Брошюра игры и упражнения по развитию различных нарушений


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края Ейский полипрофильный колледж
Игры и упражнения по развитию различных нарушений
Подготовила:
Студентка Ш-42 группы
Никулина Анастасия
2016г.
СОДЕРЖАНИЕ:
СЕНСОРНЫЕ НАРУШЕНИЯ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ
НАРУШЕНИЕ РЕЧИ
НАРУШЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
КОМПЛЕКСНЫЕ ДЕФЕКТЫ
ИСКАЖЕННОЕ РАЗВИТИЕ

СЕНСОРНЫЕ НАРУШЕНИЯ
Игра «Чудесный мешочек»
Цель: Учить узнавать на ощупь знакомые предметы, не просто держать предмет в руках, а ощупывать, передвигая ладонь и пальцы по предмету.
Оборудование: Игрушки различной формы, величины, фактуры; «чудесный мешочек» - мешочек из непрозрачной ткани с завязкой, в который складываются игрушки.
Ход игры: Ребенок сидит за столом, на столе разные игрушки. Взрослый предлагает поиграть с ними. Через некоторое время показывает «чудесный мешочек», говорит, что в него можно спрятать игрушки, а потом найти их. Предлагает ребенку положить игрушки в мешочек (не более трех). Взрослый затягивает шнурок, трясет мешочек и просит ребенка найти игрушку (например, зайчика), не заглядывая в мешочек. Если ребенок правильно выбрал игрушку (ощупывает одной рукой), он называет ее сам, вытаскивает из мешочка и проверяет тем самым правильность ответа. Если же игрушка выбрана неверно, взрослый вместе с ребенком рассматривает и ощупывает ее, показывая, как передвигаются пальцы по предмету, обращая внимание на форму, величину, фактуру, части предмета.
Игра «Маленькая няня»
Цель: Учить находить по словесной инструкции теплый, холодный, горячий предметы.
Оборудование: Три одинаковые маленькие бутылочки с подкрашенной водой разной температуры (холодная, теплая, горячая, но не обжигающая), три куклы в колясках.
Ход игры: Взрослый ставит на стол три бутылочки, Ввозит в комнату коляску с куклой, она плачет. Взрослый говорит, что кукла хочет есть, ей нужна няня, и просит ребенка помочь. Просит дать кукле теплого молока из бутылочки. Ребенок на ощупь выбирает бутылочку с теплой водой и дает кукле. Та успокаивается и засыпает. Если бутылочка выбрана неверно, кукла плачет сильнее, отказывается от молока. Это побуждает ребенка выбрать нужную бутылочку. Аналогично игра проводится и с другими бутылочками.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ
Игра «Найди свою пар».
Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Организация: игра проводится фронтально; заранее подбираются парные флажки разного цвета (например: 2 красных, 2 оранжевых, 2 желтых) и бубен.
Ход игры: педагог раздает флажки, по одному для каждого ребенка. По сигналу бубна дети разбегаются по классу (комнате), затем по другому сигналу останавливаются и каждый ищет свою пару – того, у кого флажок такого же цвета. При продолжении игры дети вновь разбегаются, а педагог дает им флажки другого цвета. Ориентируясь на новый цвет флажка, они опять ищут свою пару. Ошибки разбираются коллективно
«Дай название».
Цель: формирование умений наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля.
Организация: игра может проводиться как индивидуально, так и фронтально; перед школьниками на столе лежат либо предметы, относящиеся к одной группе, либо их изображение (например, игрушки – мячик, матрёшка, кукла, машинка).
Ход игры: педагог предлагает рассмотреть предметы (или их изображение) и дать им общее название. Неправильные ответы разбираются.
НАРУШЕНИЕ РЕЧИ
Упражнение «Метелки»
Выполнять частое моргание без напряжения глаз до 10-15 раз.
Упражнение можно сопровождать проговариванием текста:
Вы, метелки, усталость сметите.Глазки нам хорошо освежите. (Выполнять 4-5 раз.)
Игра «Скороговорки разной длины»
Цель игры: развитие слуховой памяти.
Детям предлагается повторить за ведущим наизусть скороговорки, в которых количество слов увеличивается в прогрессии: 
Наш Полкан попал в капкан (5 слов).
Три свиристели еле-еле свистели на ели (7 слов).
Грабли - грести, метла - мести, весла - вести полозья - ползти (8 слов).
В поле затопали кони. От топота копыт пыль по полю летит (11 слов).
НАРУШЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Игра «Ловкие ноги»
Дети садятся на пол, опираясь сзади на руки, ноги вытянуты вперед, между стопами – мяч. Обхватив мяч стопами, передавая следующему игроку.
Игра «Скоморохи»
Детям предлагается поочередно каждой ногой щлепнуть себя по якодицам. Задание выполняется по сигналу, в течение 20-30 сек.
КОМПЛЕКСНЫЕ ДЕФЕКТЫ
Игра «Запомни и найди»
Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.
Приготовьте таблицы с изображением предметов геометрических фигур. Покажите ребенку на 4—5 сек. карточку с предметами и предложите запомнить их, чтобы затем отыскать среди других в нижней части таблицы. То же — с геометрическими фигурами.
Упражнение на поиск заданных слов (букв) в тексте
Цель: формирование способности воспринимать целостные зрительные образы слов и опираться на них в задаче поиска, развитие зрительной памяти.
Зрительно задаются одно-три слова (буквы), которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Желательно, чтобы эти слова встречались в тексте по несколько раз. Отыскав их, ребенок может их подчеркнуть, зачеркнуть или обвести кружками.
ИСКАЖЕННОЕ РАЗВИТИЕ
«Опиши картинку»
Для занятия вам потребуются любые незнакомые для ребенка картинки. Это могут быть иллюстрации к книгам или вырезки из журналов. Желательно, чтобы на картинке было не менее 5—6 предметов.
Ребенок должен в течение 30 секунд внимательно рассмотреть картинку, стараясь в деталях запомнить то, что на ней изображено, и вернуть ее ведущему. После этого ребенок, закрыв глаза, пробует представить картинку перед своим мысленным взором. А затем он должен максимально подробно описать то, что увидел и запомнил. По окончании рассказа вновь демонстрируется картинка и обсуждаются упущенные элементы изображения. В случае, если ребенок легко справляется с описанием простых картинок, вы можете давать ему наглядный материал посложнее, где больше мелких деталей и используются разные цвета. Ваш сын или дочь, со своей стороны, тоже могут составить для вас аналогичные задания. Тогда их целью будет проверка вашего рассказа, что тоже для них полезно, занимательно и поучительно.
«Что какого цвета?»
Для занятия вам потребуются картинки-раскраски, цветные карандаши и заранее составленные тексты, в которых описано, как именно необходимо раскрасить предложенную картинку.
Ребенку выдается раскраска и предлагается внимательно прослушать текст, запомнить, что какого цвета, и раскрасить картинку в соответствии с описанием. Предлагаем варианты заданий.
Прослушай текст и запомни, какого цвета игрушки на елке (цвета в тексте выделены курсивом). Раскрась елочные украшения в соответствии с описанием.
Как мы наряжали елочку?
Перед Новым годом папа принес домой большую зеленую елку. Мы с сестренкой очень обрадовались, ведь еще неделю назад были приготовлены красивые елочные игрушки. Скорее, скорее будем наряжать нашу елочку! Сначала мы повесили яркую гирлянду из красных конфет. Два веселых грибка-рыжика тоже украсили елку, их яркие оранжевыешляпки так и светились на ее зеленых лапах. Потом мы достали большие шары. На верхних ветках мы развесилижелтые шары. Они загорелись, как маленькие солнышки. А красными шарами мы украсили нижние лапы елки. Посередине сестренка повесила целую гирлянду синих звездочек. А большую синюю звезду папа надел на макушку елки. Мы все любовались красавицей елкой.