Конспект урока по теме Общее строение скелета. Осевой скелет (8 класс)


8 класс
Тема: Общее строение скелета. Осевой скелет.
Цели: на основании знаний учащихся о строении скелета млекопитающих сформировать  сходство и отличие скелета человека и животного.
Задачи.
Обучающие — познакомиться с основными отделами скелета человека их строением и функциями, выявить особенности скелета человека связанные с прямохождением и трудовой деятельностью;
Развивающие – продолжить развитие общеучебных навыков работы с различными источниками информации, а также умений и навыков организации самостоятельной учебной деятельности. 
Воспитывающие – воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, о необходимости следить за своей осанкой.
Оборудование: таблица «Строение скелета», раздаточный материал, кроссворд «Скелет. Осевой скелет»
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос:
1.Как называется система органов, куда относится скелет?
2.Какую функцию выполняет скелет человека?
3.Какое количество костей в скелете человека?
4.Какие вы знаете типы костей? Ученик выходит к скелету человека и показывает типы костей. (Длинные кости, или трубчатые: кости конечностей. Также плоские кости: лопатки, кости черепа, грудная кость, тазовые кости. Губчатые длинные 6ребра, ключицы. Губчатые короткие: позвонки, кости предплюсны, кости запястья)
5.За счет чего кость растет в длину?
6.За счет чего кость растет в толщину?
7.Каков химический состав костей? Как можно выяснить свойства его компонентов?
8.Объясните, почему  искривления костей чаще бывают у детей, а переломы - у пожилых людей. (У детей в костях относительно велика доля органических веществ, поэтому кости  редко ломаются, но легко деформируются под влиянием неправильной позы или неравномерной нагрузки. У пожилых людей в костях увеличивается доля минеральных веществ, поэтому их кости более ломкие)
III. Знакомство с темой урока
Учащимся предлагается поставить двух кукол: тряпичную и пластмассовую. Это удаётся только с одной из кукол.
– Почему не удалось поставить тряпичную куклу? ( Она мягкая. У неё нет опоры.)
Вывод: каркас – скелет обеспечивает положение тела в пространстве.
– Есть ли опора у человека? Об этом наш разговор сегодня.
IV. Изучение нового материала
1. Общее строение скелета (рассказ учителя, вычерчивание схемы)
Скелет – совокупность костей, хрящей и укрепляющих связок.


2. Череп (работа с учебником, заполнение таблицы «Скелет человека»)
Историческая справка: Голова всегда считалась священной частью тела. Многие народы столь же почтительно относились и к черепу. Кельты вывешивали человеческие черепа перед входом в жилые помещения и святилища. Иногда, дабы защитить дом от воров, ими унизывали ограду — у жителей горных районов Бирмы, Таиланда, Лаоса, Китая целые аллеи были “украшены” такими костными останками. Конкистадоры Кортеса в XVI в. увидели в одном из ацтекских храмов более 136 тыс. черепов. Испанские завоеватели восприняли их как экспонаты, хотя и не совсем обычные, но для аборигенов сохраняемые черепа предков служили оберегами от бед и опасностей.
Каков же он, череп, с точки зрения современной анатомии? Специалисты разделяют его на мозговой, охраняющий головной мозг, и лицевой, образующий костную основу лица.
3. Позвоночник (рассказ учителя, работа с картинками)
– Позвоночник – основа скелета. Он появился у животных организмов около 500 млн. лет назад. Затем, всё, что изобретала природа, она прикрепляла к позвоночнику: хвостовые плавники рыб и китов; ноги-колонны динозавров, слонов; массивный череп бизона, бегемота. Позвоночник очень гибкий, как стальная пружина. Вспомните женщину-змею, которая выступает в цирке.
Учитель:
– Попробуйте совершить несколько движений. Легко ли вам удаётся наклониться?
Это происходит потому, что позвоночник состоит из отдельных позвонков (рассматривание позвонков картинках)
Вопросы к учащимся:
– Зачем у позвонков зубцы?
– Зачем внутри отверстие?
– Каково значение позвоночника?
Позвоночник образован позвонками. Типичный позвонок состоит из тела, от которого сзади отходит дуга. От дуги отходят отростки. Между задней поверхностью тела позвонка и дугой находится позвоночное отверстие.
Накладываясь друг на друга, позвоночные отверстия образуют позвоночный канал, в котором находится спинной мозг.
Вывод (учащиеся формулируют самостоятельно): позвоночник защищает спинной мозг и придаёт телу вертикальное положение.
Учитель: Позвоночник состоит из 7 шейных ,12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и
4-5 копчиковых позвонков.
– Интересно, что у жирафа, как и у человека, тоже 7 шейных позвонков.
Учитель: Прощупайте у себя шейные позвонки, согнув голову. Первый верхний позвонок называется атлантом. Так зовут древнегреческого героя, который держал на своих плечах небесный свод. Вот как о нём написано в мифе:
“Согнулся он под тяжестью неба, его мускулы вздулись, как горы, пот покрыл всё его тело от напряжения, но нечеловеческие силы и помощь богини Афины дали ему возможность держать небесный свод.” (Подвиги Геракла. В переложении Н. Куна. Двенадцатый подвиг)
– Подобно ему первый шейный позвонок – атлант держит голову человека. Этот позвонок весит 20-30 грамм, а вес черепа – 6 килограмм. Сосчитайте, во сколько раз вес черепа превышает вес атланта.(6000:20=300 раз)
4. Грудная клетка (рассматривание рёбер на картинках)
– Какой формы? (Дугообразные, плоские.)
– К чему крепятся? (К позвоночнику и грудине.)
– Каково значение рёбер? (Защищают сердце, лёгкие.)
Прощупывание рёбер и грудины у себя.
Вывод(учащиеся формулируют самостоятельно): кости рёбер защищают внутренние органы.
Части тела Отделы скелета Кости скелета Особенности скелета человека
Голова (скелет – череп) Мозговой от-
дел (черепная
коробка) Парные кости: теменные
и височные.
Непарные кости: лобная,
затылочная, решетчатая,
клиновидная. Мозговой отдел черепа развит больше, чем лицевой, и имеет объем 1500 см3.
Лицевой отдел
черепаПарные кости: верхняя
челюсть, скуловые, носовые, слезные, нёбные.
Непарные кости: нижняя
челюсть, сошник, подъязычная кость. Развитие подбородочного
выступа в связи с членораздельной речью.
Туловище
(скелет) Позвоночник 7 шейных позвонков,
12 грудных, 5 пояснич-
ных, 5 крестцовых,
4-5 копчиковых. S-образный изгиб позвоночника, увеличение тел позвонков, отсутствие хвоста.
Грудная
клетка12 грудных позвонков,
12 пар ребер, грудная кость. Сжата в переднезаднем направлении.
V. Закрепление
Работа в парах заполнение кроссворда;
VI. Подведение итогов, выставление оценок
Составление синквейнаскелетосевой добавочныйподдерживает защищает хранитобеспечивает опору в живых организмах
VII. Домашнее задание: