Урок биологии по теме Пути и скорость видообразования географическое и экологическое видообразование (9 класс)


Урок биологии, 9 класс
"Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование"
Цели урока:
Закрепить знания учащихся об эволюционных процессах, происходящих в популяциях, познакомить с современными представлениями о видообразовании.
Дать понятия о путях, скорости и типах видообразования.
Развивать умения на основе сравнения раннее изученного материала с новым, самостоятельно делать выводы.
Воспитывать интерес к изучаемому предмету, умение связать теоретический материал с практикой жизни.
Оборудование:
таблицы по теме урока; тесты, карточки с вопросами.
Ход урока:
ПрезентацияI. Организационный момент.
II. Проверка знаний
Работа с тестами по вариантам. 
Вариант 1.
А. Из предложенных ответов выберите один верный.
1.Естественный отбор – это
1) сложные отношения между организмами и природой.
2) процесс сохранения особей с полезными наследственными изменениями.
3) процесс образования новых видов.
4) процесс роста численности популяций.
2.Борьба за существование играет большую роль в эволюции, так как
1) сохраняет особей с полезными признаками.
2) сохраняет особей с любыми признаками.
3) поставляет материал для отбора.
4) обостряет взаимоотношения.
3.В результате действия движущих сил эволюции происходит
1) размножение организмов.
2) образование новых видов.
3) мутационный процесс.
4) изоляция популяций.
4. Укажите неверное утверждение: «Результат действия естественного отбора – это …»
1) приспособленность организмов к среде обитания.
2) многообразие органического мира.
3) наследственная изменчивость
4) образование новых видов.
В. Выберите три правильных ответа.
1.Искусственный отбор в отличие от естественного:
1)проводится человеком целенаправленно.
2)осуществляется природой.
3)проводится среди особей сорта, породы.
4)происходит среди популяций.
5)завершается получением новых культурных форм.
6)завершается возникновением новых видов.
С. Дайте краткий ответ:
1.Что является результатом борьбы за существование?
Вариант 2.
А. Из предложенных ответов выберите один верный.
1. Наиболее напряженной формой борьбы за существование считают:
1) Межвидовую.
2) Внутривидовую.
3) С неблагоприятными условиями.
4) С антропогенными факторами.
2. Направляющим фактором эволюции является:
1) Естественный отбор.
2) Наследственная изменчивость.
3) Географическая изоляция.
4) Борьба за существование.
3. К движущим силам эволюции относят:
1) Многообразие видов.
2) Борьба за существование.
3) Видообразование.
4) Приспособленность.
4. Укажите неверное утверждение: «В процессе эволюции борьба с неблагоприятными условиями приводит к…»
1) Повышению сопротивляемости.
2) Понижению сопротивляемости.
3) Вымиранию вида.
4) Совершенствованию вида.
В. Выберите три правильных ответа.
1. Результатом эволюции является:
1) Появление новых сортов растений.
2) Появление новых видов в изменившихся условиях.
3) Выведение новых пород.
4) Формирование новых приспособлений в изменившихся условиях.
5) Сохранение старых видов в стабильных условиях.
6) Получение новых пород кур.
С. Дайте краткий ответ:
1.Что является результатом искусственного отбора?
Работа с карточками (3-4 ученика, остальные дополняют).
Задание 1.
В результате стабилизирующего отбора сохраняются особи с установившимися признаками.
Что происходит в данном случае с мутациями? Какие мутации будут сохраняться, а какие уничтожаться под действием данной формы отбора?
Задание 2.
В клетках ячменя и ржи содержится по 14 хромосом, но эти виды различаются по внешнему строению, срокам развития, химическому составу зерна. По каким критериям растения имеют сходство, а по каким различаются? Свидетельствует ли одинаковое количество хромосом о сходстве их формы и размеров, о наличии в них одинаковых генов?
Задание 3.
Ученые провели опыт: переселили популяцию мышей в область с более светлой почвой по сравнению с почвой прежней. Что произойдет с популяцией через некоторое время?
Задание 4.
У многих видов растений цветки имеют приспособления к опылению насекомыми. Почему эти приспособления неэффективны в дождливую погоду? Почему такая погода приводит к снижению урожая фруктов?
III. Подготовка к восприятию
Ребята, мы с вами сегодня продолжаем рассматривать эволюционное учение с точки зрения современных концепций и сравнивать это учение с Дарвинизмом.
Что является единицей эволюции? Почему?
К чему могут привести эволюционные процессы в популяциях?
Какие виды изоляции вам известны?
IV. Объявление темы и постановка цели
Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с современными эволюционистами, узнаем, что такое видообразование, его пути, типы и скорость. Продолжим развивать умение сравнивать ранее изученный материал с новым, и делать выводы на основе сравнения и узнаем, что такое микроэволюция и каковы ее результаты.
(В ходе мини-лекции вы тезисно будите записывать материал в тетрадь.)
Нас с вами окружает огромное разнообразие организмов. Много видов птиц, рыб, растений и т.д. Как оно возникло? Что лежит в основе видообразования?
Видообразование - это сложный эволюционный процесс, возникновения нового вида при определенных условиях.
Большой вклад в изучение этого процесса внес Эрнест Майр, американский ученный эволюционист который в 1964 году в книге “Популяция, виды, эволюция” выделил три основных пути видообразования:

Пути:
Филетический – из вида А образуется В
Этот путь не предполагает изменения числа видов и с ним мы познакомимся более подробно при изучении макроэволюции. А—>В2. Гибридогенное – А+В—>С или А + В—> (А+В)+С
иногда даже с уменьшением числа видов. Этот путь видообразования мы рассмотрим сегодня на уроке позже.
3. Дивергентное (истинный) - А—>А+В Это самый распространенный, самый древний. Именно этот путь и описывал Дарвин. Он и приводит к многообразию, т.к. способствует увеличению числа видов.
А теперь рассмотрим типы видообразования.
1. Аллопатрическое – основано на (allos – разный, patria – родина) географической изоляции, возникновение географических преград (хребты, проливы, каналы, города, поля, сады) приводят к появлению изолятов – географически изолированных популяций. Единый генофонд популяции разрывается на части из-за географической изоляции. Прерыв потока генов между изолятами с одной стороны и действия естественного отбора с другой приводят постепенно к репродуктивной изоляции, а значит к образованию нового вида. Таким образом, возникли разнообразные виды вьюрков на Галапагосских островах, описанные Дарвиным. Заяц-беляк распространенный почти по всей территории нашей страны, в тех областях, где зима не снежная возник заяц-русак, а в горных районах заяц-толян. Некоторые виды синиц возникли в результате географической изоляции.
2. Симпатрическое – возникает, если дивергенция идет на одной территории. Она связана с различными условиями, иногда с пищевой специализацией. Например, 5 видов лютиков, обитающих на Европейской территории, возникли из одного исходного вида в связи с изменениями условий. В озере Байкал в течение 10 млн. лет возникло множество эндемических видов рыб и беспозвоночных: бокоплавов - 250 видов, из одного предкового. Синицы - по пищевой специализации.
Таким образом, давайте сделаем вывод: на чем основывается видообразование? (Учащиеся на основе знаний прошлой темы делают вывод.)
ФИЗМИНУТКА.
А теперь разберемся со скоростью видообразования. Что по этому поводу утверждал Дарвин? (ответы учащихся по повторению) Да, видообразование часто идет очень медленно, но изучая формы естественного отбора, мы узнали, что иногда отбор может действовать очень быстро и это привело к внезапному видообразованию.

Итак, каким образом может возникнуть новый вид?
Путем полиплоидии или отдаленной гибридизации.
(сообщения учащихся о полиплоидии).
Таким образом, возникли новые культурные сорта, но и в дикой природе эти процессы идут (шиповник, слива домашняя).
Как вы думаете в настоящее время, какое видообразование преобладает?
(ответы учащихся)
Подумайте, с чем связанно внезапное видообразование? (ответы, их корректировка: с загрязнением окружающей среды, воды, почвы, воздуха, радиации, хим. веществ, озоновых дыр и т.д. особенно ядохимикатов которые приводят к появлению новых видов вредных насекомых: комаров, моли, бабочек, колорадского жука и т.д.; затрагивается и тема птичьего гриппа.)
Вывод: (подвести, что бы ученики сделали самостоятельно.)
Что такое микроэволюция? – (это развитие внутри вида).
А что же является результатом микроэволюции?
1) Многообразие видов.
2) Приспособленность организмов к определенной среде обитания
Такие результаты и приводят к многообразию живой природы. Без видообразования немыслимо разнообразие и прогресс в природе.
V. Закрепление знаний. (Вопросы по повторению)
Теория эволюции на современном этапе исследования обогатилась данными ряда наук.
1. Какой вклад в развитие эволюционной теории внесла генетика?
2. А какой – молекулярная биология?
3. Тест для закрепления:
I. Установите соответствие между движущими силами эволюции и результатами эволюции:
А - движущие силы эволюции.
Б - результат эволюции.
Признаки:
1.Приспособленность к среде обитания.
2.Наследственная изменчивость.
3.Борьба за существование.
4.Естественный отбор.
5.Многообразие видов.
6.Изоляция.
7.Повышение и усложнение организации.
II. Установите соответствие между причинами и способами видообразования:
А – географическое (аллопатрическое)
Б – экологическое (симпатрическое)
Причины:
1.Расширение ареала;
2.Стабильность ареала;
3.Разделение ареала различными преградами;
4.Многообразие изменчивости особей внутри ареала;
5.Многообразие местообитаний в пределах стабильного ареала.
Лабораторная работа №2
Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений
Цель работы: закрепить на практике знания учащихся о критериях вида и его структуре; выявить черты сходства и различия сортов культурных растений как результата реализации задач, поставленных человеком в ходе искусственного отбора.
Оборудование: живые растения, гербарий, изображения сортов культурных растений одного рода, дополнительные источники информации.
Ход работы:
Составить морфологическую, физиологическую и эколого-географическую характеристики для данных живых организмов.
Сравнить их и сделать вывод о видовой принадлежности этих организмов, причинах сходства и различия.
Критерии вида Показатели критерия для объекта №1 (название культурного растения) Показатели критерия для объекта №2 (название культурного растения)
1.Морфологический 2. Физиологический 3.Эколого-географический Вывод:
Ответьте на вопросы:
1) Можно ли только на основании рассмотренных вами критериев судить о видовой принадлежности данных организмов? Почему?
2) Какова структура вида?
3) Какова роль популяций в эволюционном процессе?
Задание на дом: Глава 5 п. 11; вопр., р/т, словарь,
дополнительная литература
VII. Итог урока. Рефлексия. Выставление оценок.