Конспект урока русской словесности для 7 класса по повести Ч. Айтматова «Белый пароход»


Урок русской литературы в 7 «А» классе
по повести Ч. Айтматова «Белый пароход»
Тема: «Отойди от зла и сотвори добро»
Цель: через изучение повести Ч. Айтматова «Белый пароход» понять, в чем заключается истинная доброта человека, мечта человека.
Задачи:
Образовательные: осмыслить прочитанную повесть Ч. Айтматова; раскрыть внутренний мир героев повести; продолжить обучение характеристике литературных героев через их взаимоотношения и отношение к миру природы.
Развивающие: развивать эмоционально-образное, критическое мышление, устную речь, внимание; развивать навыки анализа текста, умения работать самостоятельно; развивать умения и навыки цитатной характеристики литературных героев; развивать навыки сценического мастерства.
Воспитательные: воспитывать высокие нравственные качества: доброту, высшую справедливость, любовь к природе, к животным, уважение к человеку, его внутреннему миру.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование и ресурсы: интерактивная доска, презентация Power Point «Жизнь и творчество Ч.Айтматова», презентация Power Point по теме урока, художественный фильм «Белый пароход», цветные стикеры, таблицы, ватман, маркеры.
Технологии:
Личностно-ориентированные - технология обучения как учебного исследования.
Предметно-ориентированные – технология постановки цели.
Технология интерактивного обучения.
Информационно-коммуникационные технологии.
Технология критического мышления.
Методы обучения: проблемный, исследовательский, личностно-ориентированный.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Эпиграф урока: «…И не забывайте совершать добрые поступки, тогда люди вас не забудут. В этом смысл жизни.»Ход урока:
№ этапа урока Деятельность учителя Деятельность ученика Оценивание Ресурсы
1 1.Организационный момент: установка на внимание, приветствие, деление на группы
2.Целеполагание:
-Прочитайте тему урока и попробуйте сформулировать свои задачи на уроке.
- С чего вы начнёте? С помощью цветных стикеров распределяются на 4 группы.
Оформление записей в тетрадях.
Определение целей и задач урока. Стикеры 4-х цветов.
Рабочие тетради.
Презентация Power Point. Слайды «Тема, Цель, Задачи, Ожидаемые результаты, Эпиграф урока»
2 Стадия вызова: проверка и прослушивание подготовленных заданий дома 1.Представление мультимедийной презентации «Жизнь и творчество Ч.Айтматова» - Сагынгалиева А.
2.Сообщение об истории создания повести «Белый пароход» - Нарешова С.
3.Рассказ мифа о Муюзбайбиче , который лег в основу повести- Имекешова Ж. Оценивание цветными стикерами:
зеленый –«понял», желтый-«не совсем понял», красный-«совсем не понял» Цветные стикеры, презентация Power Point
3 Стадия осмысления:
1. Проводит словарную работу: определение значения слов «добро», «доброта».
2. Проводит беседу по прочитанной повести.
3.Организует работу в группах (метод скользящих групп):
4.Просмотр фрагментов худфильма Б.Шамшиева «Белый пароход»:легенда о матери-оленихе.
Проводит беседу.
5.Организует работу в группах
6. Организует ролевую игру «Суд»
7. Организует творческую работу: каждая группа придумывает важный совет, помогающий избежать зла; учитель тоже участвует 1.Встают вкруг, берутся за руки и говорят друг другу добрые слова.
2.Работа в группах:
1группа-работают с Толковым словарем;
2-3группы-записывают ассоциации;
4группа-делают вывод.
Отвечают на вопросы
Работа в группах:
1группа-составить цитатную характеристику героев;
2-4группы- составить сравнительные портретные характеристики героев.
Просматривают худ фльм.
Отвечают на вопросы
Работа в группах: подготовить сообщения на вопросы по образу мальчика
Участвуют в ролевой игре «Суд»: судья, мальчик, дед Момун, Орозкул, тетка Бекей, Кулубек, от автора
Групповая работа: каждая группа придумывает 1 важный совет, записывают на слайд Взаимооценивание
ВзаимооцениваниеВзаимооцениваниеОценивание учеников-актеров Толковый словарь, ассоциативные карты
Слайд «Вспомним прочитанное!»
Слайд «Сравним литературных героев!»
Худфильм.
Слайд «Побеседуем!»
Слайд «Какой он? Мальчик?»
Слайд «5 важных советов»
3 Рефлексия
1. Дает задание группам: написать синквейн на ключевые слова урока.
2. Дает задание: написать свою рефлексию сегодняшнего урока Проводят рефлексию:
1-2 группы – «мечта»,
3-4 группы -«добро».
Проводят свою рефлексию – заполняют карточки СамооцениваниеСлайд «Проведем рефлексию!»
Карточки «Моя рефлексия сегодняшнего урока»
4 Оценивание
Проводят самооценивание -заполняют таблицы с дескрипторами, выставляют оценки Самооценивание Слайд
«Оценим свои знания и умения на уроке»
Дескрипторы
5 Домашнее задание
Дает домашнее задание:
На «5» - написать сочинение «Доброта – признак силы, а не слабости…»;
На «4» - составить кроссворд по содержанию повести;
На «3» - разгадать кроссворд. Записывают домашнее задание Слайд «Домашнее задание»