«Организация и проведение урока-турнира по настольному теннису «Развитие» в 9-11классах».


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 29 г. Сызрани
Методическая разроботка«Организация и проведение урока-турнира по настольному теннису «Развитие» в 9-11классах».
Выполнил:
УЧИТЕЛЬ ГБОУ СОШ № 29 Никитин Ю.А.
Сызрань 2016г.
Данная методическая разработка раскрывает и дополняет рабочую программу дисциплины физическая культура составленную по программе: программа по физической культуре, автор Лях В.И. «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» М.: Просвещение, 2015. Программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть в 9-11 классах включает в себя программный материал по настольному теннису. Урок – турнир по настольному теннису «Развитие» подводит итоги учебно-тренировочной работы, способствуют расширению урочной работы, привлекая учащихся к регулярным занятиям, укрепляют здоровье детей и совершенствуют их игровую подготовку.Урок – турнир по настольному теннису «Развитие» проводится по круговой системе. Определяют команды-пары в 9-11 классах (в каждом классе), а также места, занятые всеми участниками соревнований. До начала игры слабая команда получает несколько очков форы. Фору для слабой команды определяет учитель. Применение командной формы работы ведёт к повышению общего командного результата ,а, следовательно ,можно выполнять тот же «объём работы с меньшими усилиями или с теми же усилиями выполнять значительно больший объём работы». Переживание удовольствия от создания неповторимой эмоциональной атмосферы. У многих коллег по команде завязываются долговременные дружеские отношения. Команда -это небольшое количество людей со взаимодополняющими навыками , которые собраны для совместного решения задач в целях повышения производительности и в соответствии с подходами, посредством которых они поддерживают взаимною ответственность. Самая распространённая команда конечно - спортивная команда. Тим-билдинг (Team Building) в переводе с английского языка - «построение команды». Положение о соревновании разрабатывает учитель-главный судья урока-турнира по настольному теннису«Развитие» совместно с судейской коллегией в классе(использование обучающихся класса имеющих ограничения по состоянию здоровья в качестве судей урока-турнира«Развитие») . В положении предусматривают следующее:
1) цели и задачи соревнований;
2) место и сроки проведения;
3) руководство соревнованиями;
4) участвующие команды и требования к их участникам;
5) способ проведения соревнований, оценка результатов и выявление победителей. 6)награждение команд-пар победительниц и участников соревнований;
7) форма заявок и срок их подачи, место и время проведения жеребьевки.
Для составления календаря игр проводят жеребьевку, на которой должны присутствовать представители команд-пар(капитаны). До начала жеребьевки объявляют сетку или таблицу (Приложение № 1), по которой будет составлен календарь. Затем в урну опускают заготовленные заранее номера (на каждую команду). После названия команды из урны вынимают ее номер. Таким образом таблицу игр заполняют названиями команд в группах. За выигрыш даётся 2 очка , за проигрыш 1 очко и 0 очков за отказ от встречи. После проведения соревнований в группах - проводятся финальные игры по круговому способу где принимают участие 3 пары из каждой группы, а 3 лучших команды-пары каждого класса участвуют турнире ГБОУ СОШ № 29 по настольному теннису во внеурочное время. Дух здорового соперничества, присутствие игровых технологий, возможность физической и личностной самореализации без агрессии и с пользой для здоровья, выгодно выделяют настольный теннис из большого ряда иных видов спорта. За теннисным столом человек выполняет подачи, разнообразные удары по мячу и передвижения, зачастую требующие координационных качеств. Кроме того, эпизоды игровой деятельности перемежаются с паузами отдыха, во время которых игрок ходит за мячом. Благодаря этому улучшается самочувствие, повышается работоспособность. Привлечение детей к настольному теннису возможно благодаря его общедоступности, здоровому соревновательному духу и положительному мотивационному потенциалу. В оздоровительных целях оптимальный диапазон нагрузок на уроках находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд//мин. Сегодня учителям предоставляется свобода в выборе учебных планов, программ, методических материалов, информационных ресурсов. Заметим, что успешность обучения будет зависеть от того, насколько рационально мы будем использовать урочное время в свете оптимизации обучения. Организация урока-турнира *Развитие* в 9-11 классах должна быть такой, чтобы каждый обучающийся мог выполнять упражнения в течение всего урока и как можно меньше ждал своей очереди. Высокой моторной плотности занятия нельзя достичь при наличии одного стола для настольного тенниса. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждение средняя общеобразовательная школа №29 г. Сызрани позволяет проводить урок-турнир по настольному теннису с высокой моторной плотностью, так как есть 7 столов для настольного тенниса, что позволяет на уроке (45 мин) играть 28 обучающимся разных групп здоровья. Показатели моторной плотности меняются также в зависимости от типа урока. При совершенствовании техники физических упражнений и развитии физических качеств моторная плотность урока может достигать 70-80%, а при соревновательной деятельности (урок-турнир* Развитие* ) может составлять 90%.
Технологическая карта изучения темы
Тема: «Организация и проведение урока-турнира по настольному теннису «Развитие» в 9-11классах».
Тема урока «Турнир по настольному теннису «Развитие» в 9-11классах»
Цель темы Играть по правилам настольного тенниса, совершенствовать технику игры в настольный теннис. Обеспечить предупреждение травматизма во время урока-турнира по настольному теннису "Развитие".
Планируемый
результат
Реализация принципа связи теории с практикой, обучения с жизнью. Сплочение коллектива. Организация и проведение урока-турнира по настольному теннису «Развитие». Предметные умения УУД
Совершенствование техники игры в настольный теннис.
Формирование умения судейства по правилам настольного тенниса.
Личностные:  формирование положительного отношения к занятиям настольным теннисом, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Регулятивные: 
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные: 
- владения знаниями о правилах настольного тенниса;
- владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики перенапряжения средствами физической культуры.
Коммуникативные: 
-владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности .Основные понятия Перемещение, стойка, подачи и приём мяча в настольном теннисе.
Организация пространства
Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
Биология, Основы безопасности жизнедеятельности. Групповая (в парах), фронтальная. Практически каждое задание является развивающим. - Правила настольного тенниса 2015г.;
- Правила техники безопасности во время проведения спортивных мероприятий.
Этапы уроков
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяПознавательная Коммуникативная Регулятивная
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
1-й этап «Организационно-мотивационный»
1.Организует обучающихся к началу урока-турнира.
2.Знакомит с условиями проведения урока-турнира. Знакомятся с правилами игры в настольный теннис 2015 г. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения .Весь класс во
фронтальном
режиме слушает
учителя.
Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Повышение мотивации на достижение коллективных целей.
Принимать
инструкции и
правила игры в настольный теннис 2015 г. отучителя, четко
им следовать.
Контролировать
своим действия и действия своих
одноклассников.
2-й этап «Осмысление»
Теория. Организует коррекцию опорных знаний обучающихся
по правилам настольного тенниса.
Практика.
Проводит разминку у стола для игры в настольный теннис под музыку.
Отвечают на поставленные вопросы, играют в игру настольный теннис.
Играют в игру по правилам настольного тенниса.
Осуществлять актуализацию полученных ранее знаний, основываясь, в том числе, и на жизненном опыте.
Закрепление правил настольного тенниса. Снятие стресса, усталости.
Используют речевые средства для выполнения задания.
Обсуждают правила настольного тенниса.
Находят способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
Владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности, выявление лидеров, аутсайдеров.
Самоконтроль правильности ответов на вопросы .В игровой
деятельности
соблюдают
правила
настольного тенниса. Осуществляют
самоконтроль за
состоянием
своего организма.
Осуществлять самоконтроль, выявлять отклонения от эталона.
Принимать
инструкцию
учителя, четко ей следовать.
Осуществлять
контроль.
Оценивать
выполнение
двигательных
действий
согласно
поставленным
задачам.
3-й этап «Рефлексия»
Предлагает определить уровень своих достижений.
Обсуждают
работу на уроке.
Повторяют новые
полученные
знания на уроке.
Оценивают свою
деятельность.
Осуществление комплексного анализа своей деятельности.
Расширение навыков решения нестандартных ситуаций.
.
Отвечают на поставленные вопросы, играют в игру настольный теннис.
Адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности. Повышение уровня взаимодействия между участниками.
Оценивают свою
работу на уроке,
прослушивают
оценку учителя.
Оценка роли каждого «игрока» в команде.
Адекватно осуществлять самооценку сделанных ошибок.
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Приложение № 1
ГБОУ СОШ № 29
Таблица
результатов соревнований по круговому способу в парах
урока-турнира по настольному теннису *Развитие* в 9 классе.  Группа №  А   (наименование соревнований)          
№ Участники 1 2 3 4 5 6 7 8 Очки Соотн. Место
1                        
                                    2                        
                                    3                        
                                    4                        
                                    5                        
                                          6                        
                                    7                        
                                    8                        
                                          Главный судья:   Главный секретарь:               (Ф.И.О., подпись) (Ф.И.О., подпись)