Урок литературы в 6 классе по сказке-были А.А. Платонова «Неизвестный цветок».



Урок литературы в 6 классе по сказке-были А.А. Платонова «Неизвестный цветок».
Тема урока: А.А.Платонов сказка-быль «Неизвестный цветок». Уроки доброты Платонова.
Цели урока:
Создать условия для понимания глубинной философской сути сказки-были, помочь раскрыть писательский замысел.
Способствовать формированию у учащихся умения ориентироваться в тексте художественного произведения, анализировать, делать выводы, продолжить работу над навыкам выразительного чтения.
Способствовать воспитанию таких нравственных качеств, как сострадание, любовь ко всему живому и жизни, трудолюбия, воспитание читательского вкуса.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методические приемы: слово учителя, чтение по ролям, работа над закреплением литературоведческих понятий,  работа с текстом, беседа по вопросам, цитирование, выразительное чтение, обобщение, выводы.
Ход урока.
 Организационный момент.
Цель: создать рабочую настроенность. Приветствие.
 Здравствуйте,  ребята.
Введение в тему, целеполагание.
 Сегодня на уроке мы вновь обращаемся к творчеству писателя-философа Андрея Платоновича Платонова (Клементова). Он продолжает знакомить читателей с чувствами, которые возможно пробудить  в человеке: способность проявлять добро, внимание, сострадание.
В 5 классе мы читали рассказ «Никита»
-Вы помните этот рассказ?
-Что удивило Никиту в цветке?
Работа над закреплением литературоведческих понятий.
-Какой приём использовал А.Платонов, наделяя неодушевленные предметы человеческими качествами? (олицетворение).
Подготовка к восприятию сказки.
Слово учителя.
Перед нами другая сказка. Сказка-быль «Неизвестный цветок», написанная в1950 году незадолго до смерти писателя и подаренная дочке Маше. Это своеобразное завещание.
Беседа по вопросам.
-что такое «завещание»? (наказ на будущее).
Создание проблемной ситуации.
Итак, завещание Платонова - «Неизвестный цветок». Мы должны понять, что хотел сказать нам писатель. Тема нашего урока: «Уроки доброты Платонова». (слайд 6)
-Что значит «неизвестный»? подберите синонимы к слову. (неведомый, незнакомый).
-Где мог появиться цветок, чтобы быть неизвестным? (Там, где никого нет).
Выборочное чтение, беседа по тексту.
Открываем учебник стр. 33
Читаем 1 абзац до конца.
Читаем 2 абзац и 1 предложение 3.
-легко ли было семечку? (очень трудно).
Читаем 3,4,5 абзац. Жизнь цветка не только борьба, но и радость.
Постановка проблемного вопроса.
-каким вы представляете себе цветок? (слабым, нежным, но сильным духом).
А вот каким его рисует автор: читаем 6 абзац.
-найдите в тексте: чем был обделен цветок? Почему он не видел себя? (был слепой).
Читаем 7 абзац.
-с чем сравнивает его автор? (со звездой) как называется это средство выразительности? (метафора - образное сравнение).
 Постановка проблемного вопроса.
Как вы думаете, он так  и проживет неизвестным? Для чего тогда он мерцал и благоухал? (быть полезным другим).
Читаем 8 абзац.
-что заинтересовало девочку? (благоухание).
Читаем 9 абзац. Почему девочка пошла на пустырь? (вспомнила сказку.)
Как Даша увидела цветок?
Выразительное чтение по ролям.
Диалог по ролям.
Постановка проблемного вопроса.
Какие чувства вызывают у вас слова: один- никто- маленький ?
-Почему Даша поцеловала цветок? (пожалела, проявила чувство  сострадания).
-Для чего девочка привела ребят? Что её поразило в цветке, чем она хотела поделиться с друзьями?
Читаем 10 абзац и дальше до конца.
Лексическая работа.
-Что значит «удобрить»? (сделать доброй)
Постановка проблемного вопроса.
Могла ли Даша забыть о цветке?
Читаем следующий абзац до конца.
- Как земля отблагодарила ребят? (пустырь покрылся цветами)
-А что же случилось с прежним цветком? (он повторился в своем сыне)
-Чем сын был не похож на отца?
Работа с текстом.
- Найдите в сказке строчки, убеждающие нас в этом.
Работа над закреплением литературоведческих понятий.
- Что сказочного в произведении? (живой цветок). Как называется этот вид тропа? (олицетворение).
Рефлексия.
-А что же является былью, только ли о цветке идет речь в произведении? Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. В чем заключается урок Платонова?
 Что завещал  Платонов, Какими нам надо быть?
Многие известные люди размышляли о смысле жизни. Каким афоризмом можно выразить вывод урока?
«Жить- значить действовать». А. Франс.
«Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений». Гораций
«Кто не отзывается на зов, отказывается от того, для чего его зовут». Суахали
«Неизвестный цветок» Платонова стал олицетворением любви к жизни, стойкости и терпения.
Ребята, помогите мне оценить  вашу работу, кто на ваш взгляд хорошо работал? Оценки.