Подготовка к сочинению на лингвистическую тему в 9 классе


1.Жиркова Вера Константиновна
2. МБОУ Мегино-Алданская средняя общеобразовательная школа Томпонского района Республика Саха (Я).
3. Учитель русского языка и литературы.
Материалы к уроку по подготовке к сочинению на лингвистическую тему в 9 классе.
Цель: научить сформулировать собственный тезис на основе высказывания автора.
Задачи: - определить ключевые слова в высказывании;
- найти в тексте языковые явления по теме.
Оборудование: проектор, демонстрационный материал(сайды), раздаточный материал ( критерии оценивания сочинения-рассуждения, речевые клише).
Ход урока.
1. Ознакомление с требованиями при написании сочинений.( составлен на основе критериев оценивания) Слайд1.Памятка1
К1. Приведи рассуждение на теоретическом уровне.
К2. Приведи 2 примера-аргумента.
К3. Раздели текст на абзацы, изложи последовательно, умело употребляй средства межфразовой связи.
К4. Работай по плану.( тезис-начало; примеры – аргументы- основная часть; вывод)
28905032097390II. Памятка 2. Слайд 2. Алгоритм написания сочинения.
1. Внимательно прочитай высказывание.
2. Найди ключевые слова. – комментировать высказывание и
3. Определи, что ты должен доказать, раскрыть. сформулировать собственный тезис.
4. Подумай,как это ты будешь делать.
5. Найди в тексте языковые явления, указанные в высказывании- приведи примеры.
6. Сделай заключение, подтверждающее тезис - вывод
III. Соотнеси высказывания по темам.Слайд3.
1. « Диалог не только вопросы и поиски ответов, не только обмен репликами, но и те , кто в этом диалоге участвует, это поистине текст в лицах.» А.А.Брудный.
2. «Части речи могут образовываться друг от друга». А.М.Пешковский.
3. «Экспрессивные краски могут сгущаться под влиянием эмоциональных суффиксов»В.В.Виноградов.
4. «Самое действенное, самое взволнованное слово в нашем языке-глагол» Н.Галь.
5. «Однородные сказуемые придают тексту динамичность, помогают оживить изображаемое»
6. « Фразеологизмы всегда косвенно отражают воззрения народа, общественный строй, идеологию своей эпохи» Б.А.Ларин.
7. «Знаки препинания – это как нотные знаки, они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться» К.Г. Паустовский.
8. «Для того, чтобы общение людей было возможно, нужно употребить слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия» Л.Н.Толстой.
9. «Язык художественной литературы отличается образностью, в нем сочетаются языковые средства разных стилей и используются изобразительно- выразительные средства языка»
10. « Если смысл наличествует в последовательности слов или даже в одном слове, есть и предложение; если нет смысла, то нет и предложения».
А – Морфология;Б – Синтаксис; В- Лексика; Г- пунктуация; Д- словообразование
IV.Что такое «ключевое слово» высказывания? Работа по слайду.
-В высказывании В.В. Виноградова какие слова являются ключевыми? ( основные, главные)
-Почему они являются главными в этом высказывании.

- Какую роль играют предлоги?
- С какими частями речи употребляются?
- Как употребляются союзы?
- По значению на какие виды делятся?
- Какую роль играют частицы?
Приведите примеры.