Конспект занятия к мастер классу по теме Решение проблемных ситуаций

Мастер-класс «Создание проблемной ситуации на уроке математики как один из способов развития познавательной активности младших школьников»

№ 1
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!

№ 2
Сегодня я проведу мастер-класс на тему «Создание проблемной ситуации на уроке математики как один из способов развития познавательной активности младших школьников».
Основная идея этой темы: создать условия для формирования высокого уровня развития познавательных интересов младших школьников на основе использования проблемных ситуаций на уроках математики, когда мы видим постепенное угасание стремления учеников к самостоятельной деятельности, отсутствие какого бы то ни было стимула к исследованию и познанию неизвестного.

№ 3
Применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает учителю выполнить одну из важных задач, поставленных национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», - формировать у учащихся самостоятельное, активное, творческое мышление.
Для развития у младшего школьника познавательного интереса необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение проблем ребенок может войти в мир творчества.
Считаю, что математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с загадки, проблемы. Уже в 1 классе учащиеся сталкиваются с проблемной ситуацией на уроках.
Я продемонстрирую, каким образом на уроке математики можно создать проблемную ситуацию, найти пути решения проблемы и тем самым способствовать развитию познавательного интереса у младших школьников.
- Уважаемые коллеги, вы мне поможете.

№ 4
- Итак, урок математики. 1 класс. Тема: «Задачи».
- В нашей работе сегодня принимают участие 3 команды. Давайте, разделимся на команды.
- Элементы игровых технологий наиболее эффективны в начальных классах, что связано с особенностями психического развития младшего школьника.

№ 5













№ 6
Для развития познавательного интереса у младших школьников на уроках математики я использую известные методы обучения:
- репродуктивный. Основное назначение метода формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний.
- эвристический, или частично-поисковый метод. Основное назначение метода – постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем.
- проблемный. Основное назначение метода раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения.
- объяснительно-иллюстративный метод. Основное назначение метода организация усвоения информации учащимися путем сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия.
- Уважаемые коллеги, выберите метод, который наиболее сочетается с темой сегодняшнего мастер-класса. А остальные исключите.
- Вы совершенно правильно выбрали проблемный метод обучения.


№ 6+
- Я вижу суть проблемного обучения в противоречии между знаниями и отсутствием необходимых знаний. Возникает вопрос: «Каков путь от незнания к знанию?». Для усвоения нового материала необходимы самостоятельные поиски, связанные с исследованием предметов и явлений, с выявлением их связей, изменений, то есть возникает проблемная ситуация и требуется напряжение умственной деятельности для её решения.
Проблемное обучение эффективно способствует формированию у учащихся математического склада мышления, появлению интереса к предмету, прививает навыки исследовательской работы и желание самостоятельно решать возникшие ситуации.
Каждый вид математического задания - текстовая задача, математические цепочки, уравнения, примеры и добрая половина других упражнений, представленных в учебниках математики и дидактических материалах, и есть своего рода проблема.




№ 7
- Итак, сегодня мы рассмотрим такой вопрос: создание проблемной ситуации в ходе знакомства с задачей и её составными частями. В конце работы мы должны определить, что же такое "Задача".

- Использование наглядности – также одна из важнейших форм работы на уроке в начальных классах.



№ 7+
- Предлагаю вам задание: определить, есть ли среди данных текстов задача?

1. В прошлом году ученики нашей школы заняли 5 призовых мест. В этом году 1.

2. В парке им. Ю.Гагарина было 15 белок. Потом 5 белок перебежали в парк им. А.Пушкина. Сколько белок осталось в парке Ю.Гагарина?

3. Всего на территории Ленинского района находится 12 спорткомплексов. Из них 2 около озера Смолино. Сколько спорткомплексов в районе?

- Сделать выбор и обосновать своё решение – такой приём стимулирует ребёнка к размышлению, что очень важно. Особенно, когда содержание задачи близко и понятно, связано с повседневной жизнью.

- Пожалуйста, коллеги из 1группы, какой текст исключили вы? Почему?
- Коллеги 2 группы, а вы, какой текст исключили? Почему?
- Уважаемые участники 3 группы, прочитайте задачу.
(участники 1 и 2 группы говорят, почему исключили 1 и 2 тексты, 3 группа читает задачу).



№ 8+
№8++
№8++
№ 8+++
- Давайте все вместе докажем, что это задача.
- Из каких частей состоит задача? (Условие, вопрос, решение, ответ).
- Назовите условие? (я на доску прикрепляю карточку УСЛОВИЕ)
- Назовите вопрос? (ВОПРОС)
- Назовите решение (РЕШЕНИЕ)
и ответ (ОТВЕТ).

№ 9
- Вернёмся к текстам, которые не являются задачами и проанализируем их: а можем ли мы помочь им превратиться в настоящие задачи? Каких частей не хватает?
- Пожалуйста, участники 1 и 2 группы составьте задачу из 1 текста, а 3 группа задачу из 2 текста.
(1 и 2 группы составляют 1, но с разными вопросами, 3 группа – 2 и называют части задачи)
(Сколько спорткомплексов в Ленинском районе не находятся вблизи озера Смолино?)


№ 10++++
- Какой же вывод мы можем сделать?
(Составные части задачи – это условие, вопрос, решение и ответ).

№ 11







№ 12













№ 13
- А теперь посмотрим, сможете ли вы показать применить полученные знания в выполнении творческого задания, которое, безусловно, способствует развитию познавательного интереса к изучению предмета и формированию положительной мотивации к учению в целом.

Работа в группе. (САМОСТОЯТЕЛЬНО)


- Коллеги, у вас на столах лежат карточки. Вам нужно составить задачу, соответственно требованиям, которые мы с вами сейчас обговорили, используя данные с этой карточки.

В Ленинском районе г. Челябинска:
7 заводов
17 средних школ
2 лицея
2 гимназии
4 пляжа
6 Дворцов культуры
1 кинотеатр

(Каждая группа придумывает свою задачу и задает её участникам других групп). Можно музыку включить на магнитофоне (он у нас есть, запиши что-нибудь)
(Группы задают задачи другим участникам игры, те решают задачи, проговаривая, где условие, вопрос, решение и ответ)


№ 14



№ 15
-Спасибо. Наша работа подходит к завершению. Вначале перед нами стояла проблема: что можно назвать задачей? Давайте подведём итог, ведь подведение итога – один из важных моментов урока на любой ступени обучения.
- Что же мы можем назвать задачей?

- Уважаемые коллеги! Я хотела бы услышать ваши комментарии по поводу проведённой работы. (Комментарии участников)



№16
- И в завершение работы я хотела бы поблагодарить вас за активную работу и добрые слова.
- Спасибо за сотрудничество!









15