КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ. БОЛЬШАЯ БУКВА В НАПИСАНИИ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ»


Кирилина Екатерина Алексеевна
ГКОУ РО школа – интернат VIII вида п. Матвеева Кургана.
Воспитатель
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ. БОЛЬШАЯ БУКВА В НАПИСАНИИ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ»
Цель урока:  подвести детей к осмыслению понятия «имена собственные» и написанию имен собственных с заглавной буквы.
Задачи:
1. Формировать у учащихся понятие «имена собственные». Способствовать формированию  умения  писать имена, фамилии, географические названия, клички животных  с большой буквы.
2. Использовать полученные  знания на практике; развивать умение высказывать и аргументировать  свою точку зрения;  совершенствовать навык работы в малых группах
3. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка, воспитывать любовь к русскому  языку.
Планируемые результаты: 
Личностные: развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных учебных ситуациях, принятие и освоение роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Метапредметные:
формирование  способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем исследовательского  характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Предметные: дети на практическом уровне знакомятся  с правилом написания  большой буквы в именах людей, кличках животных, географических названиях. Проводят обобщение частных понятий в понятие «имена собственные».
Оборудование: 
мультимедиа проектор
доска
иллюстративный материал
учебник
книги, задания для групп, карта
символы для оценки
Ход урока:
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Организационный момент Добрый день ребята.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Звуки с буквами пришли, чтоб порядок навести.
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши  ручки!
Разомните  пальчики! Дети делают разминку для рук. Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.
Регулятивные: самоконтроль.
Минутка чистописания. Начать урок мне поможет одна вещица.
Отгадай, что за вещица, - 
Острый клювик, а не птица, 
Этим клювиком она 
Сеет-сеет семена 
Не на поле, не на грядке - 
На листах твоей тетрадки.
Открываем тетради,  записываем число. 
Волшебная ручка покажет нам, как красиво и правильно писать букву «Ш, ш».  А вы расскажете, что она делает.
Рассмотрите свои буквы и оцените свою работу. Для этого выберите подходящие смайлики в коробочках на столах.
Дети разгадывают загадку.
Дети записывают число в тетради.
1 ученик комментирует написание прописной буквы, а другой – строчной.
Дети берут из коробочки различные смайлики и выбирают необходимую карточку.
Коммуникативные: оформление  своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций.
Коммуникативные: использование речи для активизации действий.
Личностные: объяснение  самому себе  «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы),  «что я могу» (результаты).
Мотивация учащихся. Постановка проблемы. Наша гостья пришла на урок не одна. Хотелось бы вам  узнать, кто с ней пришел? Тогда разгадайте ребус.
5 1 4 2 3
к ш и а р
Запишите это слово в тетради.
Кто хочет написать это слово на доске?
Почему у вас появились разные варианты?
Как правильно написать это слово?
На доске появляются две иллюстрации (воздушный шарик и собака)
Для чего нужна заглавная буква?
Чем мы будем заниматься на уроке? Дети разгадывают ребус
Дети записывают слово в тетради, выходят к доске и записывают слово на доске.
Дети вносят предположения, учитель записывает их на листах, в форме шарика. Познавательные: анализ и обобщение материала.
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные: оформление  своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций.
Коммуникативные: готовность допускать существование разных точек зрения.
Личностные: активизация самостоятельности в принятии решения.
Физкультминутка. Я буду называть слова. Если вы считаете, что слово нужно писать с заглавной  буквы, то хлопаете в ладоши, если нет, то делаете наклоны вправо- влево.
Москва, цветок, Цветочная (улица), город, море, Марина, Пушок.
(Почему вы по-разному выполняли движения?
Каких знаний нам не хватает?
Почему у вас возникли сомнения, когда вы услышали последнее слово?
Что мы должны знать, чтобы точно определять, когда слово пишется с заглавной буквы, а когда нет? Дети выполняют необходимые движения.
Дети отвечают на вопрос учителя.
Правило, использовать слово в речи и проверить. Познавательные: извлечение  информации, ориентировка в системе знаний и осознание необходимости нового знания, извлечение новых знаний (информации) из различных источников и разными способами.
Коммуникативные: лидерство и согласованность действий.
Коммуникативные: оформление  своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций.
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Поиск решения проблемы. Работа в группах (парах).
Написание географических названий.
Найди на карте названия 1 города, реки, страны. Выпиши их в тетрадь. Сделай вывод.
Названия городов, рек, морей пишутся с………..
Написание имен и фамилий.
Посмотрите, как подписана вашатетрадь. Что вы заметили. Запишите имя и фамилию в тетрадь. Сделайте вывод.
Имена  и фамилии пишутся с………………..
Написание кличек животных.
Прочитай стихотворение. Выпиши клички животных в свою тетрадь. Закончи стихотворение.
Кошка - Маришка,
Котенок - Тишка.
Щенок - Дружок,
Цыпленок – Пушок.
Все клички до одной 
Пишем с буквы…………………!
Написание названий книг.
Рассмотрите обложки книг. Спишите названия книг. Что вы заметили?
Сделайте вывод.
Каждая группа оценивает свою работу.
На доске составляется схема- кластер. Дети работают в малых группах. 
Представитель от каждой группы рассказывает о выполненной работе. Личностные: осознание ответственности за общее дело.
Личностные: следование в поведении этическим требованиям.
Коммуникативные: учет разных мнений, достижение договоренностей, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью.
Познавательные: выбор оснований для  выбора объектов.
Познавательные: построение логической цепи рассуждений, представление информации в виде текстовой работы.
Коммуникативные: оценка результата коллективной работы на основе заданных критериев.
Обобщение знаний. Сделайте вывод, какие предметы имеют собственные имена? 
Как пишутся эти слова?
 Буква обычная выросла вдруг,
 Выросла выше всех букв – подруг.
 Буква расти не сама захотела,
 Букве поручено важное дело
 Ставится буква у строчки в начале,
 Чтобы начало все замечали.
 Имя, фамилия пишутся с нею,
 Чтобы заметней им быть и виднее
 Чтобы звучали громко и гордо
 Имя твое, имя улицы, города.
 Буква большая – совсем не пустяк!
 В букве большой уважения знак! Дети читают вопрос, приводят примеры.
Познавательные: извлечение  информации, ориентировка в системе знаний и осознание необходимости нового знания, извлечение новых знаний (информации) из различных источников и разными способами.
Коммуникативные: использование речи для активизации действий.
Применение знаний на практике. Самостоятельная работа.
К данным словам подберите подходящие по смыслу имена собственные и запишите по образцу. Работа в парах по карточкам.
Город, девочка, река, котёнок, собака.
Слова для справок: Москва, Волга, Мурзик, Лена, Жучка.
Образец: город Москва. Учащиеся самостоятельно выполняют задание в тетради. Если времени недостаточно, то задание выполняется устно. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью.
Познавательные: выбор основания для отбора  объектов.
Познавательные: планирование, прогнозирование и структурирование знаний
Личностные: активизация самостоятельности в принятии решения.
Рефлексия. Итог урока. Завершите фразы. Сегодня на уроке:
Я узнал…
Я понял…
Мне понравилось…
Мне было трудно…
Что бы вы ещё хотели узнать об именах собственных?
Оцените вашу работу  на  уроке  при помощи цветных шариков. 
Красный – у меня все получилось
Желтый – я старался
Зеленый – я не знаю, все ли я смог сделать
Голубой – мне нужно еще поработать Учащиеся анализируют деятельность на уроке, отвечают на вопросы учителя, продолжают фразы.
Анализируют свою познавательную активность и успешность..Личностные: объяснение  самому себе  «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы),  «что я могу» (результаты).
Регулятивные: соотнесение   результата своей деятельности с целью и оценка  его. 
Коммуникативные: оформление  своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций.
Использованная литература.
Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л, В, Занкова. А. Г. Ванцян, Н. В. Нечаева и др. – Самара: Издательство « Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010.
О. Е. Жиренко. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2007.
В. И. Ковалько. Школа физкультминуток. – М.: Вако, 2005.
 Нечаева Н.В. Русский язык. Учебник для 1 кл.  Самара: «Учебная литература»: «Федоров», 2010.