Презентация по обществознанию на тему Социология (для 10-11 классов)


СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА© Н.Л. Резникова Взаимодействие людей в различных группах и общностях Социальная структура обществаЦелостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой социальных групп, слоев и общностейМикрогруппыМакрогруппысемья, трудовой коллектив, неформальное объединениенации,классынебольшое число участников, которые знают друг друга, имеют общую цельбольшое количество людей, не знающих друг друга, оказывают определяющее влияние на социальный процесс

Усложнение социальной структуры – главная тенденция измененийДифференциация по социальным причинамДифференциация по биологическим причинамЭкономическая дифференциация (богатые, средний слой, бедные)Этническая дифференциация (народы, племена)Политическая дифференциация (управляющие и управляемые, лидеры и масса)Демографическая дифференциация (пол, возраст, место проживания)Профессиональная дифференциация
План темы.1. Понятие «социальная группа».2. Подходы к классификации социальных групп: а) по социально значимым критериям: - демографическому; - этническому; - профессиональному; - расовому; - поселенческому; - профессиональному; б) по величине, численности: - большие и малые социальные группы; в) по форме осуществления связей - первичные и вторичные; г) в зависимости от наличия или отсутствия социально-юридического статуса: - формальные и неформальные.3. Человек в группе. Социальные группы – совокупность людей, объединенная на основе совместной деятельности, общих целей иимеющих сложившуюся систему норм, ценностей, установок.ДемографическийЭтническийРасовыйПоселенческийПрофессиональныйОбразовательныйРод, племя, народность, нацияГорожане, сельские жители)- по возрасту; -полу; состоянии в браке; семейному положениюЕвропеоидная, негроидная. монголоидная расыВрачи, учителя, ткачи Начальное, среднее, высшее По социально значимому критерию: По величине, численности:СемьяКлассОб-вокниголюбовСпорткомандаДрузьяБольшиеМалыеПрофессияВероиспове-даниеОбъединяются по одному признаку, могут никогда не вступать в контактМалочисленная группа, членыобъединены общей деятельностью и находятся внепосредственном личном общении. По форме осуществления связейпервичныевторичныеЧерез первичные группы индивиды получают первый социальный опыт, осваивают образцы поведениясемьядрузьяклассВторичная группа образуется из людей, между которыми может не быть эмоциональных отношений. Взаимодействие подчинено достижению определенных целей, определенных функцийпартияпроизводственныйколлектив В зависимости от наличия илиотсутствия официального статуса формальныенеформальныеСтроятся на основеофициальных документовСтроятся на основе общности интересовШкольный класс, производственный коллектив, воинское подразделениеДворовая команда, дружеская компания ?Трудовой коллектив – это: макрогруппамикрогруппасоциальная общностьстрата ?К биосоциальной дифференциации относится: политическаяэкономическаядемографическаяпрофессиональная ? Одним из способов преодоления негативных последствий социального неравенства в современном обществе служит1)ограничение размеров состояний 2)запрет на развитие крупных корпораций 3)повышение налогов на прибыль 4)ограничение на проживание неимущего населения в городах ?На основании пола и возраста в обществе определяются группы 1)этнические2)демографические3)профессиональные4)конфессиональные ? Верны ли следующие суждения о социальных группах?А. Малыми социальными группами являются семья, школьный коллектив, компания друзей.Б. Социальные группы, чья деятельность определяется посредством нормативных документов, называются формальными. 1)верно только А2)верно только Б3)верны оба суждения4)оба суждения неверны ? Рассмотрите диаграмму, информирующую о составе населения страны Н. Подберите среди приведенных характеристик страны Н ту, которая отражает информацию, помещенную в диаграмме. 1)Н. отличает многонациональный состав населения, издаются газеты на трех государственных языках.2)Граждане страны Н. говорят на нескольких национальных языках.3)Для страны Н. характерна сложная демографическая ситуация, нация стареет.4)Страна Н. многоконфессиональна, одно из важнейших прав граждан Н – свобода совести. ЭтносСовокупность людей, обладающих общностью культуры и осознающих эту общностьобщность территорииобщность языкаРод и племяНародностьНация



Род и племяРод – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской) и осознающие себя потомками общего предка (реального или мифического).Племя – объединение нескольких родов на основе кровнородственных связей. есть: общинная собственность,первобытный коллективизмнет: частной собственности,классов, моногамной семьи

Народностьвозникла на основе территориальных, соседских связейисторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, культуру, зарождающиеся экономические связиНародности формировались на протяжении рабовладельческого и феодального обществ

Нациивозникли на базе становления общности экономической жизни людейвысшая форма этнической общности людей, характеризующаяся единством территории, экономической жизни, исторического пути, языка, культуры, этнического самосознанияНациональное самосознание – сознательное отнесение себя к той или иной нацииисторическаяпамятьроднойязыктрадиции иобычаинациональноедостоинствопатриотизм




Национальные отношения в современном миреВ России более 100 этносов, в том числе около 30 нацийИнтеграцияДифференциацияКосмполитизмНационализмНациональный вопрос – вопрос об освобождении угнетенныхнародов, их самоопределения и преодоления этнического неравенства


Пути решения национального вопросадемократизация всех сторон общественной жизнисоблюдение принципов гуманизма в решении этнических проблемпредоставление всем народам максимально широкого самоуправленияотказ национальных меньшинств от сепаратизмапостоянный поиск консенсуса, борьба с национализмом и шовинизмом ?Определяющим условием формирования нации является: общий языкобщая территорияобщность экономической жизниобщность культуры ?Нации возникли: в первобытном обществев рабовладельческом обществев феодальном обществев буржуазном обществе ?С8Составьте план по теме:«Нации и межнациональные отношения в современном мире». ?Космополитизм – это: А. Отказ от локальной ограниченности.Б. Отказ от узости национальных перспектив.верно только Аверно только Бверно и А, и Боба утверждения неверны СемьяСемья как малая группа – это основанная на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностьюСемья как социальный институт – это объединение , которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками СемьяФункции семьи:репродуктивнаявоспитательнаявоспроизводства рабочей силыхозяйственно-бытоваядосуговаяэмоционально-психологической защитымалая группа, основанная на браке и кровном родстве




Этапы развития семейно-брачных отношенийНеупорядоченные половые связиКровнородственная семья (запрет супружеских отношений между родителями и детьми, братьями и сестрами)Групповая семьяПарная семьяМоногамная семья (более прочные брачные узы)Партнерская (нуклеарная) семьяЛ. Морган(1818-1881)


Тенденции в развитии современной семьиЖенщины приобрели большую экономическую самостоятельность, но им стало труднее выполнять семейные обязанностиУвеличивается число разводовСокращается рождаемостьРастет число гражданских браков


Тенденции развития семейных отношений на современном этаперост числа разводов и неполных семей;рост повторных браков;увеличение возраста молодых людей, вступающих в брак;увеличение семей с одним ребенком;рост бездетных семей;рост числа незарегистрированных фактических супружеских союзов и внебрачных рождений;переход в экономически развитых странах от патриархальной к партнерской семье;совмещение семейных и профессиональных ролей не только мужем, но и женой;разделение институтов брака и семьи;снижение выполнения семьей ее основных функций, а отсюда дефицит полноценных семейных отношений, сложность социализации детей, проблемы демографии. Концепцию демографического развития РФ на период до 2015 годаувеличение размера пособий по уходу за ребенком до полутора лет.введение компенсации затрат на детское дошкольное воспитание;разработка программы по материальному стимулированию устройства на воспитание в семьях сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.увеличение стоимости родовых сертификатов.учреждение материнского капитала в размере 250 тыс. рублей с 1 января 2007 года.регулярное повышение МРОТ и пенсий.  В 2000 году родилось 1267 тыс. человек, что на 722 тыс. человек, или в 1,6 раза, меньше, чем в 1990 году. Снижение уровня рождаемости началось с конца 60-х годов. Современные параметры рождаемости в два раза меньше, чем требуется для замещения поколений: в среднем на одну женщину приходится 1,2 рождения при 2,15, необходимых для простого воспроизводства населения. 24 сентября 2001 г. принята Концепция демографического развития РФ до 2015 г.улучшение жилищных условий молодых семей и семей с детьми;совершенствование системы материальной поддержки семей с детьми; 29 декабря 2006 года принят ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ«О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» Выплата материнского капитала с 1 января 2007 (275 тыс.)Пособие по уходу за ребенком (минимальное 1500руб)Материальная поддержка семей, воспитывающих приемных детей (8000 тыс .)Компенсация части родительской платы за посещение детского сада ?Главная функция семьи: воспитательнаярепродуктивнаядосуговаявоспроизводство рабочей силы Теория стратификации Питирим Сорокин – американский социологДифференциация – деление общества на группы, характеризующиеся различными признаками. Соподчиненности между ними нет. Стратификация- совокупность расположенных в иерархическом порядке социальных слоев = распределение социальных групп Шкала неравенства Критерии выделения страт-доход- власть- образование- престиж Виды стратификацииЭкономическая выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых, средних и бедных слоев населенияПрофессиональная предполагает выделение в обществе различных групп по роду их деятельности и занятиямПолитическая предполагает деление общества на управляющих и управляемых, политических лидеров и массу Социальная структура традиционного обществаСословия – социальные группы, положение которых закреплялось законом и передавалось по наследствуКасты – замкнутые группы людей, занимающиеся традиционным видом деятельности, связанные происхождением и правовым статусомРоссия: дворяне, духовенство, купцы, мещане, крестьянеИндия: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудрытипы социальной стратификации

КлассК.Маркс и В.Ленинместо класса в исторически определенной системе общественного производствароль класса в общественной организации трудаотношение класса к собственности на средства производстваразмер и доля общественного богатства, которой располагает классКлассовая теорияПризнакиклассоврабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы,рабочие и капиталистыМ. Вебер (1864-1920): между классами рабочих и капиталистовсуществует многочисленный средний класстипы социальной стратификации




СтратыСтратификация – процесс, в результате которого группы людей оказываются неравными друг другу и объединяются в иерархически расположенные слоилат. «слои»П. Сорокинобъединение по статусным признакам: имущество, власть, образование, профессия…М. Вебер: три компонента неравенства – имущественное неравенство,неодинаковый престиж,различный объем властитипы социальной стратификации


Слои в современном российском обществеЭлита (олигархи, высшая бюрократия, генералитет) – 3-5%Средний слой (мелкие и средние бизнесмены, работники торговли, сервиса) – 12-15%Базовый слой (интеллигенция, технический персонал, крестьяне, рабочие) – 60-70%Нижний слой (пожилые, инвалиды, иждивенцы, безработные, беженцы) – 10-15%Десоциализированное дно или андеркласс (воры, бандиты, киллеры, бомжи, наркоманы, алкоголики, проститутки) – 3-5%


Классовая структура американского общества по УорнеруВерхушка высшего класса (Главные управляющие общенациональных корпораций, совладельцы престижных юридических фирм, высшие военные чины, федеральные судьи, архиепископы, биржевики, медицинские светила, крупные архитекторы бюрократия, генералитет) – 1%Высший класс (Главный управляющий средней фирмой, инженер-механик, газетный издатель, врач с частной практикой, практикующий юрист, преподаватель колледжа) – 2%Верхушка среднего класса (Банковский кассир, преподаватель муниципального колледжа, управляющий среднего звена, учитель средней школы) – 12%Средний средний класс (Банковский служащий, дантист, учитель начальной школы, начальник смены на предприятии, служащий страховой компании, управляющий универсама, квалифицированный плотник) и…

Классовая структура американского общества по УорнеруНизший средний класс (Автомеханик, парикмахер, бармен, продавец, квалифицированный рабочий физического труда, служащий гостиницы, работник почты, полицейский, водитель грузовика) – 30%Верхушка низшего класса (Водитель такси, среднеквалифицированный рабочий, бензозаправщик, официантка, швейцар) – 35%7. Низший (Судомойка, домашняя прислуга, садовник, шахтер, дворник, мусорщик, обитатели подвалов, трущоб) – 20%

СтратификацияВысший классНизший классСредний классВысший классНизший классСредний классКакая модель характерна для европейского, американского и российского общества? СтратификацияВысший классНизший классСредний классВысший классНизший классСредний классХарактерна для стран «третьего мира» Характерна для развитых стран Слои в современном российском обществе (результаты соц. исследования 90-х гг.)Элита (политики, олигархи, высшая бюрократия, бизнес-элита) – 1%Верхний класс (собственники и управляющие крупных предприятий, банков) – 5-7%Средний слой (мелкие и средние бизнесмены, высококвалифицированные специалисты, высшее и среднее офицерство) – 12-15%Базовый слой (интеллигенция, технический персонал, крестьяне, рабочие, рядовые работники сферы обслуживания) – 60-70%Нижний слой (пенсионеры, инвалиды, иждивенцы, безработные, беженцы) – 10%Десоциализированное дно или андеркласс (воры, бандиты, киллеры, бомжи, наркоманы, алкоголики, проститутки) – 3-5%


Слои в современном российском обществе (результаты соц. исследования 2004 г.)ЭлитаВерхний средний класс - «Белые воротнички – 1» «Синие воротнички - 1»3. Средний средний класс – «Белые воротнички – 2» 4. Нижний средний класс – «Синие воротнички – 2» «Голубые воротнички- 1»5. Низший класс – «Серые воротнички – 3» «Голубые воротнички- 2» 6. Низший низший класс





«Белые воротнички» Менеджеры Уровень семейного дохода – 15-35 тысяч рублей в месяц. Это самая образованная группа населения – 60% менеджеров имеет высшее образование (это даже выше, чем в интеллигентской среде) и охотно получают дополнительную квалификацию. По уровню дохода и образования "белые воротнички" делятся на две группы: {ED083AE6-46FA-4A59-8FB0-9F97EB10719F} «Белые воротнички-1""Белые воротнички-2" 1,8%5,4%топ-менеджеры, владельцы собственных небольших предприятий и высококвалифицированные специалистыменеджеры среднего звена управления и работники интеллектуального труда высокой и средней квалификации63% имеют высшее образование, занимаются саморазвитием: 30% имеют второе высшее образование, либо окончили курсы повышения квалификации, самая образованная группа 57% имеют высшее образование, 23% - среднее специальное - это вторая по уровню образования группа Чуть б. 7 % 10 млн. чел. «Голубые воротнички» «интеллигенция», работники сферы образования и здравоохранения Исходя из степени квалификации, качества образования и размеров дохода возникла двухуровневая конфигурация: {21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}«Голубые воротнички-1»«Голубые воротнички-2»педагоги, врачи , служащие, работающие либо в государственном, либо в частном секторе хозяйства5% - медсестры, санитарки, учительницы начальных классов, воспитательницы детских садов, нянечки.Это первая социальная группа, где мы сталкиваемся с бедностью.57% - Люди с высшим образованием (высокий уровень образования), готовые к постоянному образовательному росту. 16% - с высшим образованием (уровень образования ниже)Доход около 20 тысяч рублей в месяцДоход 5-8 тысяч рублей в месяц «Синие воротнички»КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ РАБОЧИЕ Это самая большая из активных групп населения России.К этой категории отнесены люди, сфера деятельности – преимущественно физический труд. Трудятся они не только в сырьевом секторе, но также в строительстве и транспортной отрасли. Уровень дохода колеблется от 10 до 15 тысяч рублей. Абсолютное большинство «синих» не имеет даже высшего образования и даже не стремится его получить! Исходя из уровня квалификации этих рабочих, их уровня образования и дохода 19 %, 27 млн. чел.{00A15C55-8517-42AA-B614-E9B94910E393}«!Синие воротнички-1» «Синие воротнички-2»«Синие воротнички-3» 2,7% - прораб на стройке, оператор высокотехнологичного оборудования на промышленном предприятии5,5%- это просто квалифицированные рабочие, преимущественно из частного сектора (сфера промышленности). 10,8% - самая большая и наименее благополучная часть квалифицированных российских рабочих.Высокий уровень образования - у 14% высшее, у 76% - среднее специальноеДовольно низкий уровень образования – у 70% общее среднее образование «Серые воротнички»рабочие низкой квалификации Низкоквалифицированный физический труд. По уровню дохода делятся 15 %, {00A15C55-8517-42AA-B614-E9B94910E393}«Серые воротнички-1«Серые воротнички-2" 10%- слесарь, токарь, грузчик, строитель, разнорабочий4,8% - сельские работники, медсестры и санитаркиБольшинство из них не имеют общее среднее образование и происходят из семей, где родители тоже не имели специального образованияКрайняя бедность, на грани нищеты Средний классГраждане, обладающиеэкономической независимостьюСобственники предприятий,представители высокооплачиваемыхпрофессийДелают обществостабильнымВозникающие проблемы решаютчерез институты гражданского обществаСоставляют 60-80%населенияВ России 12-15%типы социальной стратификации


«Средний класс». Что их всех объединяет? ориентированы на достижение жизненного успеха, стремятся к личной свободе и богатству, ценят интеллект, трудолюбие и уверенность в себе. выступают за сильное государство, порядок и законность в стране. Вставьте из списка слова на место пропусков.54Социальная _____(А) отражает социальное различие, неравенство и в соответствии с этим положение людей в обществе. В первобытном обществе _____(Б) было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах социальный статус общественной группы зависит от величины _______(В), уровня образования, доступа к власти, ______(Г) занимаемой позиции. Возникли касты, затем сословия, а позже – классы. В одних обществах переход из одной социальной _______(Д) в другую запрещен. Есть общества, где такой переход ограничен, и есть общества, где он полностью разрешен. Свобода социальной _______(Е) определяет то, каким является общество – закрытым или открытым. 1) мобильность 2) привилегии3) обязанности4) престиж5) авторитет6) доход7) расслоение8) страта9) стратификация Тенденции в развитии социальной структуры российского обществадифференциация (появление новых слоев и групп)интеграция (сближение условий труда)маргинализация (увеличение числа людей, занимающих промежуточное положение между основными социальными слоями)люмпенизация (увеличение количества людей, опустившихся на дно общественной жизни)поляризация (увеличение числа людей, живущих за чертой бедности)


Маргиналы (marginalis- находящийся на краю, на границе) – это социальные группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями.Люмпены (нем.lumpen - лохмотья) – люди, опустившиеся на дно общества.
Молодежь как социальная группапотенциальная сила (способность совершенствовать социальную структуру)специфика сознания (преобладание побудительно-мотивационной направленности)формирование внутреннего мира личностиглавные приоритеты – образование и получение профессиивключенность в различные объединения по интересамналичие собственной субкультурыот 16 до 25 лет



Социальная мобильностьВвел термин П. Сорокин в 1927 г. перемещение отдельных людей или социальных групп из одного слоя в другойместо человека в системе общественных отношенийВиды мобильностиВертикальная (повышение или понижение статуса)Горизонтальная (не ведет к изменению социального статуса)НисходящаяВосходящая
Социальная мобильностьВиды мобильности:Добровольная (в связи с изменением места работы, должности, места жительства…)Вынужденная (под влиянием структурных изменений в обществе – индустриализация, компьютеризация...)ИндивидуальнаяГрупповая (например, после буржуазной революции класс феодалов уступает господствующие позиции классу буржуазии) Факторы социальной мобильностисистема общественного устройства (традиционное / индустриальное общество)изменения технологии общественного производства (появление новых профессий)социальные потрясения (войны, революции)образованиесоциальный статус семьисемьяшколаармияцерковьЛифты (каналы)П. Сорокин




?Главным признаком классов является: место в исторически определенной системе общественного производствароль в общественной организации трудаотношение к собственности на средства производстваразмер и доля общественного богатства, которой располагает класс ?Проявлением вертикальной социальной мобильности выступает: переезд из одного района в другойвыход на пенсиюповышение в должностирождение ребенка ?В экономически развитых странах большую часть населения составляют(-ет)Крупные собственникиСредний класс«синие воротнички»интеллигенция ?Какая социальная стратификация основана на распределении дохода и собственности?Кастовая ПрофессиональнаяЭкономическаяПолитическая ?Средневековая пословица «Однажды крестьянин – навсегда крестьянин» отражаетГлубокое социальное расслоение обществаВысокий престиж крестьянского трудаКлассовый тип социальной стратификацииНизкую степень социальной мобильности ?Верны ли следующие суждения о социальном неравенстве?А. Социальное неравенство возникло с переходом общества в индустриальную стадию развитияБ. Социальное неравенство выражается в неодинаковом доступе социальных групп к общественным благамВерно только АВерно только БВерны оба сужденияОба суждения неверны ?К высшему классу в экономически развитых странах относятсяСобственники крупных предприятийИнженерно-технические работникиПрофессура высших учебных заведенийСотрудники научных учреждений ?Выражением социальной стратификации являетсяРазличие типов экономических системРазнообразие культурных традицийСословное деление обществаИдейный плюрализм ?Государство принимает закон, препятствующий получать образование выходцам из низших классов. Это способОграничить восходящую мобильностьУменьшить социальные различияОграничить нисходящую мобильностьРасширить горизонтальную мобильность ?Выражением социальной стратификации являетсяМногоукладность экономикиРазнообразие культурных традицийСословное деление обществаИдейный плюрализм ?Касты, сословия, классы – это Типы социальной стратификацииЭтапы развития государств в новое времяСоциальные группы, присущие средневековому обществу Элементы социального статуса личности ?Человек, вышедший из одной страты, но не занявший устойчивого положения в другой, относится к МаргиналамСоциальным низам«синим воротничкам»пролетариям ?Современное понимание социального равенства Равенстве всех перед закономОтсутствии привилегий для отдельных группУравнительном распределении материальных благ Одинаковом уровне природных задатков людей ?Данный статус передается по наследству. Его обладатель наделен определенными социальными привилегиями. Это статусЧиновникаФинансистаАристократаПредпринимателя ?Пример задания С5 Назовите любые три причины объединения людей в группы. ?ОтветГруппы удовлетворяют потребность человека в социальной принадлежностиВ группе человек удовлетворяет тот или иной интересВ группе человек осуществляет ту деятельность, которую не может осуществить в одиночку ?Пример задания С7После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии? ?Пример задания В3Установите соответствие {00A15C55-8517-42AA-B614-E9B94910E393}Особенности общественных отношенийТипы стратификацииА) юридическое закрепление прав и обязанностей за основными социальными группами1) кастоваяБ) преимущественно наследственный характер принадлежности к элите общества2) сословнаяВ) запрещение перемещения из одной социальной группы в другую3) классоваяГ) в основе деления на группы – различия в характере труда и размерах и формах его оплатыД) запрет на браки с представителями других групп ?Среди факторов восходящей социальной мобильности социолог П. Сорокин выделялРодственные связиНакопленный опытРасширение состава семьиПолучение образования Статус – основной элемент социальной структурыСлово «статус» пришло из латинского языка (в Древнем Риме так обозначалось правовое положение юридического лица). В XIX веке понятие «статус» трансформировалось в обозначение социального положения человека в обществе(демографические свойства человека, его профессия, политическое и экономическое положение).Каков статус инженера Василия Ивановича Смирнова. 58 лет, работающего на заводе и получающего среднюю заработную плату. Он член РКП. Виды статусовместо человека в системе общественных отношенийПредписанные(от рождения):пол, национальность,возраст, социальноепроисхождениеНепредписанные(приобретенные):профессия,образование,должностьПрестижныеНепрестижныеДостигаемый статус требует принятия самостоятельного решения и самостоятельных действий.



Виды статусовЛичный положение, которое человек занимает в малой (или первичной) группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.Групповойположение человека,которое он автоматически занимает как представитель конкретной социальной группы (профессиональной, классовой, национальной и т.д.). Например, негры в США были ниже по общественному положению, чем белые.Бытует мнение, что с руководящей работой женщина справится хуже мужчины

Виды статусов Групповойположение человека,которое он автоматически занимает как представитель конкретной социальной группы (профессиональной, классовой, национальной и т.д.). Например, негры в США были ниже по общественному положению, чем белые.Бытует мнение, что с руководящей работой женщина справится хуже мужчины

Виды статусовСмешанныйсочетание достигаемого или предписанного статуса с положением в обществе, которое занимает индивид вопреки собственному желанию, своему выбору или если на занятие той или иной должности накладываются социально - демографические ограничения, в результате которых занимаемое положение перестает выступать в качестве достигаемого статуса. пример. Звание академика сначала является достигаемым статусом, но позже оно превращается в приписываемый, так как считается пожизненным, хотя и ненаследуемым. Пожизненным является звание олимпийского чемпиона, а вот звание чемпиона мира могут "отобрать" те, кто показал лучшие результаты на новых мировых чемпионатах. Это - переходящее звание. Допустим, в 30 лет человек стал инвалидом. Его социально - экономическое положение существенно изменилось: если раньше он самостоятельно зарабатывал себе на хлеб, то теперь он полностью зависит от помощи государства. 0 каком статусе здесь идет речь? Достигаемым назвать его трудно, поскольку по собственной воле никто не желает стать инвалидом. Его можно было бы считать приписываемым, но 30-летний калека не является инвалидом от рождения. Он стал инвалидом в результате стечения обстоятельств, которые были вне его контроля.
Смешанный статус Допустим, в 30 лет человек стал инвалидом. Его социально - экономическое положение существенно изменилось: если раньше он самостоятельно зарабатывал себе на хлеб, то теперь он полностью зависит от помощи государства. 0 каком статусе здесь идет речь? Достигаемым назвать его трудно, поскольку по собственной воле никто не желает стать инвалидом. Его можно было бы считать приписываемым, но 30-летний калека не является инвалидом от рождения. Он стал инвалидом в результате стечения обстоятельств, которые были вне его контроля. Любой человек занимает несколько позиций, так как участвует во множестве групп и организаций. Например, Н. - мужчина, человек средних лет, преподаватель, кандидат наук, ученый, секретарь научного совета, заведующий кафедрой, член профсоюза, член республиканской партии, православный, избиратель, муж, отец, дядя и т.д. Каждого человека можно охарактеризовать статусным набором. .Статусный набор - совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом. ?С7 При устройстве на работу гражданка А. заполняла анкету, в которой указала, что она специалист с высшим образованием, происходит из семьи служащих, замужем, имеет двух детей. Назовите один предписанный и два достигнутых статуса гражданки А., которые она отметила в анкете. На примере одного из названных достигнутых статусов укажите статусные права и обязанности. ?Ответ Социальная рольожидаемое поведение человека, ассоциируемое с его статусомПрофессорученыйпреподавательадминистраторвоспитательОбязанности предписывают то, что исполнитель должен делатьПрава говорят о том, что человек может свободно позволять себе или допускатьв отношении других людей одно предполагает другое



Социальный контрольСистема средств и приемов, регулирующих поведение людей в обществе и препятствующих его отклонениюСамоконтроль – внутреннее соотнесение своих действийи поступков с принятыми обществе правиламиСоциальная саморегуляция – механизмподдержания общественного порядкаНормыСанкции

НормыОбычаи и традицииПравовые нормыПолитические нормыМоральные нормыРелигиозные нормыпредписания того, как надо вести себя в обществеустановившийся порядок поведениято, что унаследовано отпредшественниковзакрепляются в законах, соблюдение обеспечивается силой государстванаходят свое отражение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормахносят оценочный характер, соблюдение обеспечивается силой общественного мнениясоблюдение поддерживается моральным сознанием верующих, верой в наказание за грехи





Санкцииформальные позитивныенеформальные позитивныеформальные негативныенеформальные негативныесредства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормыпубличное одобрение со стороны официальных организаций: награды, звания, титулы…публичное одобрение со стороны общественности: дружеская похвала, комплимент, аплодисменты…наказания, предусмотренные официальными инстанциями: тюремное заключение, лишение гражданских прав, отлучение от церкви…наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: замечание, упрек, насмешка, прозвище…Если у нормы нет санкции, то онаперестает регулировать поведение людей




?Верны ли следующие суждения о социальных нормах? А. К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах.Б. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом.верно только Аверно только Бверно и А, и Боба утверждения неверны Виды социального взаимодействияСотрудничество:Наличие совместной цели сторонОбоюдная заинтересованность во взаимодействииУважение, поддержка, признательность друг к другуСоперничество:Отсутствие общей целиКонкурентная борьба относительно неделимого объектаЗависть, неприязнь, озлоблениеКонфликт:Открытое столкновение и борьбаНесовместимые взгляды, позиции, интересы





КонфликтГ. Спенсер (1820-1903): конфликт – проявление процесса естественного отбора и борьбы за выживание; общество должно развиваться эволюционно.К. Маркс (1818-1883): конфликт носит временный характер, его может разрешить социальная революцияГ. Зиммель (1858-1918): конфликты неизбежны и даже полезны (помогают людям четче осознавать свои интересы, способствуют внутригрупповому сплочению и т.д.)форма взаимодействия, в основе которой лежит столкновение интересов и потребностей отдельных людей и социальных группКонфликтология:конфликт – не аномалия, а норма отношения между людьми, один из способов их взаимодействия (наряду с соревнованием, кооперацией, приспособлением и т.д.)


Причины социальных конфликтов Социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентацийРазличия в уровне доходов, власти, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информацииРелигиозные различияПоведение человека, его социально-психологические черты (темперамент, интеллект, общая культура и пр.)

Субъекты конфликтаСвидетели – те, кто наблюдает за конфликтом со стороны.Подстрекатели – те, кто подталкивает других участников к конфликту.Пособники – люди, содействующие развитию конфликта, оказывающие конфликтующим сторонам помощь.Посредники – те, кто своими действиями пытается предотвратить, остановить или разрешить конфликт.УЧАСТНИКИ


Динамика конфликтаЛатентный (скрытый) периодНаличие конфликтной ситуации, осознание ее сторонами, стремление преодолеть эмоциональное напряжение, выборспособа воздействия на противникаОткрытый периодИнцидент – первое столкновение сторонЭскалация – обострение конфликта, социальные действия направ-лены на подавление противника, открытые и скрытые действияРазрешение конфликтаКомпромиссУрегулирование с участием третьей стороныЗатуханиеУстранениеПерерастание в другой конфликт

инцидент (повод)эскалация конфликта консенсуссобытие или обстоятельство, в результате которого противоречия переходят в стадию открытого противостоянияразрастание конфликта, увеличение количества участвующих в конфликтесоглашение большинства

Виды конфликтовв зависимости от конфликтующих сторон (внутриличностные, межличностные, межгрупповые…)по длительности и характеру протекания (долговременные, кратковременные, разовые, затяжные…)по форме (внутренние, внешние)по масштабу распространения (локальные, региональные, глобальные)по используемым средствам (ненасильственные, насильственные)по сферам, в которых они происходят ↓


Политический конфликтНационально-этнический конфликтСоциально-экономический конфликтКультурный конфликтпо поводу распределения власти, доминирования, влияния, авторитетана основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групппо поводу средств жизнеобеспечения, уровня зарплаты, уровня цен на различные блага, доступа к этим благамсвязаны с религиозными, языковыми и другими противоречиями в духовной сфереФормы социальных конфликтов:дискуссии, запросы, принятие деклараций…митинги, демонстрации, пикеты, забастовки…война – крайняя форма


Функции конфликтовПозитивные: Выявление интересов людей Стимулирование социальных перемен Появление новых общественных порядков, норм, ценностей Снятие социальной напряженностиНегативные: Создание стрессовых ситуаций Эскалация психического и физического насилия Дезорганизация социальной жизни Разрушение социальной системы
Условия и способы разрешения конфликтаУсловия:выявление существующих противоречий, интересов, целейобоюдная заинтересованность в преодолении противоречийсовместный поиск путей преодоления конфликтаСпособы:прямой диалог сторон, переговорыразвитие и совершенствование социальной сферы жизни общества (расширение системы образования, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства, т.е. создание развитой социальной инфраструктуры)



Социальное государствоОсновные черты социального государства:развитые рыночные отношения, многообразие форм собственности, свобода предпринимательствамеханизм цен и конкуренция без вмешательства государствасвобода выбора для наемных работниковразумное соотношение между рыночными принципами и перераспределением благ через государственную систему социальной помощивысокий жизненный уровень населенияразвитое социальное законодательствоэффективная политика по обеспечению социальных, экономических, культурных прав человекагосударство, которое главной целью свой деятельности провозглашает человека, его достойное существованиеГлавная задача – совершенствовать отношения между предпринимателями и потребителями в целых эффективногофункционирования экономики без нарушения равновесия междучастным сектором и государством




?Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах? А. Конфликтное взаимодействие существует в любом типе общества.Б. Социальные конфликты всегда ведут к негативным последствиям.верно только Аверно только Бверно и А, и Боба утверждения неверны Итоговое повторение по теме «Социальная сфера» ?С помощью такого критерия, как развитие науки и техники, можно показать прогрессивный характерОтказа от смертной казни за совершенные наказанияУспехов в освоении космического пространстваСглаживания социального неравенства в обществеФормирования гражданского общества ?Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного развития?А. Ценности личной свободы, индивидуальной ответственности, инициативы являются характерной чертой духовной жизни традиционного обществаБ. В индустриальной обществе коллективистские ценности безусловно преобладают над ценностями свободы личности1) верно только А 3) верно и А, и Б2) верно только Б 4) оба суждения неверны ?Ученые на протяжении нескольких лет исследовали группу учащихся. В 5 и 10 классе им задавали вопрос: «Какова цель вашей учебной деятельности». 1) Мало кто из пятиклассников, по сравнению с учениками 10 класса, рассматривает образование как способ познания мира 2) В 5 классе большая , чем в 10 классе, доля учащихся стремится учиться, чтобы общаться с окружающими3) Процент учащихся, стремящихся радовать родителей своими учебными достижениями, увеличивается в 10 классе в сравнении с 5 классом4) Для большинства опрошенных в 5 и 10 классах целью учебы является продолжение образования{21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Варианты ответов5 класс (%)10 класс (%)Больше узнать о мире6013Успешнее общаться с окружающими людьми128Радовать родителей своими достижениями207Поступить в престижный колледж872 ?Отказ подать руку или поддерживать дружеские отношения – это пример применения санкцийНеформальных позитивныхФормальный позитивныхНеформальных негативныхФормальных негативных ?С7 Социологи страны Z изучали тенденции развития института брака. Были получены следующие статистические данные о количестве разводов на каждую 1000 зарегистрированных браков:Сделайте вывод о тенденциях развития института брака и выскажите три предположения о причинах подобной тенденции.306592 127 ?В обществознании под социальной стратификацией понимаютНаличие в обществе различных сферРазделение общества на общности и группыСоциальную поддержку малообеспеченных групп населенияПовышение социального статуса ?В стране Z крестьяне и городская беднота ограничены в доступе к качественному образованию и здравоохранению. В данном факте отражаетсяСоциальная мобильностьСоциальное неравенствоСоциальная структураСоциальный контроль ?Верны ли следующие суждения об этнической общности (этносе)? А. Естественная предпосылка формирования того или иного этноса – общность территорииБ. Отдельные части сформировавшегося этноса могут сохранить этическую идентичность в случае разделения политико-государственными границамиверно только Аверно только Бверно и А, и Боба утверждения неверны ?Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах? А. Конфликтное взаимодействие существует в любом типе общества.Б. Социальные конфликты всегда ведут к негативным последствиям.верно только Аверно только Бверно и А, и Боба утверждения неверны ?К числу неформальных санкций относитсяВручение грамотыЛестный отзыв товарищаПремированиеВручение памятного подарка Т. и В. проживают вместе, имеют общего ребенка. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что этот союз с юридической точки зрения является семьей?Отношения Т.и В. зарегистрированы в органах ЗАГСТ. И В. стали жить вместе после достижения возраста 18 летУ них общий туристический бизнес Они совместно владеют квартирой ?Верны ли следующие суждения о социальной группе?А. Социальная группа – это объединение людей, имеющих общие социально значимые признакиБ. Отношения в любой социальной группе обязательно регулируются официальными документами1) верно только А 3) верно и А, и Б2) верно только Б 4) оба суждения неверны В 3Установите соответствие{21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}ОпределенияПонятияА) Принятое в обществе правило, определяющее рамки поведения человека1) Социально неравенство Б) Действия человека, соответствующее его социальному статусу2) Социальная нормаВ) Перемещение человека из одной социальной группы в другую3) Социальная рольГ) Разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение 4) Социальная стратификацияД) Неодинаковый доступ представителей различных групп общества к социальным благам5) Социальный контроль6) Социальная мобильность Социологи выделяют несколько факторов социальной мобильности. (2) Часть из них являются объективными – государственный режим, социально- экономическая и политическая ситуация в обществе, процессы модернизации. (3) Некоторые факторы связаны с активностью самой личности – уровень образования, карьера и др.(4) Но как бы ни складывались внешние обстоятельства, индивидуальная мобильность, очевидно, определяется уровнем притязаний и активностью деятельности человека. А) фактический характерБ) характер оценочных суждений ОТВЕТАААБ По какому признаку выделены такие социальный общности, как католики, православные, протестанты? ТерриториальномуЭтническомуСоциально-классовомуКонфессиональному Семья, в отличие от других малых социальных групп, характеризуетсяРеальными контактами между членамиРодственными отношениямиУстойчивыми связямиОбщими традициями Светлана уехала из одного города в другой. Какая доп. информация позволит сделать вывод о том, что перемещение Светланы является миграцией?Она уехала в командировкуОна поменяла место жительстваГорода находятся далеко друг от другаГорода расположены в разных странах Найдите примеры формальных позитивных санкцийК. присвоили звание «Заслуженный учитель РФ»Коллеги похвалили С. за хорошо выполненный докладВ. получил на заводе премию за свое изобретениеЛ. присвоена степень доктора физико-математических наукВыступление учеников 10 класса на празднике «Последнего звонка» вызвало аплодисментыОфицеру-подводнику присвоили очередное воинское звание С 6Смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае. ?Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?А. Социальные роли человека определяются его социальным статусомБ. Между понятиями «социальная роль» и «социальный статус» различия отсутствуют1) верно только А 3) верно и А, и Б2) верно только Б 4) оба суждения неверны В органы ЗАГС пришли совершеннолетние Иван и Наталья, чтобы подать заявление о государственной регистрации.(2) Сотрудник ЗАГС отказался принять это заявление, потому что Иван признан судом недееспособным.(3) Наталья, знавшая об этом и руководствовавшаяся желанием зарегистрироваться в квартире Ивана, поступила безнравственно. (4) Опекунам Ивана следует лучше следить за ним. А) фактический характерБ) характер оценочных суждений ОТВЕТААББ Молодежь как социальную группу отличает (-ют)Общность бытаЕдинство политических взглядовОднородность, отсутствие дифференциацииСходные черты сознания и поведения В каком возрасте начинается старость»?{00A15C55-8517-42AA-B614-E9B94910E393}Старость начинается в возрастеЧисло выбравших это мнение (%)МужчинЖенщин25-39 лет1140-49 10750-54201755-59131360-64293065-902125Затрудняюсь ответить67Среднее значение возраста старости57 лет59 летЧетвертая часть опрошенных женщин считает, что старость наступает в возрасте от 65-90 летСредние оценки возраста наступления старости у мужчин и женщин существенно расходятсяМенее трети опрошенных мужчин считают, что старость наступает в диапазоне 40-59 летБольшинство опрошенных оценивают наступление старости в диапазоне 65-90 лет ОТВЕТ1 ?Верны ли следующие суждения о тенденциях развития современной семьи?А. В последние годы наметилось сокращение числа семей партнерского типаБ. Ряд проблем современной семьи обусловлен тем, что женщины заинтересованы в своей карьере1) верно только А 3) верно и А, и Б2) верно только Б 4) оба суждения неверны ОТВЕТ2 В8Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных. НаблюдениеЭкспериментМетодАнкетированиеИнтервьюирование В8Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных. Юридическое лицоПроизводственный кооперативУнитарное предприятиеПолное товариществоОбщество с ограниченной ответственностью В8Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных. ОщущениеПредставлениеСуждение ВосприятиеФорма познания В8Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных. ПоощрениеСанкцияНаказаниеПремированиеУвольнение В8Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных. Форма государстваРеспубликаМонархиФедерацияФорма правления В8Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных. ЗемляТрудовые ресурсыФактор производстваКапиталИнформация В8Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных. Публичное правоФинансовое правоАдминистративное правоУголовное правоКонституционное право В8Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных. ДемократияТоталитарное обществоПолитический режимАвторитарное государство Диктатура В8Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных. ПарламентПравительствоСуд общей юрисдикцииОрган властиАрбитражный суд В8Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных. ТрудИграУчениеВид деятельностиПознание