Конспект урока по русскому языку на тему Наречие как часть речи


Наречие как часть речи
Цели:
познакомить учащихся с наречием как частью речи; учиться упражняться находить
наречия в тексте, учиться задавать вопросы к наречиям и определять каким членом предложения они являются;
развивать мышление, формировать учебные умения и навыки.
воспитывать бережное отношение к языку, как к части истории своего народа
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие; к. — умение с достаточной полнотой и точность: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиям коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока1.Организационный момент2. Минутка чистописания.
се
- Дайте характеристику звукам, которые дают буквы.
3.Проверка домашнего задания(Чтение скороговорок и пословиц с именами числительными.)
4. Актуализация знанийЗапись под диктовку
Одиннадцать, шестнадцать, семнадцать, двенадцать, двадцать, пятнадцать, пятьдесят, шестьдесят, тридцать.
5.Самоопределение к деятельностиЗапишите слова в три столбика в зависимости от части речи. Укажите части речи.
Интересный, праздник, мягкий, спешит, веселье, зелёный, теплело, близкий, грусть, светит.
-Что обозначают слова каждой группы?
-На какие вопросы они отвечают?
-Какие грамматические признаки имеют?
-А теперь послушайте стихотворение и скажите, в какую группу вы записали бы эти слова.
Хорошо и плохо.
Мягко и тепло,
Весело и славно,
Ярко и светло.
Сверху или снизу,
Близко иль вдали.
Все слова знакомы,
Нас определи...
(Учащиеся высказываются, возникает проблемная ситуация.) На какие вопросы отвечают слова? (Как? Когда? Где? И т. д.)-Попробуйте определить, что они обозначают — признак или действие.
-Сделайте вывод: знакома ли нам эта часть речи? (Нет )-Откройте учебник на с. 73 и прочитайте, как она называется. (Наречие.)
-Сформулируйте тему и задачи урока. (Познакомиться с особенностями наречий, узнать, что они обозначают, на какие вопросы отвечают, какие грамматические признаки имеют, какова их синтаксическая роль.)
6.Работа по теме урокаРабота по учебнику
Упр. 124 (с. 73).
Прочитайте стихотворение выразительно.
Кто его автор?
Рассмотрите иллюстрацию. Какие картины рисует поэт?
Назовите первое выделенное слово.
С каким словом оно связано в предложении? Что оно обозначает, на какой вопрос отвечает? (Поляны (какие?) печальные. Это имя прилагательное. Обозначает признак предмета.)Выпишите словосочетание. Укажите графически связь главного и зависимого слов.
Назовите следующее выделенное слово. От какого слова оно зависит? Выделите словосочетание и поставьте вопрос. (Льёт (как?) печально.)
Что обозначает эта часть речи — признак предмета или признак действия? (Признак действия.).
Сделайте вывод: выделите признаки наречия как части речи. (Наречие обозначает признак действия; отвечает на вопрос как, в предложении связано с глаголом, является второстепенным членом.)
6.2 Работа в парах
Найдите в стихотворении прилагательные, образуйте от них наречия, запишите полученные слова и определите способ образования наречий.
Мы любим дни морозные,
Кругом упругий лёд,
Здоровый смех весёлый
И шумный Новый год!
Лежит пушистаяСнежинка смелая,
Какая чистая,
Какая белая!
Ответы: Пушисто, смело, чисто, бело, морозно, упруго, здорово, шумно, заново, снова.
6.3 Работа с пословицами
Посмотрите на доску, прочитайте первую пословицу.
За всякое дело берись умело.
Как вы понимаете её значение?
Найдите наречие.
На какой вопрос оно отвечает?
К какому слову оно относится?
С каким словом связано это наречие?
Самостоятельная работа. Выписать наречия через запятую.
Без друга в жизни туго.
Яблоко от яблони недалеко падает.
За край родной иди бесстрашно в бой.
Всё хорошо, что хорошо кончается.
Проверка задания.
-Объясните свой выбор.
- Что помогло вам правильно выполнить это задание.
6.Физкультминутка.
Под музыку дети выполняют действия и называют наречия.
Шагом, влево, вправо, кругом, вверх, высоко, вниз, вприпрыжку, весело, дружно, направо, налево, шагом, спокойно.7. Закрепление изученного материала
7.1 -Для чего нужны наречия в нашей речи?
-Правильно, наречия делают нашу речь более точной, выразительной, эмоциональной.
-А теперь замените фразеологизмы, словами синонимами, используя наречия.
-Прежде чем выполнить это задание, давайте вспомним, что такое синонимы, фразеологизмы?
-Каким наречиями можно заменить этот фразеологические обороты?
Сломя голову.
-Бежать высунув язык.
-Рукой подать.
-Нос к носу.
-В двух шагах.
-Во все горло.
-Льет как из ведра.
-Пальчики оближешь.
-На краю света.
Работа по учебнику
Упр. 126 (с. 74).
Прочитайте.
Назовите наречия.
Прочитайте текст с наречиями и без них.
Что изменилось? Какую роль играют наречия в предложении? (Наречия дают дополнительную информацию, уточняют, где, когда, как происходит действие.)
Выделите в каждом предложении словосочетание с наречием, поставьте вопрос от главного слова к зависимому.
-На какие вопросы отвечает эта часть речи, что она обозначает?
-Какую роль играют наречия в предложении?
Упр. 127(с. 74-75).
(Учащиеся читают наречия по цепочке и распределяют их по группам. Вопросы записаны на доске.)-Выполните письменное задание к упражнению.
-Дополнительное задание: дописать в каждую группу ещё по три наречия.
(Четыре ученика работают у доски. Самопроверка, самооценка.) 8. Самостоятельная работа
Работа по карточкам
Подчеркните наречия на карточке.
I) Иная похвала хуже брани. 2) Овце с волком плохо жить. 3) Свой сухарь лучше чужих пирогов. 4) Сказать легко — сделать трудно. 5) Не задирай нос высоко — споткнёшься. 6) Долго спать — с долгом вставать. 7) Сначала думай, а потом делай. 8) Выше себя не прыгнешь.
(Коллективная проверка.)
Оцените свою работу на уроке.
9. Рефлексия
-Что больше запомнилось и понравилось на уроке?
На уроке мне было: (выбрать нужные наречия)
Список наречий на доске
Хорошо, весело, интересно, ужасно, отлично, скучно, радостно, страшно, дружно, смешно, грустно, приятно. Подведение итогов урока
С какой частью речи мы познакомились сегодня на уроке?
Что вы узнали о наречии как части речи?
Домашнее задание
Упр. 129 (с. 75)