К ВОПРОСУ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ В ВОЛЕЙБОЛЕ


К ВОПРОСУ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ В ВОЛЕЙБОЛЕ
Шайхутдинов Д.Г.
Научный руководитель – доцент Азиуллин Р. Р.
Филиал Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма
Набережные Челны, Россия
TO THE QUESTION OF TRAINING IN MOTIVE ACTIONS IN VOLLEYBALL
Shaikhutdinov D.G.
Scientific leader - associate professor Aziullin R. R.
Branch of Povolzhskaya State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism
Naberezhnye Chelny, RussiaОбучение двигательным действиям необходимо в любой деятельности. Однако только в сфере физического воспитания и спорта
изучение их является ядром обучения, поскольку здесь двигательная деятельность выступает и как объект, и как средство, и как цель
совершенствования. В физическом воспитании и спорте обучение имеет свою специфику, суть которой состоит в том, что основная масса
нового познается при освоении разнообразных двигательных действий, выступающих в форме физических упражнений.
Одной из центральных проблем теории и методики спортивной тренировки является задача совершенствования процесса
обучения эффективным двигательным действиям в условиях напряженной спортивной деятельности. Особую сложность эта задача
представляет в таких двигательно-вариативных видах спорта как волейбол, где элементарные двигательные акты и обеспечивающие их
моторные и психические процессы являются ответными, зачастую непредсказуемыми действиями, разнообразной пространственно-
временной структуры. В теории и методике обучения двигательным действиям в спортивной практике в настоящее время уделяется
недостаточно внимания содержанию опережающего, развивающего обучения. Традиционная методика обучения в волейболе в основном
опирается на заучивании двигательных действий в строго регламентированных условиях, а тренировочный процесс носит преимуще-
ственно репродуктивный характер, при котором не учитывается в должной мере личность учителя и ученика, их содержательное
сотрудничество. Это закрепляет выполнение двигательных действий в конкретных типовых условиях и серьезно мешает их обобщению
и применению в нестандартных ситуациях
Процесс обучения в волейболе направлен на вооружение ученика знаниями, умениями, навыками, на постоянное их развитие и
совершенствование, а также на формирование системы знаний по вопросам техники, стратегии и тактики, правил игры, методики
тренировки и т.п. Решение задач обучения предполагает вооружение занимающихся широким кругом знаний о современном волейболе,
необходимых для понимания изучаемого материала и перспектив его развития, критическое осмысление их. Немаловажную роль здесь
играет воспитание у юных спортсменов стремления к постоянному развитию творческой мысли, к поискам самостоятельных решений.
Значительное место в обучении занимает не только развитие физических и моральных качеств, но и формирование специальных умений
и навыков, которыми спортсмен должен владеть в совершенстве. Занимающиеся должны научиться, рационально пользоваться
приобретаемыми навыками, опираясь на знания умения. В этом суть процесса обучения.
Коллективный характер действий игроков команд определяет требования к их игровой организации. Владение техникой,
индивидуальной тактикой и наличие достаточной физической подготовленности являются условиями, лишь необходимыми для
успешной игры команды, но далеко недостаточными. Помимо этого, необходимы отлаженные взаимодействия и отношения между от-
дельными игроками внутри звеньев, между звеньями и в команде в целом.
Особенность структуры соревновательной игровой деятельности состоит в большом количестве (арсенале) соревновательных
действий - технических приемов и тактических действий, а также в необходимости их выполнять многократно в процессе соревнования
для достижения спортивного результата (выигрыша встречи, соревнования). В видах спорта с единичными соревновательными
упражнениями (прыжки, метания) оптимальное сочетание двух факторов — двигательного потенциала и рациональной структуры
движения в принципе даже при однократной попытке приводит к фиксации спортивного результата (прыжка в высоту, дальность
метания). В волейболе кроме этого важнейшее значение имеют тактические действия как форма реализации технико-физического
потенциала спортсменов в специфической - игровой - соревновательной деятельности
Таким образом, специфика игры обуславливает следующие основные направления методики обучения двигательным действиям в
волейболе: развитие у занимающихся способности согласовывать свои действия с учетом направления и скорости полета мяча
(дифференцировка пространственно-временных отношений); развитие специальных физических качеств, главным образом силы и
быстроты сокращения мышц, от которых зависит овладение умением точно определять момент собственного воздействия руками на
мяч; развитие быстроты сложных реакций, зрительной ориентировки, наблюдательности и других качеств, которые лежат в основе
тактических способностей; овладение широким арсеналом (набором) технико-тактических действий, необходимых для успешного
ведения игры.__