Конспект урока по русскому языку Разделительный твёрдый знак Ъ


Урок русского языка во 2 классе «Начальная школа XXI века».
Тема: «Учимся писать разделительный твёрдый знак (ъ)»
Цель урока: самостоятельно сформулировать правило правописания слов с разделительным твёрдым знаком.
Задачи урока:
наблюдение за позицией написания ъ;
повторение понятий: состав слова, родственные слова;
развитие мышления на основе операции в анализе и синтезе;
развитие эмоционально-волевой сферы на основе упражнений в решении проблемных ситуаций.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Методы обучения: словесно-наглядный, проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.
Методические приемы:
рассказ учителя
проблемные вопросы
работа над новыми понятиями
творческие задания
практические упражнения.
Педагогические технологии:
элементы технологии проблемного обучения
элементы игровой технологии
здоровьесберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).
Планируемые результаты:
Предметные:
наблюдение за позицией написания разделительного Ъ знаков, решение орфографической задачи – в каких случаях пишется разделительный Ъ;
развитие умения применять теоретический материал в письменной речи, развитие логического мышления;
обогащение словарного запаса учащихся, развитие связной речи;
воспитание интереса к предмету через содержание учебного материала;
Формирование УУД:
Познавательные: использование знаково-символические средства моделирования для решения задач, осуществление анализа и синтеза объектов.
Личностные: развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, способность к самооценке.
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.Коммуникативные:
- воспитывать способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу,
- умение аргументировать своё предложение.
- воспитывать ответственность, коллективизм, взаимопомощь, аккуратность, самостоятельность, дисциплину, наблюдательность)   - воспитывать желание учиться и делать открытия; -воспитывать умение слушать других.
Средства обучения: учебник «Русский язык» 1 часть, С.В. Иванов, тетрадь «Пишем грамотно № 1», рабочая тетрадь, мультимедийный проектор, презентация, карточки для работы в парах и домашнего задания.
Ход урока
Эмоциональный настрой.
1 слайд
Громко прозвенел звонок, начинается урок.
Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.
Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые гости!
- Садитесь.
- Ребята прочитайте пословицу:
2 слайд
Друзья, ученье нас объединяет!
- Как вы понимаете эту пословицу.
Правильно если мы с вами будем дружные, уважать друг друга, тогда у нас всё с вами получится.
Щелчок
- Я предлагаю, пусть эта пословица, будет девизом нашего урока
Этап подготовки уч-ся к активному и сознательному усвоению нового материала.
1.Мотивационно-целевой настрой.
Внимание на экран
3 слайд – видео или музыка
- Кто это? Фиксики4 слайд - Фиксики- А какие они? ……. Любознательные
- А можно ли их назвать любознательными?
- А какие вопросы всегда задают Фиксики?
Щелчок Где?
Щелчок Как?
Щелчок Почему?
Щелчок Зачем?
Давайте же мы будет такие же, как Фиксики любознательные, и на уроке откроем для себя новое.
5 слайд- чистый
2. Минута чистописания
- Открываем тетради, записываем число и классная работа.
- Сегодня мы с вами вспомним, как соединяется Ъ знак с гласными е, ё, ю, я.
Пропишите самостоятельно по образцу.
ъе ъёъю ъя- Молодцы! Положите ручки.
Проблемная ситуация.
Щелчок
- Ребята Дим Димыч выполняет задание, ему нужно вставить орфограммы.
Мальчик с(?)ел за стол и с(?)ел конфету.
- Наши любимые герои решили помочь Дим Димычу.
Щелчок
Нолик написал : Мальчик сел за стол и сел конфету.
Щелчок
Симка написала : Мальчик сел за стол и съел конфету.
- Кто же из них прав?
Докажите.
- Обратите внимание на значение слова.
-Что мы можем сказать про слова: сел – сел - одно значение
сел – съел - разное значение
- Почему Нолик ошибся? Он не знает правописание Ъ
- Кто скажет тема нашего сегодняшнего урока?
Тема урока
6 слайд Учимся писать разделительный твёрдый знак (Ъ)
Задача урока
- Какую задачу мы поставим сегодня на урок?
- мы будем выяснять, где нужно писать Ъ
- в каких случаях пишется Ъ
- Давайте около предложения поставим большой, большой ?7 слайд
Мальчик с(?)ел за стол и с(?)ел конфету.
Щелчок - ?- И к нему мы вернёмся поле того, как проведём исследование.
Этап раскрытия новой темы – исследование
8 слайд - чистый
Узнайте слово по лексическому значению: и запишем их в тетрадь выделим корень и приставку
Щелчок
Крыльцо, крытый вход в здание – подъезд
Щелчок
Место в пути, где дорога поднимается кверху – подъём
Щелчок
Нижняя юбка, которая носится под одеждой – подъюбникЩелчок
Печатное сообщение, извещение о чем-либо – объявление
- Что есть во всех словах? Ъ
- Между какими частями слов находится Ъ? Между приставкой и корнем
- На какую букву заканчивается приставка? На согласную букву
- А корень, на какую букву начинается? На гласную букву
- Сделайте вывод: когда мы будем писать Ъ
11 слайд
Вывод: Ъ знак пишется после приставок, которые заканчиваются на согласную букву и если корень начинается на гласные буквы Е Ё Ю Я.
- Следует, какой это ъ знак, если он стоит между согласным звуком и гласным звуком?
Щелчок Разделительный
Щелчок
- Отройте учебник стр. 158 и прочитаем правило хором и посмотрим, правильно ли мы с вами сделали выводы.
- Кто согласен, поднимите руку. Значит, мы с вами исследование провели верно.
10 слайд
- Вернёмся к нашему предложению, которое задали Дим ДимычуМальчик с(?)ел за стол и с(?)ел конфету.
Записать в тетрадь Мальчик сел за стол и съел конфету.
(выделить корень, приставку в слове съел)
11 слайд Физминутка (Фиксики)
Этап проверки понимания учащимися нового материала.
12 слайд – Алгоритм щелчки
Выделяю корень
Выделяю приставку
Если приставка оканчивается на согласную букву, а корень начинается на букву Е Ё Ю Я, то пишу Ъ.
14 слайд - чистый
1.Работа у доски с комментированием
Учебник стр. 159, упр 2 - Прочитайте задание.
Выполнения упр. 2 в тетради с комментированием у доски
- На этом слове мы закончим, поставьте точку.
- Скажите, в каких случаях мы будем писать разделительный Ъ?
Вывод: Ъ знак пишется после приставок, которые заканчиваются на согласную букву и если корень начинается на гласные буквы Е Ё Ю Я.
Работа в парах (белые карточки)
Предложение рассыпалось. Составьте предложение и вставьте орфограмму.
к, Гадельша, ребята, под(?)ехали, водопаду
_____________________________________________________
Ребята подъехали к водопаду ГадельшаСлово подъехали закрыто на доске – докажите, что в этом слове надо писать разделительный Ъ
- Ребята, а кто знает, где находится водопад Гадельша?
Поднимите руки кто был на водопаде.
14 слайд
Историческая справка «Водопад Гадельша»
Водопад находится в 15 километрах от города Сибай
Водопад Гадельша трехкаскадный. Общая высота водопада – примерно 15 метров.
Водопад является памятником природы.
15 слайд - чистый
Проверка знаний
Самостоятельная работа
Пишем грамотно стр 86 упр 3. Вставь, где нужно ъ.
16 слайд самопроверка (поставили + - похлопали)
17 слайд
Вернёмся к нашему девизу урока : «Друзья, ученье нас объединяет!»
- Какое слово относится к нашей сегодняшней теме урока? объединяет
18 слайд
У вас на столах лежат разноцветные карточки с Фиксиками.
Поднимите желтую карточку – кому было интересно и легко
Поднимите синюю карточку - кто испытывал сложности
Поднимите красную карточку – кому было трудно
Этап информации учащихся о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.
19 слайд
Домашнее задания вам приготовили наши друзья Фиксики:
Красная карточка – задание повышенной сложности
Запиши слова буквами.
[падй’омный’ кран] , [сй’идобный’и гр’ибы], [крутой’ падй’ом]
Подъёмный кран, съедобные грибы, крутой подъём.
Жёлтая карточка – задание средней сложности
Составить предложение из слов и вставить орфограмму.
под…ёмный, к, стройке, кран, под…ехал
К стройке подъехал подъёмный кран.
Синяя карточка – задание легкой сложности.
- Составьте и запишите слова, в которых будите писать разделительный Ъ
вы
от
об – езд-.
в
пере (отъезд, объезд, въезд)
20 слайд
СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!
- А сейчас, ребята, вы можете подойти и взять себе карточку с домашним заданием.