Методическая разработка урока по литературному чтению по теме: «С.Я.Маршак «Автобус номер двадцать шесть»


Методическая разработка урока по литературному чтению для учащихся 1 класса
Тема урока: «С.Я.Маршак «Автобус номер двадцать шесть»
Подготовила: Григоревская Г.Д. учитель начальных классов
МОУ «СОШ №1» города Валуйки Белгородской области Цель урока: создать условия для развития читательского интереса, речевых умений, творческих способностей, памяти и мышления.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Личностные: умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями и внимательно относиться к нравственному содержанию поступков.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: знание основ смыслового чтения художественного произведения.
Регулятивные: уметь выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения и сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.
Коммуникативные: умение формулировать ответы и задавать вопросы старшим, сопоставлять полученные ответы.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: алфавит; карточки-ребусы; карточки с загадками; фотографии и рисунки с изображением животных; кроссворд; энциклопедия о животных.
.
Ход занятия:
Организационный момент.
Тех, кто готов работу начать
Улыбки свои я прошу показать!
- Продолжите предложение: «Сегодня я пришёл на урок для того, чтобы….»
- А я сегодня пришла на урок для того, чтобы помочь вам открыть для себя новые знания и помочь закрепить ранее полученные знания.
Итак, за работу!
II. Этап мотивации учебной деятельности учащихся.
Постановка цели и задач занятия.
Игра «Доскажи словечко»
«Кто стучится в дверь ко мне,
С толстой сумкой на___(ремне,С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной___(фуражке,Это он,
Это он,
Ленинградский___(почтальон) »
Из какого произведения строки? («Почта»)
Сел он утром на (кровать,Стал рубашку надевать,
В рукава просунул (руки) -
Оказалось, это (брюки). («Рассеянный с улицы Бассеянной»)
Боже, боже,Что случилось?Отчего жеВсё кругомЗавертелось,ЗакружилосьИ помчалось… ( колесом) («Мойдодыр»)
Стала петь мышонку (утка) :- Га-га-га, усни, (малютка)
После дождика в саду
Червяка тебе (найду.) («Сказка о глупом мышонке»)
- Вот тебе под спинку
Мягкую (перинку).
Сверху на перинку
Чистую (простынку).
Вот тебе под ушки
Белые (подушки).
Одеяльце на пуху
И платочек (наверху). («Усатый полосатый»)
-Какое произведение было лишним? (Ответы детей. Потому что это произведение
К. И. Чуковского, а остальные С.Я. Маршака).Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Ответы детей).
- Ребята, рассмотрите материал к сегодняшнему уроку на стр.19-21. Какое произведение включено в урок? Как вы думаете, над чем вы сегодня будете работать, чему учиться? Вспомните, что на стр.3 учебника перечислены цели изучения темы, они вам помогут определить задачи сегодняшнего урока.
- А теперь попробуйте сформулировать учебную задачу каждый лично для себя, в чём бы вам хотелось совершенствоваться?
III. Этап актуализации знаний.
– Прочтите чистоговорку:
Ро-ро-ро – на полу стоит ведро.
Ор-ор-ор – подмели мы двор.
Арь-арь-арь – на стене висит фонарь.
– Прочтите слоги на одном выдохе:
на-ня-ла-ля
са-ся-за-зяба-бя-да-дяIV. Этап изучения нового материала.
1. Аудиозапись стихотворения С. Я. Маршака
«Автобус номер двадцать шесть».
– Кто автор этого произведения?
– Как называется это стихотворение?
– Рассмотрите иллюстрации к произведению.
– Предположите, о чём или о ком стихотворение.
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:
ав-то-бус – автобус
верб-люд – верблюд
гип-по-по-там – гиппопотам
дель-фин – дельфин
вполз-ти – вползти
на-воз-ный – навозный
про-вор-ча-ла – проворчала
за-спо-ри-ла – заспорила
по-ссо-рил-ся – поссорился
про-жуж-жал – прожужжал
– Прочтите самостоятельно стихотворение.
Далее учащиеся читают стихотворение вслух цепочкой по одной строке.
2. Беседа по вопросам.
– Что необычного в этом автобусе?
– О ком это стихотворение?
– Прочтите обращение автора к читателям.
– Какой совет скрывается в последнем четверостишии?
– Обратите внимание на строки в этом стихотворении. Здесь скрывается секрет. Если вы выпишете первые буквы каждой строчки, то вы его отгадаете.
– Какой секрет вы открыли?
– Какие буквы алфавита не использовал автор?
– Есть ли среди пассажиров автобуса малоизвестные вам животные?
Учитель демонстрирует изображения животных и кратко рассказывает о них.
V. Этап закрепления знаний.1. Игра «Назовите буквы».
Учитель на доске открывает рисунки со сказочными буквами.
– Какие буквы вы видите? Назовите!
Внимательные люди – художники – увидели и показали буквы вокруг нас.
– А какие буквы видите вы вокруг, рядом, дома, на улице?
Работа в группах.
– Нарисуйте и вы сказочные буквы.
VII. Этап подведения итогов. Рефлексия.
– Отгадайте загадки и прочтите ключевое слово в кроссворде.
Загадки:
1.От цветка к цветку порхает,2.Рыжая, с пушистым хвостом,
Утомится – отдыхает. (Бабочка.)Живет в лесу под кустом. (Лиса.)
3.Узнать его и просто и легко:4.У меня ходули – не страшит болото:
Высокого он роста и видит далеко.Лягушат найду ли – вот моя забота.
(Жираф.) (Цапля.)
5.Кто зимой холодной6.Вот иголки и булавки
Ходит злой, голодный? (Волк.)Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
7.Кто на себе свой домик носит?Молока они хотят. (Ёжик.)
(Улитка.)
Ключевое слово: алфавит.
– Что такое алфавит?
– С какими произведениями мы познакомились на уроке?
– Какой совет дает С. Маршак читателям?

Использованная литература:
Илларионова, Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки / Ю. Г. Илларионова. – М. Просвещение, 1985.
Климанова, Л. Ф. Литературное чтение / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина // Сборник рабочих программ «Школа России» / С. В. Анащенкова [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.
Клюхина, И. В. Поурочные разработки по литературному чтению / И. В. Клюхина. – М. : Вако, 2004.
Кузнецова, Н. И. Детские писатели : справочник для учителей и родителей / Н. И. Кузнецова, М. И. Мещерякова, И. Н. Арзамасцева. – М. : Баласс : С-Инфо, 1995.