Урок музыки по теме Для чего нужны были ударные инструменты? (2 класс)


2 класс, урок 12
Тема: «Для чего нужны были ударные инструменты?»
Цель: познакомить с народными инструментами, особенностями их звучания.
Задачи: учить определять и различать народные инструменты; развивать тембровый и ритмический слух, вокально-хоровые навыки, воспитывать уважительное отношение к творчеству казахского народа, музыкальному наследию народа.
Оборудование:
иллюстрации художественное слово (стихи, словесные зарисовки, загадки),
ТСО (компьютер),
портрет,
музыкальные инструменты.
Методы обучения:
упражнения, беседа, творческие задания,
Ход урока
Звучит кюй “Саржайлау”
Дети входят в класс.
Что вы сейчас услышали? (звучание музыкальных инструментов).
Казахский и русский народы очень любили исполнять песни под аккомпанемент музыкальных инструментов, которые сам же и создавал. Сегодня на уроке мы познакомимся с казахскими и русскими народными ударными инструментами.
- Как вы думайте, когда стали появляться первые музыкальные инструменты на земле?
- Очень давно.
- Первые инструменты на земле появились тогда, когда человек только ещё становился человеком. Вставая на задние конечности, он пытался добыть огонь, стуча двумя камнями друг о друга.
- Что, ребята у него получилось?
- Он издавал звук, ритм.
- Правильно. Этот инструмент нельзя назвать музыкальным, так как на нём невозможно сыграть мелодию. Но к группе шумовых, ударных инструментов отнести можно.
- А какой первый ударный инструмент был на Руси?
- Деревянные ложки.
- Какие ещё ударные инструменты вы знаете?
- Бубны, трещотки.
- У казахского народа тоже есть ударные инструменты инструменты: дабыл, сакпан, асатаяк, конырау (показ инструментов). Почти одновременно с ударными инструментами стали появляться духовые, например: дудочки, рожки, свирель. А так же и струнные.
Первый на шее козленка звенит,
Звонко второй нам в оркестре звучит.
Третий в саду на поляне цветет,
Синий, лиловый в букет наш пойдет.
(конырау - колокольчик), (показ инструмента).
-Ой, звенит она, звенит
Всех игрою вес велит,
А всего-то три струны
Ей для музыке нужны.
Кто такая? Отгадай-ка,
Это наша балалайка!
(показ инструмента).
Казахские народные ударные инструменты (дабыл, дангыра, токылдак)
Слушание: «Ата толгауы» Н. Тлендиева.
Обсуждение прослушанного произведения (какие инструменты прозвучали).
Деление на группы (правила работы в группе).
Задание: обсудить в группе особенности данного музыкального инструмента (составить небольшой рассказ про него):
1. Какой это инструмент (название, группа)?
2. Из чего сделан?
3. Как на нём играют?
Найди лишнее слово (инструмент другой группы):
1. Кобыз, скрипка, флейта, контрабас.
2. Домбра, комуз, балалайка, гармонь.
3. Шертер, дабыл, дангыра, токылдак.
(проверка задания).
Исполнение песен «Конырау», «До,ре,ми,фа,соль…»
Закрепление пройденного:
- Что нового узнали на уроке?
- Познакомились с различными видами инструментов.
Выставление оценок с комментарием за работу на уроке.
Мы сегодня говорили с вами об инструментах с древности и до сегодняшнего дня, но ведь история на этом не останавливается и вы доказали своими работами, что пределу творческой фантазии человека нет границ. В качестве домашнего задания предлагаю нарисовать музыкальные инструменты.
Домашнее задание: нарисовать один из ударных инструментов (дабыл, дангыра).