Конспект урока видообразование 9 класс


Тема: « Видообразование».
Цель: Раскрыть механизмы процесса видообразования, сущность географического и экологического видообразования
Задачи урока
Образовательная: познакомить с понятием «видообразование».
Развивающая: развитие теоретического мышления, умений устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательная: экологическое воспитание.
Ход урока
Оргмомент урока
Здравствуйте ребята! Садитесь. Я очень рад встречи с вами! Давайте улыбнемся друг другу и мысленно пожелаем удачи!
Проверка знаний
Вопросы к классу
Дайте определение вида?
Какие критерии вида вам известны? (Заполните карточки). СЛАЙД
Расскажите обо всех критериях вида.

Определение темы урока.
Если предположить, что у данных видов (медведь белый и бурый) один предок, почему произошло разделение на разные виды?
Что мы должны узнать и чему научиться на сегодняшнем уроке?
(Мы должны узнать, почему же произошло разделение на разные виды и что на это повлияло).
___ Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
IV. Тема урока: «Видообразование». СЛАЙД (запись в тетрадь).
- Наша задача сегодня познакомиться с процессом видообразования, сущностью географического и экологического видообразования, пути видообразования.
Изучение нового материала.
____Как вы думаете, что такое видообразование?
Видообразование — это процесс изменения старых видов и появления, новых в результате накопления новых признаков в определенных условиях.
(Запись в тетрадь).
____Что же влияет на изменение видов и появления новых?
(Территория, экология).Слайд (географический, экологический).


Нарисуйте схему в тетради способы видообразование.
Работа в группах.
Следующую работу мы построим, таким образом. Из данных предложений выбираем географическое и экологическое видообразование и собираемся в группы.
I -географический;
II -экологический.
Каждая группа должна записать о своем видообразовании. (Запись в тетрадь).
______Есть ли сходство и различия способов видообразования?
Вариант ответа:
Сходство: Их основа — движущие силы эволюции.
Различие:
Географическое видообразование связано с расширением ареала вида и возникновением изолированных  популяций.
Экологическое видообразование связано с разными экологическими условиями, что также ведет к биологической изоляции.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
VI. Пути видообразования.
Возникновение новых видов может, происходит различными путями. Важнейшую роль в этом процессе играют изолирующие механизмы, а сам процесс видообразования называют микроэволюцией. (Запись в тетрадь).


_____Как вы думаете, какова скорость видообразования?
______Давайте послушаем сообшения.
Филетическое.
Гибридогенное.
Дивергентное.
Филетическое видообразование − это видообразование, когда вид изменяется в череде поколений (например, ряд ископаемых европейских слонов), превращается в новый вид. Границы между отдельными видами в филетическом ряду форм провести невозможно – она всегда будет условной.
Дивергентное видообразование. Этот тип видообразования основывается на принципе дивергенции (в теории Ч. Дарвина – это прогрессирующее расхождение признаков организмов в процессе эволюции линий, берущих начало от общего предка). Дивергентное видообразование сводится к генетическому обособлению эволюционирующих популяций. Такое обособление достигается тогда, когда возникают устойчивые преграды к обмену генами и первоначально единый генный поток разделяется на разные русла.
Гибридогенное видообразование является обычным у растений. В этом случае могут образовываться комплексы видов (или полувидов), связанных между собой гибридизацией – сингамеоны. В случае таких гибридных комплексов иногда бывает трудно обнаружить четкие границы между отдельными видами, хотя виды как устойчивые генетические системы выделяются вполне определенно. Видообразование через гибридизацию должно проходить с последующим удвоением числа хромосом.
Источник: 
Вывод: (запись в тетрадь)
1.Постепенное видообразование: дивергентное и филетическое
2.Внезапное: гибридогенное
Закрепление.
Определите способы видообразования. (По слайдам).
Определите правильную последовательность этапов географического видообразования.
Подведение итогов.
Предлагает дополнить предложение:
1) Я знаю, что такое …
2) Я могу …
3) Я научился …
4) Что нового вы узнали на этом уроке?
5) Что вам больше всего понравилось?
6. Какие затруднения возникли?
VIII. Выставление оценок.
Д/З. пар.7.7 стр. 213- 217