравилась эта сказка.

Заголовок 215