Конспект урока по русскому языку Правописание собственных имен существительных

Этап урока
Содержание
примечания

1.
Организационный момент. Создание мотивации.
-Сядьте, когда услышите имя собственное.(Девочка, котенок, дедушка, Нина Ивановна.)
- Какие слова называются именами собственными? Приведите свои примеры.
-Если мы успешно справимся со всеми заданиями на уроке, открывая при этом по одной букве (на доске), то в конце урока сможем прочесть слово.
На доске перевернутые буквы слова «умницы»

2.
Целеполагание.
Главное на уроке – вспомнить какие еще бывают имена собственные, учиться писать их правильно.
Система самооценки вам знакома: три «+» = М! (Молодец!)



3.
Минутка чистописания.
- Восстанови пары слов так, чтобы получились имена и фамилии известных людей.
Корней Михалков
Джанни Чуковский
Сергей Родари
(Ответы учащихся.)

- Кто эти люди?

- Кто из них является автором этих строк?

В доме 8 дробь 1
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин
По прозванью каланча. (С. Михалков)

Чиполлино был сыном Чиполлоне. И было у него семь братьев. Люди они были хорошие, да только не везло им в жизни. (Дж. Родари )

- На минутке чистописания мы будем писать первые буквы их фамилий. (Мм Рр) На доску вывешиваются карточки с письменными буквами. Письмо проходит под счет. На этом этапе урока проводится самопроверка и самооценка.

- Подчеркните наиболее удачные соединения. Если вы подчеркнули четыре и более, то поставьте себе на полях плюс зеленым цветом.










.













Появляется буква «У»














4.
Словарная работа.
- Какие слова спрятались на рисунке?






(Большие домики – Москва, маленькие – Россия)

- Какую букву: строчную или заглавную, будем писать в них?
- Что объединяет эти слова? (Географические названия.)
- А еще, ребята, это слова из словаря. Запись слов в тетрадь: Москва, Россия. Постановка ударения, подчеркивание орфограмм.
- Дома записать их в словарик.



.













Появляется буква «М»






5.
Работа по учебнику.
- Прочитайте правило на стр. 41
- Как называются вместе улицы, деревни, города, реки, страны? (Географические названия).



6.
Зрительный диктант.
Москва – всем городам мать!
(Самоконтроль, самооценка +).

Появляется буква «Н»

7.
Закрепление изученного материала.
- Образуйте от слова Россия – имя прилагательное.

(Работа с символикой России .)
- С какими существительными сочетается прилагательное российский? (Флаг, герб, гимн.)


- Поделите для переноса слово российский.
(У доски работают ученики.) Проверка.

- .... и..... работали с картой России и выписали еще несколько географических названий, которые являются именами собственными. Заслушиваются работы учащихся.

- С какой буквы будем писать эти слова?









Появляется буква «И»


8.
Физ. минутка.
- Если слово пишется с заглавной буквы – прыжок, а если с маленькой – присед.

Город, Новокузнецк, мальчик, Илья, Россия, кот, Барсик, Петров, подснежник, улица, Анна Ивановна.



9.
Работа по учебнику.
Упражнение 46, стр. 41.
- Прочитайте задание.
- Выписать имена собственные со словами, которые их поясняют и поставить ударение. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой и самооценкой. (Ставят на полях плюс.)

Проблемный вопрос.
- Два первоклассника поспорили: что такое имена собственные. Кто точнее дал определение?
1) Имена собственные – это слова, которые пишутся с большой буквы.
2) Имена собственные – это слова, которые всегда пишутся с большой буквы.

- Что значит «всегда»? (Независимо от места в предложении.)

Упражнение 49, стр. 43.
Работа в парах, напомнить правила работы в парах. Коллективная проверка.













Появляется буква «Ц»







Появляется буква «Ы»

10.
Итог урока.
- Что было главным на уроке?
- Что такое имя собственное?
- Какие слова относятся к именам собственным?
- Как они пишутся?
- Ребята, вы на самом деле умницы, отлично поработали на уроке.


Самооценка своей работы на уроке.
- Поднимите руку, у кого три «+». Поставьте на полях «М!»








11.
Предложить дома составить цепочку из имен собственных на последнюю букву.

Илья – Якунин – Новокузнецк –К...






а


в


я

и


к

с

с

о


с

р





о




м




15