Конспект по чтению на тему С. Маршак Автобус номер двадцать шесть.


С.Я. Маршак «Автобус номер двадцать шесть»
Ход урока.
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок, начинаем наш урок.
Пусть книги друзьями заходят в дома.
                 Читайте всю жизнь. Набирайтесь ума.
-Как вы думаете, ребята, какую ценность представляют собой книги?
Выводы учащихся о ценности книг.
- Что мы должны узнать и чему должны научиться на уроках литературного чтения? (Ответы детей)
-Как вы думаете, почему так важно изучать литературу? (Благодаря литературе мы узнаём много нового, интересного, можем прочитать о том, чего никогда не видели своими глазами, а также мы совершенствуем свои умения читать правильно, выразительно)
-Молодцы, ребята.
А учебные книги представляют для людей какую – либо ценность?
-Чтобы книги долго хранились и люди долго могли пользоваться ими, как необходимо к ним относиться?
- Что значит беречь и бережно относиться? Какой смысл мы вкладываем в эти понятия?
-Желаю вам удачи и узнать много интересного на уроке.
2.Актуализация знаний. Постановка проблемы.
Игра «Доскажи словечко»
«Кто стучится в дверь ко мне,
С толстой сумкой на___(ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной___(фуражке,
Это он,
Это он,
Ленинградский___(почтальон) »Из какого произведения строки? («Почта»)
Сел он утром на (кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул (руки) -
Оказалось, это (брюки). («Рассеянный с улицы Бассеянной»)
Боже, боже,Что случилось?Отчего жеВсё кругомЗавертелось,ЗакружилосьИ помчалось… ( колесом) («Мойдодыр»)
Стала петь мышонку (утка) :- Га-га-га, усни, (малютка)
После дождика в саду
Червяка тебе (найду.) («Сказка о глупом мышонке»)
- Вот тебе под спинку
Мягкую (перинку) .Сверху на перинку
Чистую (простынку) .Вот тебе под ушки
Белые (подушки) .Одеяльце на пуху
И платочек (наверху). («Усатый полосатый»)
-Какое произведение было лишним? (Ответы детей. Потому что это произведение
К. И. Чуковского, а остальные С.Я. Маршака).
Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Ответы детей).
- Ребята, рассмотрите материал к сегодняшнему уроку на стр.19-21. Какое произведение включено в урок? Как вы думаете, над чем вы сегодня будете работать, чему учиться? Вспомните, что на стр.3 учебника перечислены цели изучения темы, они вам помогут определить задачи сегодняшнего урока.
- А теперь попробуйте сформулировать учебную задачу каждый лично для себя, в чём бы вам хотелось совершенствоваться?
3.Работа над стихотворением С.Я.Маршака
Аудиозапись стихотворения С. Я. Маршака
- Понравилось ли вам стихотворение?
– Кто автор этого произведения?
– Как называется это стихотворение?
А хотелось бы вам его прочитать ещё раз самим? Давайте попробуем это сделать.
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:
ав-то-бус – автобус
верб-люд – верблюд
гип-по-по-там – гиппопотам
дель-фин – дельфин
вполз-ти – вползти
на-воз-ный – навозный
про-вор-ча-ла – проворчала
за-спо-ри-ла – заспорила
по-ссо-рил-ся – поссорился
про-жуж-жал – прожужжал
Самостоятельное чтение стихотворения учащимися про себя.
4. Физкультминутка
Далее учащиеся читают стихотворение вслух цепочкой по одной строке.
- Как вы думаете, можно ли это стихотворение назвать юмористическим?
Обоснуйте свой ответ.
Какие интонации преобладают в стихотворении? (Осуждающие, немного ироничные, автор возмущается тем, как ведут себя животные в автобусе, и в то же время описывает эту ситуацию с некоторой иронией.) (пояснить детям. значение этого слова)
Ирония - это когда человек подшучивает над тобой или другим человеком, при этом не желая его (тебя) обидеть.
Ирония- (от греч. eironeia - притворство, отговорка) - первоначально манера говорить, при которой говорящий притворяется незнающим, несмотря на свое знание, или говорит нечто обратное тому, что он в действительности думает или считает (однако это должно быть понято интеллигентным слушателем). Сократовская ирония состояла в том, что мудрый 
Прочитайте первые две строфы. В чём. заключается ирония автора? (Автор описывает животных, которые не контролируют своё поведение в общественном месте, каждый из них думает только о том, как бы ему попасть в автобус, не заботясь о других, а ирония заключается в том, что зачастую движения и поступки героев нелепы, неуместны.)
Перечитайте третью и четвёртую строфы стихотворения. Почему реплики, которые произносят герои произведения, вызывают у вас смех? (Каждый слышит только себя, в репликах нет никакой логики можно сказать, что они абсурдны (пояснить детям. значение этого слова); такие жизненные ситуации может подметить только наблюдательный художник. )
Абсу́рд (от лат. absurdus, «нестройный, нелепый»; от лат. ad absurdum, «исходящий от глухого») —
нечто алогичное, нелепое, глупое, из ряда вон выходящее, противоречащее здравому смыслу.
В повседневном обиходе — бессмыслица, галиматья, бред, чушь.
- Найдите и прочитайте ту часть стихотворения, где абсурдность ситуации всё больше и больше накаляется с каждой строкой.
- Какой вывод в конце стихотворения делает автор? Прочитайте. Что он хотел сказать этими строками?
-Как нужно вести себя героям произведения, чтобы автобус поехал дальше?
-Как вы думаете, можно ли наблюдать похожую ситуацию в повседневной жизни? Где и когда это можно наблюдать?
-Кого С.Я. Маршак имел в виду, рассказывая историю о животных?
– Какой совет скрывается в последнем четверостишии?
– Обратите внимание на строки в этом стихотворении. Здесь скрывается секрет. Если вы выпишете первые буквы каждой строчки, то вы его отгадаете.
– Какой секрет вы открыли?
– Какие буквы алфавита не использовал автор?
– Есть ли среди пассажиров автобуса малоизвестные вам животные?
Учитель демонстрирует изображения животных и кратко рассказывает о них.
Игра «Назовите буквы».
Учитель на доске открывает рисунки со сказочными буквами.
– Какие буквы вы видите? Назовите!

Внимательные люди – художники – увидели и показали буквы вокруг нас.
– А какие буквы видите вы вокруг, рядом, дома, на улице?
Творческое задание в группах.
– Нарисуйте и вы сказочные буквы.
Подведение итогов урока, рефлексия и оценивание результатов.
Что сегодня вам особенно понравилось на уроке? Какую информацию запомнили на уроке? В чём каждый из вас был успешен?
Какую важную мысль вы вынесли сегодня из стихотворения С.Я.Маршака «Автобус номер двадцать шесть»
Оцените с помощью разноцветных фишек свою работу на уроке.
Прозвени – ка, дружок, Голосистый звонок. Перемену ждут ребята, Поиграть, попрыгать надо.