Педагогическое эссе «Современный учитель. Каков он ?»


Педагогическое эссе
«Современный учитель. Каков он?»
Передо мной чистый лист бумаги. Пытаюсь собраться. Пытаюсь найти нужные слова. Пытаюсь, прежде всего, ответить сама себе, что значит, для меня быть учителем? Почему остаюсь в этой профессии до сегодняшнего дня? Почему не пытаюсь поменять её на любую другую, более спокойную, более оплачиваемую?
И вдруг мои мысли побежали наперегонки, перескакивая с одного фрагмента на другой, возвращая меня в далёкий мир детства…. В моей памяти появляются картинки. Вот круглый стол посредине горницы, над столом огромный абажур, на столе много журналов, тетрадок с серыми листочками, вокруг много книг и бабушка… Бабушка Морозова Ефросинья Мироновна, которая 40 лет работала в Солгонской школе учителем географии. Она часто присаживалась рядом со мной и мне, маленькой девочке, рассказывала, рассказывала, рассказывала с таким азартом, любовью и гордостью про своих учеников. И часто мне говорила: «Вот когда ты вырастешь, будешь учителем, как я.».
Картинки в моей памяти мелькают дальше. Вот я уже дошкольного возраста, бегаю в сельскую библиотеку и Ульянова Зоя Борисовна, каждый раз утвердительно мне говорит: «Когда вырастешь, будешь учителем!» И я с ней соглашаюсь.
Прибегаю из библиотеки, заглядываю старшему брату через плечо, завидую его серьёзности и постоянной занятностью. Он всегда что – то мастерил, строгал, а когда доставал из коробочки акварельные краски в тюбиках, я с замиранием наблюдала, как он ловко превращал чистый альбомный лист в волшебный мир природы. Я тут же усаживала в ряд свои игрушки и начинала учить их рисовать.
Вот мелькают школьные годы. Вспоминаются любимые учителя. Их жестам, мимике и манере говорить, я подрожала, играя в школу. Я становилась то строгой и знающей Татьяной Петровной, то добрым и ироничным Борисом Михайловичем, то всё понимающей Надеждой Ефимовной. А мои воображаемые ученики – подружки слушали меня…и слушали внимательно.
Те детские, теперь уж далёкие годы, наверное, и определили выбор моей будущей профессии. Когда нужно было решать, кем быть, я сразу же ответила: «Только учителем!».
И моя детская влюблённость в профессию привела меня в страну Знаний. И я окунулась с головой в этот шумный, беспокойный, проблемный и радостный мир, да так глубоко, что уже никакого другого пути не надо.
И сегодня я могу смело сказать, для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не работа… Для меня «учитель» - это жизнь (смысл моей жизни). Я не работаю учителем, я живу учителем. Мне нравится быть учителем.
Я не просто учитель. Я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, – своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка. От меня зависит, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками. Много лет я буду незримо присутствовать в семье каждого ученика.  Как же не расплескать, не растерять то доверие, которое так щедро дарят мне мои ученики и их родители?
За последние годы существенно изменились приоритеты образования. На первый план современность выдвигает цели развития личности ученика, формирования и развития у младших школьников учебной деятельности. И я  согласна  с  этим. Да, очень важно, знает ли ребенок таблицу умножения, умеет ли писать без ошибок, сможет ли он прочитать текст внятно, четко и быстро. Но еще важнее, на мой взгляд, каким будет ребенок, когда он вырастет? Сможет ли он сам найти пути решения задач, поставленных перед ним жизнью? Будет ли ребенок «звездочкой» или растворится в толпе «серой мышкой»? А значит, главное предназначение человека, решившего посвятить себя работе с детьми, заключается в том, чтобы помочь своим воспитанникам пройти трудный путь становления. Не сформировать личность, а создать условия для реализации ее способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь взойти на нее, вовремя подставив плечо.
Да, порой все эти задачи самого учителя ставят в тупик. С чего начать? Как найти верный путь и повести за собой целую стаю птенцов, не умеющих летать? В решении этих вопросов мне всегда помогает мой волшебный цветок, ЦВЕТОК учителя начальных классов Умеренность Успешность Умение удивлять Убедительность Уважение Уравновешенность Улыбчивость(приложение1)
Я думаю, учитель 21 века – это, прежде всего, Друг и Человек, это хороший психолог, умеющий управлять нитями души любого ребенка. Он мастерски владеет своими знаниями, начитан, умеет объяснить и доказать. Его уроки интересны и познавательны. Учитель должен быть в меру строгим и уметь дуть на разбитые коленки, его улыбка должна согревать. Современный учитель умеет вселять веру в каждого ученика, веру в положительный результат, отличный день и надежное будущее. И если ученики – это будущее России,  то учителя – это пророки, которые еще смогут изменить будущее в лучшую сторону.