Проект по правовому воспитанию школьников Гражданином быть обязан…


автор: Соколова Валентина Валерьевна
должность: социальный педагог
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная
школа №4 г. Болотного
Болотнинского района Новосибирской области
ПРОЕКТ по правовому воспитанию детей и молодежи
«Гражданином быть обязан..»
Аннотация
В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования в российских школах является модернизация и развитие правового образования. Данный проект направлен на формирование и совершенствования знаний в области правового воспитания школьников.
Материалы, представленные в проекте, предназначены для обеспечения детей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности, развития правового самосознание, формирования навыков социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека; развития у школьников навыков общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
Данные материалы могут быть полезны и использованы педагогами начальной, средней и старшей ступени школьного образования в сфере гражданско-правового воспитания.
Актуальность проблемы. Правовое воспитание школьников является одной из приоритетных задач современной системы школьного образования, содержание которого в передаче правовых знаний ученикам.
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения несовершеннолетних – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Формирование правовой культуры необходимо на всех ступенях школьного образования: начиная с начального общего образования, так как именно в начальной школе формируются основные базовые понятия. Также актуально правовое воспитание для обучающихся основного общего и среднего общего уровней образования. Подростковый период – наиболее благодатное время для формирования правовой культуры – именно в этом возрасте школьники могут осознанно воспринимать информацию о правах, свободах и законах.
Правовое воспитание школьников, мероприятия по реализации которого должны проводиться регулярно, требует использования методов личного примера, принуждения, поощрения, анализа правовых норм.
Проект предусматривает обеспечение информационно – правовыми знаниями детей, формирование у них представления о своих правах и обязанностях.
Цель реализации проекта:
- формирование правовой культуры обучающихся, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности.
Задачи:
- расширение кругозор учащихся по вопросам правовой культуры;
- формирование у детей навыков социальной ответственности и правовой компетентности гражданина, уважительного отношения к Закону, правоохранительным органам;
-обеспечение доступа всех участников образовательного процесса к правовой информации.
Целевой аудиторией воспитательного воздействия являются обучающиеся общеобразовательного учреждения МБОУ СОШ №4 г. Болотное.
Сроки реализации проекта: 1 месяц.
Механизм реализации проекта:
1. Подготовительный этап (первая неделя)
- ознакомление учителей с планом мероприятий;
- распределение тематики мероприятий по ступеням образования;
- разработка сценариев, бесед, подбор материала для тематических выставок.
2. Основной этап (вторая, третья неделя)
- реализация мероприятий по ступеням обучения (проведение бесед, тематических выставок, подготовка и оформление информационного стенда, проведение конкурса сочинений)
- проведение работы с родителями (подготовка и раздача буклетов, проведение бесед)
3. Заключительный этап (четвертая неделя)
- обработка и интерпретация полученной в ходе реализации проекта информации;
- соотношение результатов реализации проекта с поставленными целями и задачами.
В результате реализации проекта произойдет:
- формирование правового самосознания учащихся, родителей
- формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил; законов, учебную деятельность;
- повышение уровня правовой культуры школьников.
Способ оценки эффективности реализации проекта:
- обеспечение 100% охвата несовершеннолетних мероприятиями правовой направленности;
- мониторинг частоты проявления антиобщественного и антиправового поведения среди несовершеннолетних обучающихся школы;
-проведения социологического опроса среди обучающихся о нужности и полезности данных видов деятельности.
Содержание проекта
С целью реализации проекта были разработаны и проведены следующие мероприятия
Начальная школа (1-4 классы)
№ Форма работы Наименование мероприятия Ответственные
1. Классные часы, беседы Классные часы «Ребенок имеет право», «Что такое хорошо? И что такое плохо?», «Могут ли быть права без обязанностей».
Беседа «Что можно и нельзя» Классные руководители
2. Игра-путешествие «В стране законов» 3. Конкурс рисунков «Я в стране «Право» 4. Конкурс стихов «Я – Гражданин своей страны!» 5 Игровое занятие «Сказочное путешествие по «Декларации прав человека»Среднее звено (5-9 классы)
№ Форма работы Наименование мероприятий Ответственные
1. Цикл бесед «Закон и право»
«Осторожно, криминальная опасность»
«Преступником стать очень легко»
«Право на выбор»
« Я – гражданин» Классные руководители. Учителя-предметники
2. Классные часы правовой направленности: «Ребенок и закон»
«Преступление и наказание» «Действие и бездействие»
«Закон и подросток»
«Закон о наркотиках»
«Мои права – мои обязанности» Классные руководители. Учителя-предметники
3. Информационная встреча с работниками отдела полиции г. Болотное«Поступками славятся Герои!»
«На страже закона» Классные руководители, соц.педагог4. Конкурс сочинений «Я – два полюса планеты» (Добро – зло) Учителя-предметники
5. Правовая игра «Юный детектив» Классные руководители, учителя-предметники, соц. служба
6. Дископрограмма«Правовая дискотека»7. Презентация книжной выставки «Моя правовая Страна!» Работники библиотеки
Старшее звено (10-11 класс)
№ Форма работы Наименование мероприятий Ответственные
1. Цикл лекций, бесед «Права человека – ваши права». «Дети – преступность – беда»
«Мое право»
«Алкоголизм и наркомания – путь к преступлению»
«Я в правовом Государстве» Учителя-предметники, классный руководитель, соц.служба2. Подготовка раздаточного материала на уроках информатики Буклет «Ты имеешь право!»Учителя-предметники, классный руководитель, соц.служба3. Час размышлений «Зло вырастает из добра?» (обсуждение проблемных статей из молодежной периодической печати) Соц.служба4. Презентация книжной выставки «Моя правовая Страна!» Работники библиотеки
5. Дископрограмма«Правовая дискотека»Классные руководители, учителя-предметники, соц. служба
6 Правовой конкурс «Мои права и ответственность…»С целью формирование правовой культуры родителей и ответственного родительства классным руководителям были предложены темы для бесед во время проведения родительских собраний (приложение 1).Социальной службой школы также были разработаны листовки-памятки для родителей (приложение 2)Также в рамках реализации проекта был оформлен информационный стенд «Каждый ребенок имеет право!» (приложение 3)Данный проект был реализован с 01.02 по 05.03. 2016 года.
Состав участников проекта:
1. Социальная служба: социальный педагог, педагоги –психологи
2. Учителя начальных классов – 10 человек
3. Учителя-предметники: информатика, история, обществознание, русский язык и литература - 2 человека
Общий преподавательский состав – 18 человек.
Состав школьников: начальное звено – 212 человек, среднее звено – 197 человек, старшее звено – 26 человек.
Все этапы проекта реализованы в полном объеме, учащиеся активно принимали участие в мероприятиях, старались проявить креативность, творчество, индивидуальность, активно высказывали свои точки зрения.
На заключительном этапе с целью оценки результатов реализации проекта социальной службой были разработаны и проведены опросники.
Полученные результаты:
В опросах участвовали: начальное звено – 200 человек, среднее звено – 182 человека, старшее звено 24 человека. Проанализировав ответы учащихся, получены следующие результаты:
«Приобретение новых знаний в области прав и обязанностей» - 92,3% учащихся
«Интересные и познавательные мероприятия» - 92%
«Понятность и доступная форма бесед, возможность выразить свою точку зрения» - 97%
«Возможность проявить себя творчески, пообщаться со сверстниками, расширить свой кругозор» - 89%
«Комфортность, моральная удовлетворенность деятельностью» - 94%.
Также продолжается работа по ведению мониторинга частоты проявления антиобщественного и антиправового поведения среди несовершеннолетних обучающихся школы, который показывает, что за время реализации проекта и по настоящее время наблюдается снижение частоты таких проявлений.
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: все запланированные мероприятия были реализованы в полном объеме, что позволило обеспечить доступ участников образовательного процесса к правовой информации, а также способствовало формирование осознанного законопослушного поведения, формированию у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения к закону, правоохранительным органам.
Задачи проекта реализованы, цель достигнута.