Матер-класс: Постановка проблемных ситуаций на уроке


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА №1 ГОРОДА БУДЁННОВСКА БУДЁННОВСКОГО РАЙОНА»
356800 г. Будённовск, Ставропольского края, ул. Советская,74
Тел/факс 8 (86559) 7-20-31
Мастер-класс по теме: «Постановка проблемных ситуаций на уроке»

Учитель: Казарян Роза Эдуардовна
2012-2013 учебный год
Ход педмастерскойПарты соединены попарно так, чтобы получилось 4 стола, за которыми могли усесться по 6-8 человек. На каждом столе лежит один из четырёх знаков: квадрат, круг, треугольник, волна, а также листы бумаги и ручки
При входе в класс, учителя выбирают один из знаков и садятся за соответствующий стол. Когда все рассядутся, учитель, прочтёт характеристику каждого знака

I. Ввод в работу.
Учитель: Здравствуйте! Наше сегодняшнее собрание будет не совсем обычным. Пройдёт оно в форме педмастерской. Мастерская - это одна из современных форм работы. Педагогическая мастерская - это модель совместной деятельности учителей и учащихся. Слайд.
Одной из особенностей введения ФГОС является системно - деятельностный подход, который подразумевает работу в группах.
Деление на группы может проходить по-разному: Слайд.
Может поделить учитель
По интересам
По интуиции
Итак, вы разделились на 4 группы: квадраты, треугольники, круги и волны. Оказывается, по тому, какую фигуру вы выбрали, можно судить о вашем характере. Послушайте несколько слов о себе.
II. Характеристика знаков Слайд.
Квадрат удобнее всего чувствует себя в стабильной обстановке, предпочитает чёткие указания, что делать. Когда ему дают задание, он работает над ним до завершения, даже если это монотонная, тяжёлая работа в одиночку.
Треугольник ориентирован на цель. Он получает удовольствие от планирования чего-то и достижения плана. Его побуждает к действиям то, чего он достигнет. Когда ему дают задание, он устанавливает цель и разрабатывает план её достижения.
Круг дружелюбен и общителен; никаких острых углов. Он справляется с делами, разговаривая о них и сглаживая взаимоотношения с каждым. Когда ему дают задание, он его с кем-то обсуждает.
Волна нестандартная и творческая. Ей лучше всего делать в основном что-то новое и разнообразное, ей надоедает размеренность. Когда перед ней ставят задачу, у нее возникают блестящие идеи.
Эпиграфом к нашей педмастерской я взяла слова китайской пословицы Слайд.
Скажи мне, и я забуду.Покажи мне, и я запомню.Вовлеки меня, и я научусь».(Китайская пословица)
III. Ключевое слово: “Ситуация”
Подобрать ассоциативные слова:
Выбираем самые интересные (несколько групп подбирают ассоциации)Решение, вопрос, дилемма, заморочка, кризис, дети, незадача, неприятность, задача, сложность.
Ситуация
IV. Работа со словарем
Другая группа работает со словарём
Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова: Слайд.
ПРОБЛЕМА
ПРОБЛЕМА -ы ж. 1. Сложный вопрос задача требующие разрешения исследования. Постановка решение проблемы. Проблемы воспитания. 2. перен. О чем-н. трудно разрешимом осуществимом (разг.). Из простого дела устроил целую проблему. Это не п.! (о том что легко и просто сделать). Нет проблем! (все идет хорошо нет никаких затруднений). || прил. проблемный -ая -ое (к 1 знач.). Проблемная статья (ставящая проблемы).
СИТУАЦИЯ
СИТУАЦИЯ -и ж. Совокупность обстоятельств положение обстановка. Острая с. Благоприятная с. Вот с.! (о трудном запутанном положении; разг.). || прил. ситуационный -ая -ое.
V. Вводное анкетирование: Слайд.
На каком этапе урока может создаваться проблемная ситуация?
Кто создаёт проблемную ситуацию?
Какова роль учителя в создании проблемных ситуаций?
V. Объяснение нового материала
Но мы сегодня поговорим о постановке проблемных ситуаций на уроке Слайд.
Учебная проблема - понятие, используемое в обучении проблемном. Имеет логическую форму познавательной задачи, содержащей некое противоречие в условиях (избыточные, недостающие, альтернативные, частично неверные данные, и пр.) и завершающейся вопросом, объективирующим это противоречие. Обнаружение противоречия в проблеме учебной (задании проблемном) приводит к переживанию обучающимся состояния интеллектуального затруднения, вызывает проблемную. ситуацию
Проблемная задача помогает учащимся осознать цели учебной деятельности, что, в свою очередь, влияет на формирование её положительных мотивов.
Учебная проблема реализуется в двух основных формах: как тема урока и как не совпадающий с темой вопрос, ответом на который будет новое знание.
К учебной проблеме можно подвести учащихся следующим способом: создать проблемную ситуацию, или использовать мотивирующие приемы.
Проблемная ситуация Слайд.— это психологическое состояние интеллектуального затруднения ученика, явно или смутно осознаваемое. Пути преодоления проблемной ситуации требуют поиска новых знаний, новых способов деятельности
Учебная проблема — это тот элемент проблемной ситуации, который вызвал затруднение. Проблемная ситуация перерастает в учебную проблему, когда ученик осознает этот элемент, вызвавший затруднение, и принимает его к решению. Используете ли вы в своей работе на уроках проблемные ситуации?
Как на уроке может возникнуть проблемная ситуация? Слайд.
Выдвижение темы
Учитель Ученик
Проблемная ситуация
Оказание помощи Удивление, С затруднениями,
интерес без них
На каком же этапе урока может возникнуть проблемная ситуация?
У нас на доске висит ромашка, выберите один из лепестков. Вам нужно будет создать проблемную ситуацию на том этапе урока, который указан на лепестке. (Введение в тему, знакомство с новым материалом, закрепление знаний, обобщение знаний).
Далее участники педмастерской зачитывают то, что у них получилось.
Теперь посмотрите, как я выполнила это задание
Введение в тему.
Посмотрите на иллюстрацию. Подберите слова, которые можно подобрать к этой иллюстрации: Слайд.
Мальчик, ребёнок, ученик, Коля, Петров, Сергеевич. Слайд.
Что интересного вы заметили в написании этих слов?
А почему одни слова пишутся с большой буквы, а одни с маленькой?
Так какую тему мы с вами будем сегодня рассматривать?
Знакомство с новым материалом.
Разделите слова, которые у вас на столах на 2 группы. Слайд.
По какому признаку вы их делили?
Почему?
Как это понять «имя собственное»
Что можно отнести к именам собственным?
Закрепление изученного. Слайд.
Найдите здесь ошибки. А почему вы считаете, что эти слова были написаны неправильно? Ещё раз давайте вспомним, что можно отнести к именам собственным?
Город орёл – родина моей мамы. Высоко в небе пролетел орёл. Каждое лето я с родителями еду отдыхать на чёрное море. Весной зазеленеет чёрное поле.
Обобщение знаний. Слайд.
Составь и напиши предложения с данными словами.
Соловьёв. Пение. Серёжа. Слушал. Соловьёв.
Саша. Скворечник. Скворцов. Для. Сделал. Скворцов.
Что интересного заметили? А почему одни и те же слова пишутся по-разному?
Что отнесём к именам собственным?
Итоговое анкетирование: сравнение с вводным Слайд.
У вас на столах лежат лепестки, напишите свои пожелания.