Методическая разработка раздела учебной программы предмета «Окружающий мир» в 3 классе Тема: Мы и наше здоровье.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя школа №14»






Методическая разработка
раздела учебной программы предмета
«Окружающий мир» в 3 классе

Тема: Мы и наше здоровье(8часов)













Выполнила:
учитель начальных классов I категории МБОУ СШ №14
Глушенкова Татьяна Ивановна
Стаж работы по специальности 20 лет








г. Арзамас
2013 г.
Содержание
Введение.4
1.1. Актуальность.
1.2.Краткий анализ литературных источников..
1.3. Цель, задачи.
1.4.Методы исследования. .
1.5.Методологические и теоретические основы исследования
1.6.Теоретическая и практическая значимость...
1.7.Возможность использования данного материала
Основная часть.11
2.1.Анализ литературных источников
2.2.Психолого-педагогическое обоснование освоения учебного материала..
2.3.Ожидаемые результаты освоения раздела программы
2.4.Обоснование используемых образовательных технологий, методов,
форм организации деятельности учащихся..
2.5. Система знаний и система деятельности ..
2.6.Учебно-тематическое планирование
2.7. Разработка урока
3. Заключение31
4.Литература..33
5. Приложения...34





Аннотация.
Представленная разработка ориентируется на учебно-методический комплект А.А. Плешакова «Мир вокруг нас», 3 класс. Результативность при изучении темы урока достигается благодаря деятельностному подходу, учащиеся вовлечены в разные виды деятельности (слушание, беседу, рассматривание иллюстраций, иллюстрирование, работу в  группах). Активные методы обучения формируют у учащихся умения самостоятельно приобретать знания, а не получать их в готовом виде. На уроке дети закрепляют умения ориентироваться в больших объемах информации, работают с разными источниками (текстовыми, иллюстративными,  ИКТ). Кроме предметных умений у учащихся формируются и общеучебные компетенции: работа с текстом, умение сравнивать, обобщать, приводить аргументы, примеры. Развивается внимание, память, мышление, речь, кругозор учащихся. Данная разработка позволяет осуществлять дифференцированный подход к учащимся, организовать посильную и эффективную деятельность для всех детей. Для каждого ученика на уроке есть возможность создать ситуацию успеха, почувствовать свою значимость.  Тема методической разработки «Мы и наше здоровье»» связана с личным опытом учащихся, который они могут расширить, применить в нестандартных ситуациях. Прочное усвоение знаний обеспечивается применением наглядности, без которой невозможно получить полные представления по теме.















1.Введение
В методической разработке представлено тематическое планирование по разделу «Мы и наше здоровье» по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, презентации и разработка урока «Организм человека», составленные на основе программы в соответствии с учебником: А.А. Плешаков, Мир вокруг нас. 3 класс. М.: Просвещение, 2009.
1.1. Актуальность изучения темы продиктована необходимостью решения проблемы по снижению показателей здоровья.
Решать эту проблему нужно через применение здоровье сберегающих технологий на уроках, просвещение детей и их родителей.
Содержание данной темы направлено на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие « Здоровый образ жизни». Отбор материала в разделе соответствует возрастным особенностям третьеклассников;
1.2.Реализация методической разработки раздела программы по данной теме осуществляется по УМК « Школа России» учебник «Окружающий мир» (части 1,2), рабочие тетради (части 1,2), 3 класс, автора Плешакова А.А. поможет повысить уровень сформированности качеств личности учащихся, а также знаний и представлений об организме человека, как едином целом.
1.3. Целью методической разработки является выявление результативности видов деятельности педагога и учащихся при изучении данного раздела учебной программы.
Основные задачи:
- раскрытие форм, средств и методов обучения
- описание использования современных технологий на уроках при изучении данного раздела
- формирование прочных знаний, умений и навыков учащихся.

Согласно базисному учебному плану изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе предусматривается в объеме 68 часов.
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру - важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Важнейшая задача курса - воспитание любви к своему городу, к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающему миру, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе. Содержание курса охватывает круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира.
В результате практической и исследовательской деятельности дети находят ответы на вопросы: из каких частей состоит тело человека, каково его внутреннее строение, что такое витамины, как надо правильно дышать, от чего мы можем заболеть и т.д. Вместе с тем у детей развиваются творческие способности, умения работать с дополнительной литературой, находить нужную информацию. Развиваются способности объективно оценивать свои знания, умения при различных видах работы (в парах, группах, оценивать самого себя). Развивается речь, мышление, умение применять полученные знания в новой жизненной ситуации; творческий интерес к предмету, значимости для своего здоровья.
1.4. Характеристика основных методов исследования, применяемых в естествознании.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход. Используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект.
В курсе 3 класса выделяется несколько содержательных линий. Одна из них включает вопросы, связанные со здоровьем и нацелена на формирование соответствующих умений и навыков. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие « здоровый образ жизни». Логическим продолжением данной темы является следующая – « Наша безопасность», в которой представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях.
Методика естествознания наука развивающаяся. Она исследует и разрабатывает новые, а также совершенствует уже известные положения, используя при этом как эмпирические, так и теоретические методы исследования .Характерной особенностью эмпирических методов исследования является чувственная воспринимаемость объектов, а результаты их выражаются в установлении фактов, первоначальных эмпирических обобщениях. Рассмотрим виды эмпирических методов. Любое исследование в области методики преподавания естествознания включает в себя метод ретроспективы, который позволяет изучать методическое наследие по литературным источникам, устанавливать достигнутое, выявлять неясные и спорные суждения. Для установления необходимых фактов огромное значение имеет обследование реального учебного процесса. При этом применяются такие методы, как наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование, изучение школьной документации. Наблюдение  это непосредственное целенаправленное восприятие педагогического процесса. Исследователь получает конкретный фактический материал, т. е.данные, характеризующие особенности конкретного учебного процесса. Беседа применяется для получения необходимых разъяснений того, что было недостаточно ясно при наблюдении. Беседа может возникнуть спонтанно ,либо по заранее намеченному плану; она ведется без записей, в свободной форме. Интервьюирование  это разновидность беседы. Метод перенесен из социологии. Исследователь придерживается заранее намеченных вопросов в определенной последовательности. Анкетирование  метод массового сбора материала с помощью анкет. Ответы на вопросы анкет пишут те, которым адресованы анкеты. Анкетирование применяется с целью получения таких данных, которые нельзя получить другим путем. Например, не всегда испытуемый открыто может высказать свое отношение к изучаемому педагогическому явлению.
Изучение школьной документации  журналов, личных дел учащихся, протоколов собраний, совещаний, работы методических объединений и т. п. поможет найти многие объективные данные, которые помогут выяснить некоторые закономерности. Изучение работ учащихся  письменных, графических, творческих поможет изучить индивидуальность каждого ученика, его отношение к работе, наличие тех или иных способностей и т. п. Однако судить об эффективности педагогических воздействий, о ценности методических находок, давать новые рекомендации практике позволит эксперимент специально организуемая проверка того или иного метода, приема, средства и т. п. с целью выявления его действенности, эффективности. Эксперимент предполагает создание чего-то нового. В школе он проводится без нарушения нормального хода учебного процесса, когда достаточно оснований полагать, что проверяемое нововведение может способствовать повышению эффективности обучения или хотя бы не вызовет нежелательных последствий. Это естественный эксперимент. Он обязательно предполагает наличие более или менее равнозначных двух групп учащихся: контрольных, которые работают в обычном режиме (по обычной методике, с обычным содержанием) и экспериментальных, где в режим, содержание или методику привносится исследуемый компонент. Последний предполагает обязательную разработку экспериментальных материалов.. Таков лабораторный эксперимент. В исследованиях по методике естествознания он применяется крайне редко. Как и при обследовании, в ходе эксперимента применяются наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, проводятся устные и письменные проверки. Понятно, что на этом эмпирическом уровне исследование не может остановиться.
На этапе осознания добытых фактов применяются теоретические методы исследования. К ним относятся сравнение, противопоставление, аналогия, систематизация, классификация, вскрытие причин, обобщение. Они тесно связаны между собой и взаимопроникают друг в друга. С помощью теоретических методов выявляются проблема и актуальность исследования, определяются гипотеза, цели и задачи. Третья группа методов исследования это методы математической статистики. Они позволяют выявить количественные характеристики, аргументирующие качественные выводы. Математическими методами являются следующие:   регистрация  число успевающих и неуспевающих; посещавших и непосещавших занятия; выполнивших работу с такой-то оценкой и т. п.; ранжирование  расположение собранных данных в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей, определение места в этом ряду каждого из исследуемых компонентов; шкалирование введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений; обычно здесь применяются тесты на выборку; определение средних величин  среднее арифметическое
1.5. .Методологические основы
Методология - система принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности.
Методологической основой методики естествознания является диалектический материализм и его теория познания. Поэтому данная методика рассматривает процесс учения как разновидность познавательного процесса вообще. научные знания об этом мире также объективны. Методика естествознания исследует процесс обучения в неразрывном единстве и взаимосвязи содержания, методов, форм и средств обучения; биологического и психического, социального и духовного сознания и самосознания .деятельности учителя и ученика, которая строится на объективном единстве целей. Методика естествознания должна относиться к процессу обучения как к постоянно изменяющемуся и совершенствующемуся на основе законов диалектики (переход количества в качество, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания), а соответственно к личности ученика, как к постоянно развивающейся и саморазвивающейся не только в связи с изменением возраста, но и под влиянием воздействующих факторов, прежде всего процесса обучения. Диалектический закон о переходе количества в качество постоянно действует в процессе обучения. Ребенок накапливает фактические сведения, от них мысль переходит к гипотезе, от нее к доказательству, а затем к обобщению, в процессе которого формируется новое знание на ином качественном уровне. Процесс обучения нельзя рассматривать вне диалектического закона о развитии как борьбе противоположностей. Деятельность учителя и ученика как две стороны процесса обучения не только взаимосвязаны, но и взаимно противоположны. Например, нередко противоречивы требования учителя и возможности ученика. В определенные периоды развития общества возникают противоречия между требованиями общества к школе и реальным состоянием этого процесса. Методика естествознания не может не учитывать и следующий закон диалектики  отрицание отрицания, который также полностью проявляет себя в процессе обучения. Примером этого может быть преемственность в обучении, когда полученное ранее знание углубляется, совершенствуется и формируется на новом уровне.
Педагогика опирается на общенаучные принципы, которые воплотили в себе весь исторический опыт познания различных явлений окружающего мира и самого человека и используются во всех науках. Кроме того, она имеет свои собственные методологические принципы, конкретизирующие и дополняющие общенаучные с учетом специфики ее предмета.
Это: - принцип гуманности, демократичности педагогики; - принцип социальной обусловленности воспитания; - принцип формирования личности в обществе и группе; - принцип определяющей роли активности самой личности в собственном развитии и формировании и др.
В педагогике выделяют следующие методологические подходы:
Системный подход - рассматривает все компоненты в тесной взаимосвязи друг с другом; выявляет единство взаимосвязи всех компонентов педагогической системы (целей, задач, содержания, принципов, форм, методов, условий и требований); - выделяет общие свойства и характеристики отдельных компонентов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - утверждает представление о сущности человека как личности; - ориентирует организацию педагогического процесс а на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]как цель, результат и критерий эффективности; - требует признания уникальности [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], права на свободу и уважение; - использует опору на естественный процесс [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], саморазвития личности.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - утверждает представление о деятельности как об основе, средстве и главном условии развития и формирования личности; - ориентирует личность на организацию творческого труда как наиболее эффективное преобразование окружающего мира; - позволяет определить наиболее оптимальные условия развития личности в процессе деятельности.
Культурологический подход - требует рассмотрения проблемы в сравнении с аналогичными процессами в истории отечественной и зарубежной педагогики, с позиций изменений в современной культуре; - предусматривает ориентацию на социальные и культурные требования к формированию и развитию личности.
1.6. Представленная разработка, соответствует целям и задачам образовательной программы по предмету, обладает новизной для учащихся, так как включает новые знания, умения и навыки, обеспечивает преемственность между начальным и средним звеном, а, значит, представляет собой педагогическую ценность.
При разработке раздела образовательной программы учитываются психологические особенности младших школьников. Логика изложения материала построена в соответствии с основными закономерностями развития ребенка младшего возраста с учетом особенностей детского восприятия, мышления, общения. Важным условием эффективности при изучении раздела является создание положительного эмоционального фона при работе с учащимися.
Большое внимание уделено вопросам сохранения здоровья;
Материал небольшой по объему и изложен в доступной форме;
Развивает любознательность, мышление, интерес, творческий подход к изучению нового материала;
Воспитывает в детях стремление вести здоровый образ жизни.
В последнее время участились случаи аддиктивного (саморазрушающего) и девиантного ( отклоняющегося) поведения в школьной и семейной среде. Поэтому для методической разработки я выбрала раздел «Мы и наше здоровье», т. к. считаю, что дети с младшего школьного возраста должны усвоить: « Здоровье - главная составляющая качества жизни».
Данная методическая разработка по курсу «Окружающий мир» посвящается теме «Мы и наше здоровье». В ней раскрываются очень важные вопросы о строении тела человека, о работе всего организма, его здоровье и здоровом образе жизни, правила, помогающие сохранить здоровье на долгие годы.
1.7 Материалы, содержащиеся в разработке, могут быть полезны учителям начальных классов для подготовки к урокам окружающего мира и во внеклассной работе.







2.Основная часть.
2.1. Развитию методики преподавания природоведения как науки в 6080-е годы способствовали известные методисты этого времени П. А. Завитаев, М. Н. Скаткин, Л. Ф. Мельчаков, 3. А. Клепинина и др. Завитаев Петр Александрович (18901970) в своих работах показал возможность формирования природоведческих понятий , посредством проведения наблюдений и постановки опытов, способствующих созданию конкретно-чувственной основы для формирования природоведческих понятий. Он много работал над совершенствованием методики применения разнообразного оборудования и наглядных пособий на уроках природоведения. Скаткин Михаил Николаевич  методист по естествознанию в начальных классах. Он является автором программ по природоведению в начальной школе, учебников природоведения для учащихся IIIIV классов, занимается вопросами методики проведения природоведческих экскурсий, ведения календарей, наблюдений в природе, внеклассной работы по природоведению, большое внимание уделяет разработке проблемы активизации познавательной деятельности учащихся.
Мельчаков Леонид Федорович  методист по природоведению в начальной школе. Он является автором школьного учебника по природоведению для учащихся третьих классов. Л. Ф. Мельчаков изучает проблемы воспитания и развития детей в процессе обучения природоведению.Много внимания уделяет он методической подготовке будущих учителей природоведения, создает методические пособия по природоведению для учителей начальных классов. Им написаны «Уроки природоведения в 3 классе»' (М., 1980).
Клепинина  Зоя  Александровна  автор  ряда  учебников  по природоведению для учащихся начальных классов. Занимается проблемами   разработки   содержания   начального   природоведения. Ею в содружестве с Л. П. Чистовой разработаны «Дневники наблюдений над природой и трудовой деятельностью человека» для учащихся I, II и III классов. 3. А. Клепинина пишет методические   пособия   по   природоведению  для    учителей   начальных  классов,   разрабатывает  методику проведения  уроков природоведения, экскурсий в природу.
1991 г. вышел новый учебник «Природоведение» для III класса (IIV) автора Плешакова А. А. Вслед за этим был издан и новый учебник того же автора для IV класса.
В 90-е гг. начальная школа вступает на новый этап своего развития. В связи с перестройкой общественной и экономической жизни России, перестраивается и начальная общеобразовательная школа. Прежде всего школа, как и все общество, оказывается под влиянием процессов демократизации: школа из авторитарной постепенно становится на принципы гуманизации и гуманитаризации. Из всех первоначально заявленных систем постепенно утвердились в качестве государственных три системы. Это традиционная, или классическая, система общего развития младшего школьника (система Л. В. Занкова) и система развивающего обучения (система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова). В каждой из этих систем определенное место занимает естественнонаучное образование, объем которого определяется образовательной областью «Окружающий мир» базисного учебного плана. Варианты «Зеленый дом» А. А. Плешакова и «Природа и люди» 3. А. Клепининой рассчитаны на использование, как в трехлетней, так и в четырехлетней начальной школе. Они состоят как бы из двух частей, тесно связанных между собой. Первая часть это ознакомление с окружающим миром, которая в курсе 3. А. Клепининой называется «Я и мир вокруг». Третий вариант представлен курсом «Окружающий мир», разработанный группой ученых под руководством Н.Ф. Виноградовой. Это интегрированный курс, включает в себя сведения из биологии, географии и истории, рассчитан на четырехлетнюю начальную школу. Четвертый вариант  «Мир и человек» авторов А. А. Вахрушева, О. В. Бурского, А. С. Раутиана также разработан для четырехлетней начальной школы.
2.2. . Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями
Младший школьный возраст охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, новый вид деятельности - учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений, меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни. Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода. С физиологической точки зрения - это время физического роста, когда наблюдается дисгармония в физическом развитии. Оно опережает нервно - психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью. Для этого решающим компонентом является мотивация учебной деятельности. Учебная деятельность должна строится с учетом возрастных особенностей детей и обеспечить их необходимой суммой знаний для последующего развития.
Главными мотивами учебной деятельности являются:
-познавательные (направленные на овладение знаниями, способами получения знаний, приемами самостоятельной работы, приобретение дополнительных знаний);
-социальные (ответственность, стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение);
-узколичные (получить хорошую отметку, заслужить похвалу)
Речь младшего школьника недостаточно развита, т.к. беден еще словарный запас.
В этом возрасте преобладает наглядно-образное мышление. Вместе с тем на уроках осуществляется переход на словесно-логическое.
Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная, оперативная. Развитие памяти связано с необходимостью заучивания учебного материала. Активно формируется произвольное внимание.
Дети способны концентрировать внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание. Внимание активизируется, но еще не стабильно. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации. Это достигается путем выполнения заданий вида «найди лишнее», «что общего», «сравни».
Восприятие также характеризуется непроизвольностью и отличается слабой диффиренцированностью (путают предметы, их свойства).
Воображение в своем развитии проходит в две стадии: на первой -воссоздающее (репродуктивное), на второй - продуктивное. С возрастом первое место занимает слово, дающее простор фантазии.
Интенсивно развивается самосознание. Становление самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У слабых учеников систематические неудачи и низкие отметки снижают уверенность в себе, в своих возможностях. У них возникает компенсаторная мотивация. Дети начинают утверждаться в другой области - в занятии музыкой, спортом.
Потребность в самоутверждении. Большое значение имеет авторитет взрослых. Существенное значение имеет место, которое занимает ребенок в семье.
2.3.Ожидаемые результаты .
В результате изучения темы « Мы и наше здоровье» учащиеся
должны знать:
Строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
Правила гигиены;
Основы здорового образа жизни.
должны уметь:
Выполнять правила личной гигиены и безопасности;
Оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи.

2.4.Обоснование используемых технологий, методов и форм организации деятельности учащихся:
Исследования и опыт педагогов-новаторов показали, что для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся удачно применение нетрадиционных форм проведения занятий, а также использование новых технологий и методов организации деятельности учащихся. Принимая во внимание цели обучения , учитель находится в постоянном поиске новых средств обучения, озабочен тем, как сделать урок интереснее, играя с детьми с одной стороны, и вести обучение с другой.
При работе над материалом данного раздела программы целесообразно и уместно применять следующие формы, методы и технологии:
Формы: урок-игра, урок-дискуссия, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-конкурс, урок-ситуация и урок-спектакль.
Методы: метод проектов, метод наблюдения, поисковый метод, дискуссионный метод.
Технологии: технология сотрудничества, работа в команде, технология критического мышления, технология проблемного обучения, проблемно-поисковая технология, проектная технология и технология интерактивного обучения.
 В теории и практике обучения природоведению сложились три группы форм организации учебной деятельности учащихся: урок, внеурочная деятельность и внеклассная работа. Но вместе с тем они имеют и общие черты. 1. Решение определенных познавательных воспитательных и развивающих задач. 2. Отбор определенного содержания учебного материала, с точки зрения которого каждое занятие представляет собой нечто целостное. 3. Применение разнообразных методов и приемов, выбор и сочетание которых зависит от целей содержания занятий. 4. Достаточное и необходимое материальное обеспечение занятий. 5. Оптимальный темп хода занятий и рациональное использование отведенного времени. 6. Возможно полное использование потенциальных способностей каждого ученика, учет их индивидуальных особенностей. Как и в случае с методами обучения, в трактовке организационных форм немало спорных вопросов. Например, нет единого мнения, методом или формой считать игры, самостоятельные работы учащихся и др. Внеурочные: Кружки, Экскурсии, туристические походы.
Урок это основная организационная форма обучения в школе. На уроке используются различные организационные формы работы: групповые, парные, индивидуальные. Чтобы вовлечь всех и каждого, нужно развивать и совершенствовать свои организаторские способности для подготовки своего рода сценария урока. Урок должен быть обеспечен средствами обучения, соответствующими решаемым задачам.
Нетрадиционные формы уроков реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Хотя их можно использовать  и в повседневной работе, особенно для начальной школы. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока осуществляются при обязательном участии всех учеников класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера. Глубокое понимание учителем того, что от него ожидают дети, следует рассматривать как еще одну возможность повышения действенности урока..
Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения. С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, физического эксперимента. Эксперимент показал, что учащимся интересны такие уроки. Они способствуют развитию инициативы, развивают коммуникативные навыки, предполагают самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями в жизни. Учащимся нравятся эти нетрадиционные занятия, поскольку они не сковывают учебный процесс, а оживляют атмосферу, активизируя ребят, приближая учебу к жизненным ситуациям. Исследования и опыт педагогов-новаторов показали, что для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся удачно применение нетрадиционных форм проведения занятий, например таких, как видеоурок, урок-дискуссия, урок-спектакль, урок-экскурсия и т.п. Дело в том, что такие формы занятий поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию к учению.  расширяется кругозор учеников, плюс с увеличением информации. Немаловажным условием проведения урока является грамотная постановка задач урока и успешная их реализация.: урок-игра ; урок-эстафета ,урок -физический магазин.
Что касается обоснования используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов и форм организации деятельности учащихся, то их связь можно проследить по следующим принципам:
используя такую форму работы, как урок-дискуссия, целесообразно применить технологию критического мышления, которая дает возможность высказывать свою точку зрения, фиксировать все высказывания, сочетать разные виды работ. При этом работа с критическим мышлением тесно связана с дискуссионным методом , где учащиеся активизируют познавательную деятельность.
Технология проблемного обучения предполагает создание проблемных ситуаций, где учащиеся активно, самостоятельно или с помощью учителя приходят к решению какой-либо проблемы и получают за счет этого определенные знания, умения и навыки. Вместе с технологией проблемного обучения мы используем метод наблюдения, где учащиеся наблюдают и делают свои выводы из происходящего, а также метод проблемного обучения, где учащиеся вовлекаются в познавательную деятельность. Уместнее всего применять эти методы и технологию на уроке-ситуации.
Метод творческих проектов реализуется при помощи проектной технологии, где ребята готовят свои проекты к уроку-путешествию. Именно в проектной работе в наибольшей степени реализуется принцип гуманизации обучения: ориентация на  личность обучаемого, учёт его возрастных интересов и уровня  развития, раскрытие творческого   потенциала. Проект предусматривает  естественную взаимосвязь всех видов речевой деятельности. Возможно, что   на отдельных этапах в зависимости от характера проекта будет преобладать один из видов речевой деятельности.
На уроке-игре и уроке-конкурсе лучше всего применить эвристический и проблемно-поисковый методы, где учащиеся будут усваивать знания и умения путем рассуждений, требующих догадки, поиска находчивости, что должно быть предусмотрено в задании. На данном этапе применяется технология критического мышления и технология работы в команде. Такое сочетание методов и технологий позволяет максимально приблизиться к достижению поставленных целей и задач по работе над разделом.
. Урок-экскурсия. В методике природоведения нет устоявшегося мнения о том, чем является экскурсия. Одни авторы считают экскурсию методом. Другие, хотя и относят экскурсию к организационным формам, считают ее особой формой. В самом деле, источником знаний на экскурсии является не сама по себе экскурсия, а наблюдения, которые выполняют дети в природе, в музее, в заповеднике и т. п. Чтобы отличить метод от формы, надо установить, что же является источником знания. Здесь речь идет об обязательных учебных экскурсиях, определенных программой, направленных на ее выполнение. Такой экскурсии присущи все признаки урока, которые нелишне напомнить здесь: она проводится со стабильной группой учащихся примерно одинакового возраста и одинаковой подготовки, имеет определенную продолжительность, такую же, как все другие уроки в данном классе и в данной школе, она обязана выполнить те же функции, что и другие уроки. Если экскурсия проводится в природу, то накануне надо побывать на месте экскурсии, наметить объекты для изучения, направления передвижения экскурсантов, определить возможности экскурсионных сборов, продумать, а затем и подготовить оборудование, которое необходимо для работы на экскурсии. посоветовать им, как надо одеться.  Следующий этап это сама экскурсия. Она начинается с вводной беседы. Используемые в современной методике преподавания методы, формы и технологии, представленные выше, носят развивающий характер. Они в значительной степени повышают речемыслительные и коммуникативные возможности и способности учащихся
М .Н. Скаткин и И. Я. Лернер в соответствии с характером познавательной деятельности учащихся по усвоению содержания образования выделяют следующие методы :
1. Объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный, метод, основное назначение которого состоит в организации усвоения учащимися знаний в готовом виде. Учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Объяснительно-иллюстративный метод относится к наиболее экономным способом передачи накопленного человечеством обобщенного и систематизированного опыта подрастающему поколению. Учитель сообщает информацию с помощью устного слова (объяснение, рассказ, лекция), печатного слова (учебник), наглядных средств (картины, кино- и диафильмы, схемы, натуральные объекты в классе и во время экскурсий), практического показа способов деятельности.. Этот метод включает рассказ, лекцию, объяснение, использование и изучение литературы, использование наглядных средств, и т.п. Он тренирует память, дает знания, но не способствует развитию творческого мышления.
2. Репродуктивный метод, главным признаком которого является воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя. Данный метод характеризует не только деятельность ученика, но и предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя. С целью повышения эффективности репродуктивного метода разрабатываются системы упражнений, а также программированные материалы, обеспечивающие обратную связь и самоконтроль. Важную роль при осуществлении данного метода играет алгоритмизация, когда ученикам предлагается определенный алгоритм, т.е. правила и порядок действий, в результате выполнения которых ученик распознает объект (явление), выясняет его наличие и одновременно осуществляет определенный порядок действий.
3. Проблемное изложение (используется главным образом на лекции, в ходе работы с книгой, экспериментирования и т.д.) заключается в том, что учитель ставит проблему, сам ее решает, показывая при этом путь решения в его подлинных, но доступных учащимся противоречиях. Учитель показывает образцы научного познания, научного решения проблем, а учащиеся мысленно следят за его логикой, усваивая этапы решения целостных проблем. Результатом проблемного изложения является усвоение учеником способа и логики решения поставленной проблемы, но еще без умения применять их самостоятельно. Своеобразие этого метода заключается в том, что ученик не только воспринимает, осознает и запоминает готовые знания, но и следит за логикой доказательства, контролирует убедительность мысли учителя.
4. Частично-поисковый, или эвристический, метод состоит в том, что учитель организует участие школьников в выполнении отдельных этапов поиска, конструирует задание, расчленяет его на вспомогательные, намечает шаги поиска, а учащиеся осуществляют его самостоятельно, актуализируя наличные знания, мотивируя свои действия. Этот метод включает самостоятельную работу учащихся, беседу, лекции и т.д.
5. Исследовательский метод определяется как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. Этот метод призван обеспечить творческое применение знаний, овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применение их. Кроме того, он является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности.
Технология обучения:
новые педагогические технологии:
компьютерные технологии и методы
проектов;
разноуровневое обучение;
технология исследовательского обучения;
технология игрового обучения;
использование тестов;
технология проблемного обучения;
здоровьесберегающее обучение.
Образовательные технологии и формы организации учебной деятельности : личностно –ориентированный подход ,подача материала в игровой форме ,новые педагогические технологии :методы проектов и разноуровневое обучение , информационные и коммуникативные ,технологии  развивающего обучения , здоровьесберегающее обучение .
        Личностно-ориентированное обучение предполагает такую организацию учебного процесса, при которой обучающиеся чувствовали бы себя источником своей учебной деятельности. Обучение должно затрагивать не  только познавательные процессы, но и эмоции, чувства и переживания учеников.
          Дифференциальная работа на уроке, основанная на глубоком знании психологических особенностей и познавательных возможностей школьников  даёт возможность учителю и ученикам ощутить радость от результатов совместного труда , приучает каждого школьника работать на уроке в полную меру своих возможностей .
     Серьёзных положительных результатов от дифференцированного обучения можно ожидать только после систематической работы в течение нескольких лет . Она требует от учителя большого такта ,терпения , внимания к внутреннему миру ребёнка . Дифференциация может осуществляться по объёму и содержанию работы ,приёмам и степени самостоятельности , при повторении ,закреплении и (в определённых условиях) при объяснении нового материала .В любом случае перед обучающимися ставится единая познавательная задача ,к решению которой они идут путями ,соответствующими их познавательным возможностям на данном этапе .
    Цели использования ИКТ на уроках:
-сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);
-приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит;
-установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;
-учить правильно выражать свои мысли и строить высказывания в соответствии с речевой ситуацией , тем самым способствуя развитию связной речи учащихся.
-помочь учителю в:
 
· возможности эмоционально и образно подать материал;
 
· организации закрепления полученных на уроке знаний;
 
· проверке знаний, умений и навыков;
 
· придании оценке ученика более взвешенного и объективного характера;

· экономии времени.  
На уроках окружающего мира , а в частности при изучении раздела «Мы и наше здоровье» используются элементы:
1. Проблемного обучения.
Возникновение проблемной ситуации.
Осознание сущности затруднения.
Нахождение способов решения.
Доказательство правильности выбора способа решения.
Проверка правильности решения проблем.
2. Технологии критического мышления .
Побуждение к работе с новой информацией.
Вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме.
Бесконфликтный обмен мнениями.
Получение информации по теме.
Классификация полученной информации по категориям знания.
3. Технологии дифференцированного обучения.
Дифференциация заданий по уровню различия познавательной деятельности.
Дифференциация заданий по уровню трудности учебного материала.
Дифференциация заданий по объему учебного материала.
Дифференциация заданий по степени самостоятельности учащихся.
Дифференциация заданий по характеру помощи обучающимся.
4. Игрового обучения.
Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.
Учебная деятельность подчиняется правилам игры.
Учебный материал используется в качестве ее средства.
В учебной деятельности вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактической игры в разряд игровых.
Успешное выполнение задания связывается с игровым результатом.
5. Здоровьесберегающей технологии.
Условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность методик обучения и воспитания).
Рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастом, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями).
Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
6. Технологии групповой деятельности.
Уровень актуального развития или способностей.
Разные способности и знания.
С разными функциями «лидер», «генератор идей».
По взаимному выбору.
На основе расчета: первый, второй, третий и т.д.
По желанию учащихся.
7. Технологии развивающего обучения.
Учитель создает проблемную ситуацию, использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрывать опыт учащихся.
Составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися.
Создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
Стимулирует учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
Использовать в ходе урока дидактический материал.
Оценивает не только конечный результат, но и процесс деятельности ученика

Диаграммы по разделу «Мы и наше здоровье».

Можно соотнести количество теории и практики при изучении данного раздела.
50% - теоретические знания
50% - практический навык работы с таблицами, плакатами, умение пользоваться средствами оказания первой медицинской помощи.




63% - изучение организма человека
25% -болезни и здоровый образ жизни
12% - наше питание
Каждый урок имеет валеологическую направленность.
В результате практической и исследовательской деятельности дети находят ответы на вопросы: из каких частей состоит тело человека, каково его внутреннее строение, что такое витамины, как надо правильно дышать, от чего мы можем заболеть и т.д. Вместе с тем у детей развиваются творческие способности, умения работать с дополнительной литературой, находить нужную информацию. Развиваются способности объективно оценивать свои знания, умения при различных видах работы (в парах, группах, оценивать самого себя). Развивается речь, мышление, умение применять полученные знания в новой жизненной ситуации; творческий интерес к предмету, значимости для своего здоровья.
Эти разделы в курсе изучения окружающего мира очень взаимосвязаны, и учащиеся, опираясь на материал ранее изученного раздела, учатся сравнивать, анализировать, обобщать и делать вывод.
В разделе «Мы и наше здоровье» могут быть представлены различные формы организации проведения уроков: уроки-презентации, уроки-игры, викторины. При этом широко используют наглядный, занимательный и игровой материал: загадки, кроссворды, схемы, таблицы, презентации, нестандартные задания. (см. приложение)
На всех уроках мотивируется развитие познавательной активности учащихся. Дети учатся анализировать, синтезировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать, экспериментировать. Учащиеся выдвигают разные гипотезы. Например:
- допустим, что сигаретный дым не опасен для здоровья
- предположим, что работа органов не связана с плохой осанкой
- возможно, организм сможет существовать без печени
- что, если человек перестанет стареть.
Ребята должны либо подтвердить, либо опровергнуть данные гипотезы, применяя теоретические знания, проводя исследования, используя естественнонаучные методы познания.
На уроках используется преобразующая деятельность. Учащиеся рассматривают отношения «Человек – здоровье - общество», выявляют противоречия. При изучении данного раздела рассматривается роль здорового человека, его разрушительная и созидательная деятельность в отношении собственного здоровья.
На уроках применяется общеучебная деятельность: способы поиска информации, работа с литературой, подготовка сообщений, докладов. При изучении тем « Здоровый образ жизни», « Наше питание» дети готовят сообщения,рисунки; занимаются творческой, исследовательской и продуктивной деятельностью (лепят, рисуют), а также самоорганизующей деятельностью (самопроверкой, самооценкой).
Раздел «Мы и наше здоровье» имеет межпредметные связи с математикой, русским языком, литературным чтением, изобразительным искусством и технологией, иностранным языком, информатикой. А также подготавливает учащихся к восприятию таких дисциплин, биология, экология, химия и другие.

2.5. Система знаний и система деятельности.
Предметные знания.
Формирование и усвоение знаний:
Компоненты учебной деятельности.
1. Мотивы учения (мотивация):
- учебно-познавательные (интерес к знаниям, любознательность);
- непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность).
2. Учебная задача (система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действий).
3. Учебные операции (входят в состав способа действий).
4. Контроль (первоначально работу контролирует учитель, но постепенно начинают контролировать ее сами дети, развивается внимание).
5. Содержательная оценка (критерии оценки, которые должны быть усвоены детьми).
Система деятельности.
1. Познавательная деятельность:
- сравнение выделенных слов, их сходство и различие
- выделение существенных признаков
- классификация
-анализ
- синтез
- обобщение.
2. Преобразующая деятельность:
- постановка задач
- методы решения этих задач
- способы действия
3. Общеучебная деятельность:
- саморазвитие
- способы поиска новой информации
- способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
4. Самоорганизующая деятельность:
- целеполагание как самостоятельная постановка учебной задачи
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата
- прогнозирование - оценка планируемого результата и уровня усвоения содержания
- самооценка и самоконтроль.




Описание результативности видов деятельности учащихся и учителя.
Изучение раздела «Мы и наше здоровье» должно быть построено с учетом уровня развития учащихся. Темы данного раздела способствуют развитию речи детей и познавательных процессов (сенсорного развития, развития мышления, внимания, памяти, воображения), а также творческих способностей.
Необходимо рассмотреть и сравнить диагностики уровня развития и обученности детей за второй и третий годы обучения учащихся одного класса. Во втором классе учащиеся в основном имели неустойчивую мотивацию. Характер учебных действий был репродуктивный, редко переходящий в творческий. Дети не всегда четко умели принять, удержать, а тем более самостоятельно ставить учебную задачу.
В 3 классе учащиеся по результатам диагностики имеют познавательную (постоянную) мотивацию к учению. Учебные действия стали носить активный творческий характер. Самооценка в основном адекватная. Дети имеют хороший уровень внимания, саморегуляции, умеют вовремя направить свои силы на решение новой задачи.
Диагностическая деятельность связана с изучением учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности (от греч. diagnosis - распознавание, определение). Нельзя осуществлять учебно-воспитательную работу, не зная особенностей физического и психического развития каждого школьника, уровня его умственной и нравственной воспитанности, условий семейной жизни и воспитания и т.д. Чтобы воспитывать человека во всех отношениях, нужно прежде всего знать его во всех отношениях, отмечал К.Д. Ушинский в предисловии к своей книге "Человек как предмет воспитания". Для этого учителю необходимо быть наблюдательным, владеть методами изучения и определения (диагностики) уровня воспитанности учащихся, знать круг их интересов, склонностей, характер их деятельности вне школы и т.д.


Диагностика уровня развития и обученности детей ( описание методик и результатов)
Уровень развития внимания.
Методика Пьерона-Рузера
Источник: « Практическая психология или как научиться понимать себя и других»,-М: АСТ – ПРЕСС, 1999

Уровень
2 класс
3 класс

ВСР (выше среднего)
19%
30%

СР ( средний)
65%
61%

НСР ( ниже среднего)
16%
9%


Уровень развития зрительной памяти
Методика "Запомни рисунки"
Источник: « Практическая психология или как научиться понимать себя и других»,-М: АСТ – ПРЕСС, 1999
Уровень
2 класс
3 класс

ВСР (выше среднего)
27%
38%

СР ( средний)
55%
48%

НСР ( ниже среднего)
18%
14%


Уровень развития мышления
Методика Э.Ф. Замбацявичене
Источник: « Практическая психология или как научиться понимать себя и других»,-М: АСТ – ПРЕСС, 19
Уровень
2 класс
3 класс

ВСР (выше среднего)
26%
33%

СР ( средний)
60%
58%

НСР ( ниже среднего)
14%
9%




Уровень развития мотивации
Методика по изучению мотивации Кондаш
Источник: «Настольная книга практического психолога. Рогов Е.И.»,-М: Владос, 2004
Уровень
2 класс
3 класс

1 (высокий)
10%
14%

2 (близкий к высокому)
24%
33%

3 (средний)
54%
44%

4(пониженный)
11%
9%

5 (низкий)
-
-


2.6. Планирование изучения раздела:
Мы и наше здоровье
№ п/п
Тема урока
Цель урока
Коли-чество часов

1.
Организм человека
Познакомить учащихся с общим строением организма человека, учить прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать.


1ч.

2.
Органы чувств
Ознакомить с органами чувств и их значением для человека, учить беречь органы чувств.

1ч.

3.
Надёжная защита организма
Ознакомить с понятием» кожа» и её функциями

1ч.

4.
Опора тела и движение
Ознакомить со строением тела человека, укреплять гигиенические навыки


1ч.

5.
Наше питание
Ознакомить с необходимыми организму питательными веществами, выучить правила правильного питания

1ч.

6.
Дыхание и кровообращение
Рассказать об органах дыхания и выделения, научить заботиться о своём здоровье

1ч.

7.
Умей предупреждать болезни
Ознакомить с правилами закаливания организма, сохранения и укрепления здоровья

1ч.

8.
Здоровый образ жизни
Продолжить работу над правилами сохранения и укрепления здоровья, дать представление о вредных привычках

1ч.








2.7.Разработка урока по окружающему миру.
Тема урока: Организм человека
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цель: Знакомство учащихся с общим строением организма человека.
Задачи:
Обучающие: познакомить учащихся с общим строением организма человека, органами чувств, функциями кожи и ее значением для организма человека, с опорно- двигательной, пищеварительной системой организма, органами кровообращения, дыхания, выделения; с системой закаливания организма.
Развивающие: развивать познавательную активность учащихся, речь, память, мышление, внимание. Развивать интерес к познанию собственного организма.
Воспитательные: воспитывать в детях стремление вести здоровый образ жизни.
Оборудование: мультимедийная установка, компьютерная презентация (см. Приложение1 )., таблица «Организм человека», раздаточный материал (см. Приложение2 )
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности.
Самонастрой «Сотвори солнце в себе».
– В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем – всем. Теперь откройте глаза, улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте всем что-нибудь хорошее.
II. Актуализация знаний.
Продолжите мысль:
Биология – это наука о
Психология – это наука о
Анатомия – это наука о
Физиология – это наука о
– Названия всех ли этих наук вам знакомы?
– Что вызвало затруднение?
– Как вы считаете, что могут изучать эти области науки? Проверьте свои догадки.
Биология – это наука о живых организмах.
Психология – это наука о душе.
Анатомия – это наука о строении тела человека.
Физиология – это наука о работе органов человека.
Игра «Я назову, а ты – покажи».
Учитель называет органы внешнего строения человека (нос, глаза, уши, рот, руки и т.д.), а дети их показывают. Затем называет один из внутренних органов, например, сердце.
– Почему вы не смогли показать этот орган? (Это внутренний орган, он находится внутри человеческого организма, скрыт плотным и непрозрачным покрытием – кожей).
– Какие ещё внутренние органы вам известны?
– Попробуйте найти их на модели человека. (Проверка по образцу).
III. Постановка учебной задачи.
– Почему не смогли предыдущее задание выполнить полностью? (Названия не всех внутренних органов знаем).
– Как вы думаете, как строится работа внутренних органов: имеет ли каждый из них своё назначение или они работают совместно, взаимосвязано? (Ответы детей).
– Сформулируйте цель урока.
Расширять знания о строении человеческого организма. Узнать, как строится работа внутренних органов.
– Каким образом мы можем получить информацию? (Из учебника, из дополнительной литературы, общаясь друг с другом).
IV. Открытие детьми нового знания.
– Каким образом строится работа всех внутренних органов, вы узнаете, прочитав второй абзац на стр. 128 учебника. (Все органы действуют в организме согласованно, слаженно).
Работа в группах. Учитель предлагает 5 карточек с названием систем внутренних органов ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), представители групп выбирают себе по одной карточке.
Нервная система
Опорно-двигательная система
Дыхательная система
Кровеносная система
Пищеварительная система
Каждая группа получает информационный материал по своей теме. Задача каждой группы: выяснить, какие органы участвуют в работе данной системы, составить схему работы этой системы внутренних органов, изучить значение данной системы в жизнедеятельности человеческого организма.
V. Первичное закрепление.
Презентации работы групп. Фронтальное обсуждение.

Физкультминутка
Включить магнитофон. Дети кладут голову на руки.
Реснички опускаются, глазки закрываются, Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засылаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Шея не напряжена и расслаблена. Губы чуть приоткрываются.
Все чудесно расслабляется ... Дышится легко, ровно, глубоко.
Хорошо нам отдыхать, но уже пора вставать. Потянулись, улыбнулись.
VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Заполнение таблицы
Название системы
Из каких органов состоит
Какую работу выполняет

Нервная
 
 

Опорно-двигательная
 
 

Пищеварительная
 
 

Кровеносная
 
 

Дыхательная
 
 

VII. Рефлексия деятельности.
– В начале урока вы не смогли выполнить задание по определению внутренних органов на модели человека. Попробуйте теперь выполнить это задание.
–Всё ли вам удалось теперь? (Задание выполнили более полно, но некоторые органы так и не смогли назвать).
– Какую задачу ставили сегодня на уроке?
– Удалось ли её решить?
– Как вы думаете, для чего вам могут пригодиться знания, полученные на уроке?
– Что ещё вы хотели бы узнать о строении и работе человеческого организма?
– Что особенно понравилось на уроке? Что вызвало затруднение?
– Поблагодарим друг друга аплодисментами.
VIII. Домашнее задание:
(по выбору):
Выучить страницы учебника.
Подготовить сообщения на темы: «Как появилась наука анатомия».«И.П. Павлов – русский физиолог».
Придумать научную сказку по теме «Организм человека».

































3.Заключение
Современные социокультурные, экологические и экономические потребности человечества выдвигают естественные науки на одно из главных мест среди других наук..Высокий уровень развития естественных наук оказывает серьезное влияние на социум в целом, на его культуру и гуманизацию человеческих отношений. Отсюда следует необходимость широкого распространения естественнонаучных знаний как среди всего населения, так и на разных возрастных этапах. Эту ответственную миссию призваны выполнять педагогические науки, к числу которых относится и методика преподавания естествознания. Она изучает процессы ознакомления младших школьников с природой, развитие личности детей средствами учебного предмета естествознания, решая при этом ряд следующих конкретных задач.
 Зачем младшим школьникам изучать природу? Отвечая на этот вопрос, методика естествознания исследует, определяет цели обучения в соответствии с социальным заказом общества, с учетом содержания передаваемой информации и возрастных психофизиологических особенностей учащихся
 Чему учить младших школьников в курсе естествознания? экология, биология, география, физика, химия, минералогия, астрономия , медицина и др.Однако содержание школьного предмета не может быть тождественным науке. Поэтому методика естествознания трансформирует научные знания в школьный учебный предмет, который отличается от науки и по объему содержания. В него включается краткая и только достоверная, научно доказанная, информация.Трансформация научного знания идет также с учетом данных педагогики, психологии и физиологии о возрастных особенностях у
 Как учить, развивать и воспитывать детей средствами естествознания? Результатом, продуктом исследования являются методы, приемы, средства и формы организации деятельности учителя и учащихся с учетом специфических особенностей содержания естествознания в начальной школе. Важнейшая особенность естествознания то, что объект его изучения окружающая природа. Эта особенность требует применения соответствующих методов (преимущественно практических), форм организации учебной деятельности (экскурсии, практические, самостоятельные и внеурочные работы) и средств обучения (специфические учебники, учебные и наглядные пособия)
Изучение раздела «Мы и наше здоровье» имеет огромное значение в курсе программы по окружающему миру, так как даёт прочные практические и теоретические знания, способствует хорошей результативности деятельности учащихся и учителя; развитию абстрактного, логического и аналитического мышления. Учащиеся приобретают умения в учебно-познавательной, исследовательской и практической деятельности.
Ребята учатся сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы, приобретают коммуникативные и информационные умения, способность к контролю и самоконтролю, к творческому решению учебных и практических задач.
Планируя свою работу, нужно стараться подбирать такие задания, которые предусматривают постепенное овладение такими приёмами мыслительной деятельности, как аналогия по одному или нескольким признакам, анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация. Постепенно учащиеся не только овладеют приёмами учебной работы, но и полностью осознают цель и особенности их использования.
В дальнейшем они применяют их самостоятельно для открытия новых знаний, что является основным показателем продвижения личности в умственном развитии. Учащиеся будут свободно оперировать имеющимися знаниями, проявлять находчивость, сообразительность в мышлении. Чем активнее и самостоятельнее добывают учащиеся знания, тем осмысленнее и прочнее будут эти знания, а главное, тем больше будут развиваться мыслительные способности детей, что конечно важно и в процессе обучения, и в последующей их деятельности.
На уроках окружающего мира происходит получение научных знаний об объективном мире вокруг. Интеллектуальное и духовное развитие - это сложный, многогранный процесс, и в нем немалую роль играют уроки окружающего мира. Уроки окружающего мира не только развивают уровень познания, но и формируют психический мир личности, они также помогают включить субъективные эстетические ценности в формирующиеся общественно-значимые ценности, а это - основная задача личностно-ориентированного обучения.
Изучение раздела «Мы и наше здоровье» очень актуально, так как способствует обогащению нравственного и эстетического опыта учащихся, развивает интерес к познанию собственного организма, воспитывает бережное отношение к своему здоровью, стремление вести здоровый образ жизни.





4.Литература.
Мир вокруг нас. Учеб. для 3кл. нач. шк. в 2ч. Ч.1 /А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 224с.
Зеленый дом: Темат. Планирование по программе «Зеленый дом» для нач. шк.: Кн. для учителя / А.А. Плешаков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 79с.
Князева Т.Н. Я учусь учиться. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников. – М.: АРКТИ, 2004. – 216с.
Книга для чтения по охране природы: для нач. шк. / А.Н. Захлебный. – М.: Просвещение, 2003. – 175с.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.: Просвещение, 2000г.
Рянжин С.В. Экологический букварь для детей и взрослых. – Санкт – Петербург: Печатный Двор, 2003. – 108с.
Тесты по предмету «Окружающий мир»: 3 класс: к учебному комплекту А.А. Плешакова «Мир вокруг нас. 3 класс» / Е.М. Тихомирова. – 2-е изд., перераб. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 207с.
Управление начальной школой //Педагогический журнал, №10, октябрь/2008// Под.ред. Т.И. Анишина – М.: ЗАО «МЦФЭР», 2008 - 80с.
Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под. ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева. – М.: Новая школа, 1995. – 464с.
Цингер Я.А. «Занимательная зоология». – М.: Просвещение, 1999г.
Абрамова Г.С.. Возрастная психология. - «Академический Проект», 2005.
12. Ресурсы Интернет [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://kilat.ru/index.htm" target="_blank">Методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные ниже. Им дается инструкция примерно следующего содержания:
«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».
Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.
Оценка результатов
10 баллов  ребенок узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 сек.
8-9 баллов  ребенок узнал на картинке 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.
6-7 баллов  ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.
4-5 баллов  ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.
2-3 балла  ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.
0-1 балл  ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 сек и более.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Выводы об уровне развития
10 баллов очень высокий.
8-9 баллов высокий.
4-7 баллов средний.
2-3 балла низкий.
балл очень низкий.







3.Методика
«Исследование словесно-логического мышления
младших школьников»
(Э.Ф. Замбацявичене)
Цель: выявление уровня  развития  словесно - логического мышления.
Оцениваемое УУД: логические  универсальные   учебные   действия .
Форма проведения: письменный опрос.
Возраст: младшие школьники
1-й субтест направлен на выявление осведомленности. Задача испытуемого закончить предложение одним из приведенных слов, осуществляя логический выбор на ос нове индуктивного мышления и осведомленности. В пол ном варианте 10 заданий, в кратком 5.
Задания 1-го субтеста
«Закончи предложение. Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы? »
1. У сапога всегда есть ... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы) (80% первоклассников с нормальным развитием дают пра вильный ответ на этот вопрос).
Если ответ правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок?» После правильного объяснения решение оценивается в 1 балл, при неправильном объяснении 0,5 балла. Если ответ ошибочный, ребенку предлагается подумать и дать правильный ответ. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ не правильный, выясняется понимание слова «всегда». При решении последующих проб 1-го субтеста уточняющие во просы не задаются.
В теплых краях живет... (медведь, олень, волк, верблюд, пинг вин) (86%).
В году ... (24 месяца, 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес.) (96%).
Месяц зимы ...(сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март) (93%).
В нашей стране не живет... (соловей, аист, синица, страус, скво рец) (85%).
Отец старше своего сына... (редко, всегда, часто, никогда, иног да) (85%).
Время суток... (год, месяц, неделя, день, понедельник) (69%).
У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень) (94%).
Время года ... (август, осень, суббота, утро, каникулы) (75%).
10. Пассажирский транспорт... (комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз) (100%).
2-й субтест. Классификация, способность к обобщению
«Одно слово из пяти лишнее, его следует исключить. Какое слово надо исключить?» При правильном объясне нии ставится 1 балл, при ошибочном 0,5 балла. Если ответ ошибочный, предлагают ребенку подумать и отве тить еще раз. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7-й, 8-й, 9-й, 10-й проб уточняющие вопросы не задаются.
Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка (95% первоклассни ков с нормальным развитием дают правильный ответ).
Река, озеро, море, мост, пруд (100%).
Кукла, прыгалка, песок, мяч, юла (99%).
Стол, ковер, кресло, кровать, табурет (90%).
Тополь, береза, орешник, липа, осина (85%).
Курица, петух, орел, гусь, индюк (93%).
Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат (90%).
Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля (91%).
Число, деление, сложение, вычитание, умножение (90%).
10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный (87%).
3-й субтест. Умозаключение по аналогии
«Подбери из пяти слов, написанных под чертой, одно слово, которое подходило бы к слову «гвоздика» так же, как слово «овощ» к слову «огурец». За правильный ответ 1 балл, за ответ после второй попытки 0,5 балла. Уточняющие вопросы не задаются.
Огурец - Овощ
Гвоздика - ? (Сорняк, роса, садик, цветок, земля) (87%)
Огород - Морковь
Сад - ? (Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка) (87%)
Учитель - Ученик
Врач - ? (Очки, больница, палата, больной, лекарство) (67%)
Цветок - Ваза
Птица - ? (Клюв, чайка, гнездо, перья, хвост) (66%)
Перчатка - Рука
Сапог- ? (Чулки, подошва, кожа, нога, щетка) (80%)
Темный - Светлый
Мокрый - ? (Солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный) (55%)
Часы - Время
Градусник - ? (Стекло, больной, кровать, температура, врач) (95%)
Машина - Мотор
Лодка- ? (Река, маяк, парус, волна, берег) (89%)
Стол - Скатерть
Пол - ? (Мебель, ковер, пыль, доски, гвозди) (85%)
10. Стул - Деревянный
Игла - ? (Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная) (65%)
4-й субтест. Обобщение
«Найди подходящее для этих двух слов обобщающее понятие. Как это можно назвать вместе, одним словом?» При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оцен ки аналогичны предыдущим субтестам. Уточняющих воп росов не задают.
Окунь, карась... (99% первоклассников дают правильный ответ)
Метла, лопата... (43%)
Лето, зима... (84%)
Огурец, помидор ... (97%)
Сирень, орешник ... (74%)
Шкаф, диван ... (96%)
Июнь, июль ... (95%)
День, ночь... (45%)
Слон, муравей ... (85%)
Дерево, цветок ... (73%)
Обработка результатов
Максимальное количество баллов, которые можно на брать за решение всех четырех субтестов, 40 (100% оценки успешности).
Оценка успешности определяется по формуле:
ОУ = X х 100% : 40,
где X  сумма баллов по всем тестам.
Высокий уровень успешности 4-й уровень равен 32 баллам и более (80-100% ОУ).
Нормальный 3-й уровень 31,526 баллов (79 65%).
Ниже среднего 2-й уровень 25,520,0 баллов (64,9-50%).
Низкий 1-й уровень 19,5 и ниже (49,9% и ниже).
Среди нормально развивающихся первоклассников не встречаются дети с 1-м и 2-м уровнями успешности. Для ребенка 7-8 лет низкая успешность 1-го и 2-го уровня обусловлена наличием отклонений в умственном развитии, недоразвитием речи, а также социально-бытовой запущен ностью.
Краткий вариант методики (по 5 проб в каждом субте сте) для первоклассников анализируется следующим обра зом: наивысший 4-й уровень успешности 2520 бал лов; нормальный уровень 19,5-17,5 балла; ниже сред него (2-й уровень) 17,515 баллов; низкий (1-й уро вень) 12 баллов и ниже.


4.Методика «Шкала тревожности» (Кондаш)
Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.
Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволяет при необходимости проводить её в группе.
Инструкция. Перечислены ситуации, с которыми Вы часто встречались в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх.
Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 0, 1, 2, 3, 4.
Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру – 0.
Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру – 1.
Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать её, обведите цифру – 2.
Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру – 3.
Если ситуация для Вас крайне неприятна, если вы не можете перенести её и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру –4.
Ваша задача - представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, которая указывает в какой степени эта ситуация может вызывать у Вас опасение, беспокойство, тревогу страх.
Отвечать у доски 01234
Пойти в дом к незнакомым людям 01234
Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах 01234
Разговаривать с директором школы 01234
Думать о своем будущем 01234
Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить 01234
Тебя критикуют, в чем-то упрекают 01234
На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) 01234
Пишешь контрольную работу 01234
После контрольной учитель называет отметки 01234
На тебя не обращают внимания 01234
У тебя что-то не получается 01234
Ждешь родителей с родительского собрания 01234
Тебе грозит неудача, провал 01234
Слышишь за своей спиной смех 01234
Сдаешь экзамены в школе 01234
На тебя сердятся (непонятно почему) 01234
Выступать перед большой аудиторией 01234
Предстоит важное, решающее дело 01234
Не понимаешь объяснений учителя 01234
С тобой не согласны, противоречат тебе 01234
Сравниваешь себя с другими 01234
Проверяются твои способности 01234
На тебя смотрят как на маленького 01234
На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 01234
Замолчали, когда ты подошел (подошла) 01234
Оценивается твоя работа 01234
Думаешь о своих делах 01234
Тебе надо принять для себя решение 01234
Не можешь справиться с домашним заданием 01234
Методика включает ситуации трех типов:
ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
ситуации, актуализирующие представление о себе;
ситуации общения.
Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помои то данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в таблице.
Вид тревожности
Номер пункта шкалы

Школьная Самооценочная Межличностная
1  3 2
4 5 7
6 12 8
9 14 11
10 19 15
13 22 17
16 23 18
20 27 21
25 28 24
30 29 26

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале – общего уровня тревожности.
В таблице представлены стандартные данные, позволяющие сравнить показатели уровня тревожности в различных половозрастных группах. Стандартизация проводилась в городских школах, поэтому представленные характеристики неприменимы только для сельских школьников.





































13 PAGE \* MERGEFORMAT 142715




13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415












  14 "$&(B
·
·
·
·т