Брошюра на тему: Игры и упражнения на развитие психических процессов


ГБПОУ КК ЕПК
Игры и упражнения на развитие психических процессов.
Подготовила:
Студентка Ш-31 группа
Ейск, 2016г.
Оглавление:
1Раздел. Психические процессы.
1)Память.
- Упражнение «Разрезанные картинки»………3
- Игра «Какой игрушки не хватает»?................4
2)Внимание.
-Игра «Не пропусти хлопок»…………………..5
-Игра «Задание наоборот»……………………..6
3)Мышление.
- Упражнение «Дерево, лист, плод»…………...7
-Игра «Исключи лишнее»………………………8
4)Воображение.
-Игра « Дорисуй картинку»……………………10
-Игра «Кто этот человек?»……………………..11
2. Адаптация.
-Игра «Кто меня позвал?»………………………12
Разрезанные картинки
Память-это общее обозначение для комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков.
Цель: развить зрительную память, восприятие.
Для проведения игры следует использовать 2 картинки. Одна целая, другая - разрезанная по линиям. Можно взять для игры иллюстрации к сказкам, календарики, открытки.
Задание: предложите ребенку собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку по памяти.
Где спрятана игрушка?
Цель: развить зрительную память и внимание ребенка.
Для организации и проведения игры необходимо склеить между собой три спичечных коробка.
Ход игры: в один из коробков на глазах ребенка следует положить какую-нибудь маленькую игрушку или предмет (шарик, солдатика, ластик, пуговицу, колечко от пирамидки и др.) Затем коробки на некоторое время уберите. Попросите ребенка достать спрятанную игрушку.
Игру можно несколько усложнить:
-убрать коробки на более длительное время;
-спрятать 2, а затем и 3 игрушки;
Внимание-избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.
Игра «Не пропусти хлопок»
Все играющие дети садятся в кружок. Каждый игрок кладет свои руки на бедра своим соседям — слева и справа. Выбирают игрока, который начинает игру. Затем, по команде ведущего, первый игрок легко хлопает по бедру соседа, сидящего справа. Получивший хлопок игрок быстро хлопает по бедру первого, а затем хлопает своего соседа, сидящего справа. Следующий игрок «возвращает» хлопок тому, от кого его получил, и хлопает соседа справа и т. д. Получается как бы эстафета  хлопков. По мере развития игры темп ее возрастает. От детей требуют как можно быстрее «вернуть» хлопок и «передать» соседу справа. Тот, кто ошибется, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется победитель.
Игра «Задание наоборот»
Эта игра направлена на развитие распределения внимания и формирование навыков внутреннего самоконтроля ребенка. Эта игра проводится с детьми, у которых сформирован навык письма. Дети садятся за столы, имея ручку и листок бумаги. Игру ведет взрослый, который располагается вне поля зрения детей. Он дает детям случайным образом две команды: «Слово» и «Линия». Когда он говорит «Слово», дети должны провести на своем листке прямую линию, когда командует «Линия», — написать слово мама. Выигрывает тот ребенок, кто допустил меньше всего ошибок. Для того чтобы точно сопоставить результат игры и не запутаться самому ведущему, целесообразно приготовить до игры «шпаргалку», где будет отмечен случайный порядок предъявляемых детям команд (например: ЛЛСЛСССЛЛЛСЛСЛССЛ и т.д.).
Мышление-психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений.
Упражнение на развитие мышления «Дерево, лист, плод»
Материал:
Коробка с двумя отделениями;
Карточки с изображением и названием различных деревьев (ель, сосна, дуб, клен, липа, яблоня, вишня, груша, кокосовая пальма);
Карточки с изображением листьев этих деревьев;
Мелкие игрушки или естественные плоды этих деревьев.
Ход работы: Ребенок выбирает карточку с деревом и подбирает к ней карточку с листом и плод.
Игра на развитие мышления «Исключи лишнее»
Инструкция: выберите из 3 слов одно лишнее.
Цвет:
апельсин, киви, хурма
цыплёнок, лимон, василёк
огурец, морковь, трава
сахар, пшеница, вата.
Форма:
телевизор, книга, колесо
косынка, арбуз, палатка.
Величина:
бегемот, муравей, слон
дом, карандаш, ложка.
Материал:
банка, кастрюля, стакан
альбом, тетрадь, ручка
Вкус:
конфета, картошка, варенье
торт, селёдка, мороженое
Вес:
вата, гиря, штанга
мясорубка, перышко, гантели
Воображение-способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими
Дорисуй картинку.
Ребенку предлагается незаконченное изображение предмета, и его просят назвать этот предмет. Если ребенку не удается сразу опознать предмет, ему оказывается помощь в виде загадок и наводящих вопросов. После того как дети узнали предмет и представили себе его образ, они дорисовывают и раскрашивают картинки.
Предъявляемые детям незаконченные картинки могут быть выполнены по-разному: точечное изображение, схема предмета, его частичное изображение. На картинках может быть любой знакомый детям объект. Предметные изображения можно объединять в смысловые группы (например, «овощи», «одежда», «цветы» и т.д.) и использовать это упражнение при изучении соответствующей группы на других занятиях.
Кто этот человек?
Один из игроков выбирается водящим. Он ненадолго выходит из комнаты. Остальные задумывают любого известного человека.
Водящий возвращается и, задавая вопросы, старается угадать, кого задумали игроки. Спрашивать он может только о том, на кого или на что похож этот человек. Игроки отвечают, подбирая самые точные примеры.
Например, ведущий может спросить: «На какой предмет был бы похож человек, если бы он был мебелью?» - «На шкаф.» - «А если бы он был животным?» - «На кота.» и т.д.
Водящий может задать только 3 вопроса. Если ему не удалось угадать задуманного человека с третьей попытки, ему сообщают ответ и он снова остается водящим.
Адаптация-приспособление ребенка к условиям школьной жизни.
«Кто меня позвал».
Дети становятся группой, один ребенок выходит из группы, отходит на несколько шагов и поворачивается спинной к группе. Воспитатель выбирает ребенка, который должен громко позвать ушедшего. Ушедший возвращается и говорит, кто его позвал, в 1-м лице:
- Меня позвал ты, Антон.
Если ребенок догадался, кто его позвал, но не помнит имени, предложите ему спросить об этом позвавшего.
Первой реакцией детей обычно бывает желание показать пальцем. Это нужно исправлять.
Такие диалоги важны для детей. Они прививают им навыки общения.
«Найди пару»
Ребята становятся в круг, по очереди называют свои имена. По сигналу учителя «ПАРА», ребята должны быстро найти пару:
- по имени
- по увлечениям
- любимый цвет
- и т.