Урок математики на тему: Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида …+6

Тема: Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида +6
Цели: 1.Рассмотреть случаи сложения 9+6, 8+6, 7+6, 6+6;
2. Провести работу, направленную на запоминание состава чисел 11 и 12;
3. Развивать умение решать составные задачи.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся моделировать приём выполнения действия сложения с переходом через десяток , используя графические схемы; выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20, использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; моделировать с помощью схематических рисунков и решать составные задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и её результат.
Ход урока
I.Организационный момент. Настрой на урок.
(Дети встают из-за парт, поворачиваются к соседу по парте лицом, говорят приятные слова настраивая друг друга на урок.)
Учитель.  Всем, всем доброе утро! Садитесь. Удобно сядьте. Повторяйте за мной:
Сейчас я начну учиться. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе.
Учитель. Ребята, у нас с вами сегодня необычный урок математики.
К нам в гости пришли герои вашего любимого мультфильма. (На доске появляются герои мультфильма "Смешарики".)
Из какого мультфильма эти герои?
Ученик. Из мультфильма "Смешарики".
Учитель. Давайте вспомним , как их зовут? Я буду вам их показывать а вы называйте их имена.
Ученики отвечают имена смешариков.
Учитель. Ребята, смешарики пригласили нас в гости в страну Смешариков и приготовили для нас очень интересные задания. Каждый смешарик после выполнения нами задания будет давать нам букву, из которых мы в конце урока составим с вами слово. А какое узнаем в конце урока. Как вы думаете, справимся мы с вами?
Ученик. ДА.
Учитель. Смешарики желают нам успехов!
Будьте все внимательны, А ещё старательны!
II.Актуализация знаний.
1 задание для нас приготовила Нюша. Она хотела бы узнать как вы умеете считать.
- сосчитайте От 5 до 10.
Сосчитайте от 11 до 16
А теперь сосчитайте от 20 до 9
А сейчас посчитайте от 14 до 20 через 1.
Молодцы! Но , Нюша ещё хотела бы с вами поиграть в игру правильно неправильно
Если ответ правильный вы показываете так: ! ! , а если не правильный то показываете руками крест.
8 больше чем 4 (да)
10 это 6 да 4 (да)
Сумма чисел 9 и 3 равна 8 (нет)
К 0 прибавили 4 и получили 5 (нет)
У Насти было 8 шариков. Ей дали ещё 4 . У Насти стало 12 шариков.

9+2 11 9+4
8+3 12 9+5
9+3 13 8+5
8+4 14 7+5
7+4 6+5


- Прекрасно Вы справились и с этим заданием Нюша даёт нам букву. ( С)

2.Решите задачи. - Ребята, А следующее задание для нас приготовил Бараш. Он хотел бы узнать умеем ли мы решать задачи. Я буду вам читать задачу а вы должны показать знак + или - на пальцах т. е. показать с помощью какого знака вы будете решать задачу. Готовы?. Слушайте внимательно.
На склад привезли 8 мешков картофеля, а моркови на 4 мешка больше. Сколько мешков моркови привезли на склад?( +)
Осенью на новой улице посадили 17 лип, а рябин – на 10 меньше. Сколько посадили рябин? (-)
С первого куста сняли 16 помидоров, а со второго -6 . На сколько помидоров меньше сняли со второго куста, чем с первого?(-)
Миша поймал несколько рыбок. Когда мама взяла на уху 6 рыбок, у него осталось 10 рыбок. Сколько рыбок поймал Миша? (+)
Бараш также нам даёт букву. (П)
III. Самоопределение к деятельности
-Прочитайте выражения, употребляя названия компонентов и результатов сложения и вычитания.
7+2 11-1
7+3 11-2
7+4 11-3
7+5 11-4

- Какие числа нужно прибавить к 7, чтобы значение суммы было однозначным числом? Назовите все возможные варианты.
- в каких выражениях получатся двузначные числа?
- Какие числа нужно вычесть из 11, чтобы получилось однозначное число?
- Сравните выражения каждого столбика. Что вы заметили?
- Как изменяются значения выражений? Почему?
-Продолжите первый столбик ещё на одно выражение.
- Какой пример у вас получился?
- Найдите значение.
Как к 7 прибавить число 6?
Хорошо!
Откройте учебник на стр.69.Посмотрите на поля учебника. С чем сегодня на уроке мы с вами познакомимся?
- правильно сегодня на уроке мы рассматриваем случаи сложения 9+6, 8+6, 7+6, 6+6

IV. Работа по теме урока.
практическая работа.
-Откройте свои тетради . Запишите число , классная работа. Не забывайте что в тетрадях нужно писать красиво и аккуратно. Тетради положите правильно спинки прямые.
- Итак написали. Давайте запишем пример 7+6
- Посчитайте сколько у меня на доске синих квадратов?(7)
Нарисуйте в своих тетрадях столько же синих кругов.

- Сколько надо прибавить к ним красных квадратов? (6)

- Как мы с вами будем прибавлять число 6? ( по частям)
- Сколько надо сначала прибавить? ( 3)
-Почему? ( потому что в верхнем ряду до 10 не хватает 3 квадратов.)
- Нарисуйте в верхнем ряду 3 красных квадрата.
-А сколько квадратов вы нарисуете в нижнем ряду?
- Значит, на какие части разложим число 6? ( на 3 и 3)
- Почему? ( потому что 6 это 3 и 3.)
-Итак , Сколько прибавим сначала? ( 3)
- Сколько получилось? (10)
- Сколько прибавим потом? (ещё 3)
Сколько получилось? (13)
- Итак, продолжите мою фразу чтобы прибавить к числу 6 надо

2. Работа по учебнику.
- Рассмотрите рисунок на стр. 69. Объясните, как к 9 прибавить 6. ( будем прибавлять к 9 синим квадратам 6 красных квадратов по частям. Сначала прибавим 1, чтобы дополнить число 9 до 10, а потом прибавим ещё 5, так,как 6 это 1 и 5. 9+1=10, 10+5=15 Значит 9 +6= 15.)
Объясните остальные примеры.
- А теперь посмотрите на примеры в рамочке.
- Чем похожи эти равенства? ( второе слагаемое равно 6)
- Как изменяется первое слагаемое? ( уменьшается на 1)
- Как изменяется сумма при уменьшении первого слагаемого? ( тоже уменьшается на 1).
Выполним № 1 на стр. 69 с комментированием с места.
9+5=14 9+4=13
6+5=11 8+3=11
8+5= 13 6+4-10=0
7+5=12 17-7-10=0

V.Физкультминутка Сегодня физкультминутку приготовил для нас КАР – КАРЫЧ.
Встали все!
Музыкальная физкультминутка «Вперёд четыре шага»
Кар – Карыч даёт нам букву. (О)
VI .Закрепление изученного материала
- Мы продолжаем работать. (работа по учебнику)
-Следующее задание нам приготовил Крош. Он очень любит решать в своей лесной школе задачи. А вы любите решать задачи? Итак к доске пойдёт Дима Байбородов.
- Прочитай задачу.
- Дима, скажи какие слова ключики мы возьмём для краткой записи?
-сколько было яблонь? (8)
- А известно сколько было груш? ( нет)
- Но что про них нам сказано в задаче?
( правильно что их было на 2 больше)
- Прочитай вопрос задачи снова. Что надо найти, как запишем это в краткой записи?
- итак скажи сможем мы сразу ответить на вопрос задачи?
- Итак, сначала найдём сколько груш было в саду.
-Что найдём в вторым действием?
Молодец ! Записываем ответ задачи.
- Крош даёт нам ещё одну букву ( А)
А следующее задание приготовил нам Лосяш . выполните задачу № 3 стр. 69 самостоятельно. Выполнив это задание, мы с вами получим ещё одну букву. - У доски с секретом работать пойдёт Никита Жуков.
- Итак проверяем. Итак получаем ещё 1 букву (С)
А теперь поможем выполнить задание Ёжику. № 4 стр.69.
У доски пойдут работать Женя Телёпина и Киреева Кристина. По три примера. Потом проверим.
- За это задание получаем мы с вами ещё одну букву. (И)
- Выполним следующее задание , которое нам приготовила Совунья. № 5 стр.69. У доски Вологжанин Иван.
- Ваня вспомни 1дм, сколько это сантиметров?
- Что нам нужно сделать в этом задании- Итак, чертим два отрезка 10 см. и 6 см.
- Как найти на сколько см. один отрезок длиннее другого?
- Записывай.
– Итак, Совунья нам дала ещё одну букву. (Б)
VII .работа в тетрадях на печатной основе.
№ 1 -3 стр. 36.
-Молодцы, вы хорошо потрудились, и конечно за помощь всегда добрые люди говорят СПАСИБО! И нам с вами сегодня спасибо говорят смешарики , за то что мы помогли им выполнить все задания.
VIII.Рефлексия.
На партах у вас лежат звёзды трёх цветов - Оцените свою работу на уроке с помощью этих звёзд и давайте зажжём салют! кто считает что у него всё на уроке получилось и урок понравился зажгите красную звезду, у кого что – то не получилось но всё равно на уроке было интересно зажгите зелёную звезду, а кому было трудно на уроке и урок не совсем понравился зажгите синюю звезду на нашем салюте
IX. Итог урока. - Итак, ребята, что интересного было сегодня у нас на уроке? - Чему учились на уроке, что нового узнали?
Всем спасибо за урок . Встали все. Урок окончен!


15