Статья на тему Развитие диалогической и монологической речи на уроках башкирского языка


Доклад.Иргалина Фарида Абдулхатовна
Учитель башкирского языка и литературы.
МОБУ СОШ №21 г.Белорецк.
Развитие диалогической и монологической речи на уроках башкирского языка и литературы.
Учитывая специфику преподавания башкирского языка в русскоязычной школе ,я выбрала тему «Развитие диалогической и монологической речи на уроках башкирского языка и литературы в начальных классах».
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, на ряду с другими предметами, используемыми на уроках ,-диалогическая и монологическая речь. В методической литературе эта проблема обычно рассматривается под названием „Обучение диалогической и монологической речи”.
Диалогическая и монологическая речь-это лишь одна из форм общения. Общение может быть парным, групповым, и массовым.
По сути дела на всех этапах усвоение материала идет обучение именно общению. Модели диалога могут быть даны на карточках (общих и индивидуальных) или на экране интерактивной доски.
Когда функциональные опоры применяются впервые, провожу следующую работу:
-прочесть диалог
-выяснить путем вопросов ,какую функцию выполняет каждая реплика.
- воспроизвести по моделям диалоги.
Такой комплекс упражнений достаточно провести несколько раз, чтобы ученики поняли суть того, чему необходимо научиться.
Изучение башкирского языка в русскоязычных школах ведется на основе коммуникативного метода обучения .Коммуникативный метод обучения ,предназначен в качестве средства обучения говорению.
Говорение- чрезвычайно многоаспектное и сложное явление. Понимание того ,как это происходит ,прежде всего ,необходимо учителю для успешного обучения .Чтобы научить детей башкирскому языку ставятся такие задачи как:
-развивать диалогическую и монологическую речь ;
-развивать интерес языку;
-научить общаться на башкирском языке в разных ситуациях.
В обучение диалогической и монологической речи использую такие коммуникативные приемы как:
-начать и закончить беседу;
-внимательно прослушать беседу собеседника и вступить с ним в контакт ;
-постановка правильного вопроса и полного ответа;
-уметь выражать радость и несогласие;
-выразить согласие ,или отказ;
-соблюдение в общение культуру ,не перебивать собеседника.
Диалогическая и монологическая речь в общение часто используется, а дети в обучении башкирскому языку должны понимать поставленный перед ним вопрос и отвечать на вопрос не одним словом, а предложением.
Значит, при этом у детей при аудирование развивается и монологическая речь.
В первых классах в обучении башкирскому языку диалогическая речь занимает большое значение. Учитель задает вопрос ,а ученик составляет из 2-3 слов предложения. Если ученик в начале повторяет за учителем, то со временем он отвечает своими словами. Такая работа помогает запомнить лексико- грамматический
минимум и освоить строение предложений .Во втором классе уже учащиеся могут диалоги выразительно читать по ролям, участвовать в сюжетно-ролевых играх, в небольших инсценировках .В этом году мы с ребятами второго класса выступили в городском конкурсе «Урал батыр»,где среди городских школ по инсценировке отрывка из эпоса , заняли -первое место.
В 3-4 классах словарный запас пополняется и им задания дается посложнее. При обучении диалогической речи в своей работе использую такие виды работ:
Каждый урок начинаю с диалога дежурного по классу.
-Кто сегодня дежурный?
-Какое сегодня число?
-Какой день недели?
-Какая сегодня погода?
Использую диалогическую речь в игровой форме. Игра «Интервью». Один ученик выходит к доске ,остальные учащиеся задают по теме вопросы, например:
-Как тебя зовут?
-Тебе сколько лет?
-В каком классе ты учишься? и. т .д.
Или учитель сам проверяет домашнее задание в форме диалога на тему «Семья».
-Добрый день дети.
-Добрый день.
-Как тебя зовут?
-Меня зовут- Лена.
-Как маму зовут?
-Маму зовут- Наташа. И.т.д.
Заданий на составление диалога очень множество.
-Прочти диалог и раздели по ролям.
-Дополни диалог и ответь на вопросы и т.п.
Чтобы учебный процесс был результативным использую опорные схемы, индивидуальные карточки.
Задача развития творческих способностей предполагает определение своего индивидуального типа запоминания воспринимаемой информации в мозгу .Например ,одни лучше всего запоминают при восприятие материала зрением,(зрительный тип),здесь на уроке использую наглядные материалы :плакаты, рисунки ,графические схемы, другие ,если это проговаривают (словесный тип),(аудирование,использую-скороговорки,чистоговорки,слова,словосочетания); третьи- полнее усваивают услышанное (слуховой тип);четвертые –хорошо запоминают буквенную информацию(буквенно-знаковый);и т.п.
На уроках стараюсь использовать видеодиски, электронные уроки , яркие наглядные материалы.
В развитие устной речи младшего школьника , особенно в первых классах стараюсь на уроках использовать фонетические упражнения ,скороговорки ,загадки, кроссворды ,детские песни , физминутки , игры ,диалоги.
В кабинете есть уголок творческих работ детей, где мы устраиваем выставку рисунков, фотовыставки, сочинений.
В течении учебного года в начальных классах по желанию детей по субботам проводим игры, конкурсы ,готовимся к разным олимпиадам ,мероприятиям, конкурсам.
В октябре месяце Дню республики провели конкурс рисунков "Цвети, моя республика!" ,среди 3-4 классов провели викторину "Мой родной Башкортостан" .Не остались без участия в школьном мероприятии посвященный Дню республики Башкортостан с участием 2-4 классов.
За 2015-2016 учебный год ,я на своих уроках добилась того, что дети многое узнали: читают стихи ,скороговорки ,некоторые дети пишут свои сказки, другие - свои стихи ,участвовали в разных всероссийских олимпиадах ,в городских конкурсах .Являются победителями, лауреатами.
Сделаны только первые шаги в этом плане ,обобщен небольшой опыт моей деятельности, работа по эксперименту продолжается .