Конспект урока по письму и развитию речи Мягкий знак на конце и в середине слова

Мягкий знак на конце и в середине слова.
Задачи: закрепить знания о способах обозначения мягкости согласных на письме гласными буквами.
Цель: учить обозначать мягкость согласных на письме с помощью буквы Ь.
Ход урока
I. Письмо по памяти.
Учитель читает загадку о гусе.
– О ком эта загадка? По каким признакам определили, что это гусь? Почему гусь выходит из воды сухим?
– Как вы понимаете выражение «дарит мягкие перинки»?
Учитель предлагает рассказать загадку наизусть, затем написать ее по памяти. Повторяются правило оформления предложений на письме, способы обозначения мягкости согласных. Обращается внимание на написание слова «лужку».
II. Минутка чистописания.
На доске записан ряд букв. Учитель предлагает учащимся прочитать буквы, дать характеристику звукам, определить «лишнюю» букву в данном ряду: и, е, ю, ь, я, ё.
– Какая буква «лишняя»? Почему вы так думаете? (Лишняя буква – мягкий знак, так как она не обозначает звука.)

III. Мягкий знак на конце слова.
– Доскажите словечко:
Мягкий голос, мягкий шаг.
Это буква – (мягкий знак).
– Что вы можете сказать о мягком знаке? (Эта буква не обозначает звука, её можно написать, но нельзя прочитать.)
– К какой группе относится мягкий знак? (Мягкий знак не относится ни к группе гласных, ни к группе согласных.)
– Прочтите слова, записанные на доске.
окуни – кони –
голуби – гвозди –
гуси – снегири –
тетради – медведи –
– Измените слова так, чтобы они обозначали один предмет.
– Запишите слова парами. Подчеркните зелёным карандашом мягкие согласные в словах.
– Какими буквами обозначена их мягкость?
– Прочтите слова с мягким знаком. Сколько звуков в слове? Сколько букв? Почему букв больше, чем звуков?
– Какова роль мягкого знака в этих словах? (Мягкий знак вместе с согласным обозначает его мягкость и меняет значение слова.)
Мягкий знак – хитрый знак,
Не сказать его никак,
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь,
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.
Мягкий знак, мягкий знак,
Без него нельзя никак!
Вместо «шесть» получим «шест».
Вместо «баньки» слово «банка».
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
– Прочтите пары слов: угол – уголь. Что обозначает слово «угол»? Слово «уголь»?
 Сравните данные слова по числу букв. (В первом слове букв на одну меньше, чем во втором.)
– Что вы можете сказать о количестве звуков в данных словах? (Количество звуков в данных словах одинаковое.)
– Как вы это объясните? (Ь не обозначает звука.)
– Произнесите последний звук в первом, во втором слове. Одинаково ли произносятся последние звуки в словах?
– Какая буква показывает, что согласный Л нужно произносить мягко? (Мягкий знак показывает, что согласный Л в слове «уголь» надо произносить мягко.)
– В какой позиции мягкий знак обозначает мягкость согласного? (Мягкий знак обозначает мягкость согласного, если находится после него.)
– Повторите всё то, что вы рассказали о мягком знаке. (Мягкий знак не обозначает звука. Он указывает на то, что находящийся перед ним согласный необходимо произносить мягко.)
– Какие ещё буквы наряду с мягким знаком обозначают мягкость предшествующих согласных? (Кроме мягкого знака мягкость согласных обозначают буквами И, Е, Ё, Ю, Я, если данные буквы находятся после них.)

Физкультминутка
Учитель читает стихотворение. Детям предлагается присесть, хлопнуть в ладоши над головой и встать, если услышат слово с мягким знаком на конце. Стихотворение читается чётко и неторопливо.
Я волшебник. Захочу – появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе, в мель опасную на море.
Кто волшебник – отгадай, выше руку поднимай!
Мягкий голос, мягкий шаг Эта буква – мягкий знак.
Мягкий знак, мягкий знак – без него нельзя никак.
Без него не написать: тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо «шесть» получим «шест».
Вместо «баньки» слово «банка».
Вместо «уголь» – слово «угол».
Вот что может получиться, если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
IV. Итог урока.
Мягкий знак с согласной дружен.
В конце слова он ей нужен.
За согласными знак пишем,
Если мягкими их слышим.
– О какой букве сегодня вели речь на уроке?
– К какой группе звуков относится мягкий знак? Почему?
– Как на письме обозначается мягкость согласного?

Рисунок 115