«Развитие диалогической и монологической речи на уроках башкирского языка и литературы».


«Развитие диалогической и монологической речи на уроках башкирского языка и литературы».
Учитывая специфику преподавания башкирского языка в русскоязычной школе, я выбрала тему «Развитие диалогической и монологической речи на уроках башкирского языка и литературы в начальных классах».
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, на ряду с другими предметами, используемыми на уроках- диалогическая и монологическая речь. В методической литературе эта проблема обычно рассматривается под названием „Обучение диалогической и монологической речи”.
Диалогическая и монологическая речь-это лишь одна из форм общения. Общение может быть парным, групповым и массовым.
На всех этапах усвоения материала идет обучение именно общению. Модели диалога могут быть даны на карточках (общих и индивидуальных) или на экране интерактивной доски.
Когда функциональные опоры применяются впервые, провожу следующую работу:
-прочесть диалог
-выяснить путем вопросов какую функцию выполняет каждая реплика
- воспроизвести по моделям диалоги.
Такой комплекс упражнений достаточно провести несколько раз, чтобы ученики поняли суть того, чему необходимо научиться.
Изучение башкирского языка в русскоязычных школах ведется на основе коммуникативного метода обучения. Коммуникативный метод обучения предназначен в качестве средства обучения говорению.
Говорение - чрезвычайно многоаспектное и сложное явление. Чтобы научить детей башкирскому языку ставятся такие задачи:
-развивать диалогическую и монологическую речь ;
-развивать интерес к языку;
-научить общаться на башкирском языке в разных ситуациях.
В обучении диалогической и монологической речи использую такие коммуникативные приемы как:
-начать и закончить беседу;
-внимательно прослушать беседу собеседника и вступить с ним в контакт ;
-постановка правильного вопроса и получение полного ответа;
-уметь выражать радость и несогласие;
-выразить согласие или отказ;
-соблюдение в общении культуру, не перебивать собеседника.
Диалогическая и монологическая речь в общении часто используется и дети должны понимать поставленный перед ним вопрос и отвечать на вопрос не одним словом, а предложением.
Значит, при этом у детей при аудировании развивается и монологическая речь.
В первых классах в обучении башкирскому языку диалогическая речь занимает большое значение. Учитель задает вопрос, а ученик составляет из 2-3 слов предложения. Если ученик сначала повторяет за учителем, то со временем он отвечает своими словами. Такая работа помогает запомнить лексико- грамматический минимум и освоить строение предложений .
Во втором классе уже учащиеся могут выразительно читать по ролям диалоги, участвовать в сюжетно-ролевых играх, в небольших инсценировках.
В 3-4 классах словарный запас пополняется и задания даются посложнее. При обучении диалогической речи в своей работе использую такие виды работ:
Каждый урок начинаю с диалога дежурного по классу.
-Кто сегодня дежурный?
-Какое сегодня число?
-Какой день недели?
-Какая сегодня погода?
Использую диалогическую речь в игровой форме. Игра «Интервью». Один ученик выходит к доске, а остальные учащиеся задают по теме вопросы, например:
-Как тебя зовут?
-Тебе сколько лет?
-В каком классе ты учишься? и т .д.
Заданий на составление диалога очень множество.
-Прочти диалог и раздели по ролям.
-Дополни диалог и ответь на вопросы и т.д.
Чтобы учебный процесс был результативным, использую опорные схемы, индивидуальные карточки.
Задача развития творческих способностей предполагает определение индивидуального типа запоминания воспринимаемой информации. Например, одни лучше всего запоминают при восприятии материала зрением(зрительный тип), здесь на уроке использую наглядные материалы: плакаты, рисунки ,графические схемы, другие, если это проговаривают (словесный тип), (аудирование,использую-скороговорки,чистоговорки,слова,словосочетания); третьи- полнее усваивают услышанное (слуховой тип); четвертые –хорошо запоминают буквенную информацию (буквенно-знаковый) и т.п.
На уроках стараюсь использовать видеодиски, электронные уроки, яркие наглядные материалы.
Для развития устной речи младшего школьника, особенно в первых классах, стараюсь на уроках использовать фонетические упражнения: скороговорки, загадки, кроссворды, детские песни, игры, диалоги.
Учитель башкирского языка и литературы МБОУ «СОШ №19» г.Салавата РБ Баязитова Г.М.