Программа элективного курса Основы научно-исследовательской деятельности

МОУ «СОШ № 8 с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Когалым
 
 Рассмотрено на заседании
Методического совета
МОУ «Средняя школа № 8»
17 мая 2010 г., протокол № 3

 
 
 
 
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

элективного курса 


ОСНОВЫ УЧЕБНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ РЕФЕРАТА
ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ ДИСЦИПЛИНАМ




 
 
 
 
 









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс «Основы учебной исследовательской работы школьников при подготовке реферата по общественным дисциплинам» входит в цикл надпредметных элективных курсов предпрофильной подготовки учащихся и способствует организации проб выбора и участию в проектной, исследовательской деятельности по выбранному профилю.
Реферат – один из самых распространенных в школе и в вузе видов работ, при написании которого формируются основные умения работы с научными текстами, навыки конспектирования, редактирования и выступления перед публикой. К сожалению, часто рефератами называют неумело списанные с чужих статей тексты компилятивного характера, забывая, что у подобных работ есть другое название – плагиат. Качественно же выполненный реферат является хорошим фундаментом любой научно-исследовательской работы.
Содержание этого курса включает характеристику типов рефератов, работу с текстами научного стиля, обучение чтению таких текстов, их конспектированию и редактированию, а также работу с другими источниками социальной информации, включая Интернет. Программа предусматривает также получение навыков компьютерной обработки текстов рефератов, созданных в процессе работы, и подготовку презентаций, которые можно использовать в процессе защиты своих работ.
Элективный курс тесно связан с такими дисциплинами, как история, обществознание, право и экономика. Освоение данного курса создает необходимую базу для формирования ключевых компетенций для продолжения обучения в ВУЗе.
Курс рассчитан на учащихся 9 классов, стремящихся приобрести навыки исследовательской работы для дальнейшего их применения на уроках, выступлениях на конференциях и защите реферата во время итоговой аттестации.
Цель курса: приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Задачи:
формирование основных умений работы с научными текстами, навыков конспектирования и редактирования;
развитие интереса к исследованию;
создание условий, способствующих повышению уровня образованности учащихся;
знакомство с современными методами научно-исследовательской работы;
подготовка к участию в олимпиадах, конкурсах, конференциях, научно-практических семинарах, проводимых в рамках деятельности школы и города.
Структура курса
Курс разделен на несколько блоков: теоретический, практический, индивидуальные консультации.
В процессе работы школьники выполняют практические работы обществоведческого характера, составляют комментарии к ним, пишут рецензии. Итоговой работой является написание и защита реферата по выбранной теме. Тема может быть выбрана учеником самостоятельно, может быть предложена учителем, преподающим любой другой предмет. Ученик, усвоивший данный элективный курс, должен уметь применить навыки написания творческой работы по предметам обществоведческого цикла.
Реализация программы элективного курса способствует:
- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства.
В результате изучения данного курса ученик должен:
- знать и понимать:
особенности социально- гуманитарного познания;
тенденции развития общества как сложной динамической системы.
- уметь:
анализировать информацию о социальных объектах;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
извлекать из неадаптированных, оригинальных текстов знания по заданной теме;
систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию;
различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
формулировать собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
готовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для:
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в средствах массовой информации; осуществление самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права
ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах, определения личной и гражданской позиции.

Содержание курса «Основы учебной исследовательской работы
школьников при подготовке реферата» (17 часов)

Особенности научно-исследовательской работы в школе.
Особенности научно-исследовательской работы в школе: цель, задачи. Непосредственная направленность на решение практических задач. Виды и формы, специфика исследовательских работ по общественным дисциплинам. Соотнесенность процесса чтения и изучения литературы.

Виды творческих работ.
творческая работа, написанная на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой-либо проблемы.
Проблемно-реферативные – написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы (хорошая работа этого жанра, при наличии общепринятой структуры вполне может считаться исследовательской).
Экспериментальные творческие работы – созданные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Они носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
Исследовательские творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делаются анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является неопределенность результатов, которые могут дать исследования.
Основные требования к информационно-реферативным и проблемно-реферативным творческим работам.

Основные отличия информативно-реферативных и проблемно-реферативных творческих работ. Требования к тексту и стилю творческих работ. Требования к объему и оформлению творческих работ.

Работа с различными источниками информации.
Основные источники социальной информации. Аргументы, факты, мнения.
Критическое восприятие информации.

Научное чтение: формы, цели, результаты
Формы чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее). Способы фиксации информации. Составление планов, тезисов, выписок, конспектов. Интерпретация прочитанного.

Стандартные структуры и компоненты реферата.
Роль стандарта в организации научного текста. Структурно-логическая схема построения научно-исследовательской работы: введение, основная часть, заключение. Типичные трудности и ошибки при конструировании научных текстов.

Цитаты и способы цитирования в тексте школьных исследовательских работ.
Использование предложений с чужой речью в тексте реферата. Плагиат и цитирование. Предложения с прямой речью, предложения с косвенной речью, несобственно-прямая речь. Способы введения цитат. Преимущества частичного цитирования.

Основы редактирования.
Оценка редактором авторского стиля изложения и выбора языковых средств. Основные требования, предъявляемые к языку и стилю. Необходимость учета индивидуальной стилевой манеры автора. Типы ошибок и механизмы их возникновения. Классификация ошибок. Фактические ошибки. Логические ошибки. Стилистические алогизмы. Речевые ошибки. Виды нормативно-языковых ошибок. Виды нормативно-стилевых ошибок. Виды нормативно-эстетических ошибок. Фоника и благозвучие речи.
Научный доклад.
Составление доклада по тексту творческой работы. Стендовый доклад и устное выступление. Подготовка устного выступления. Темп речи. Громкость речи. Роль репетиции в подготовке устного выступления. Взаимодействие оратора и слушателей. Эффект живой реакции.
Компьютерный минимум.
Набор и сохранение текста в программе Microsoft Word Редактирование текста в программе Microsoft Word. Подготовка презентаций в программе POWER POINT
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п
Темы занятий

Лекции
Практические занятия

Индивид. конс.

1.
Особенности научно-исследовательской работы в школе.
(1 час)

Виды и формы исследований
1 час



2
Виды творческих работ.
(1 час)


Анализ ученических творческих работ, определение их вида и жанра.
1 час


3
Основные требования к информационно-реферативным и проблемно-реферативным творческим работам.
(3 часа)

Требования к тексту и стилю творческих работ. Требования к объему и оформлению творческих работ. 1 час
Составление инструкции для одноклассников «Каким должен быть реферат по»
1 час

Выбор темы итоговой творческой работы
1час


4
Работа с различными источниками информации.
(2 часа)

Основные источники социальной информации. Аргументы, факты, мнения.
Критическое восприятие информации.
1 час
Составление текстов в научном стиле на основе данных текстов.
1час



5
Научное чтение: формы, цели, результаты.
(1 час)


Составление планов, выписок, тезисов
1 час


6
Стандартные структуры и компоненты научного текста.
(2 часа)


Анализ и самоанализ школьных рефератов с точки зрения композиции реферата
1 час

Индивидуальные консультации по структуре рефератов учащихся
1 час

7
Цитаты и способы цитирования в тексте школьных исследовательских работ.
(1 час)

Упражнения по введению чужой речи в авторский текст.
1час



8
Основы редактирования
(2 часа)

Типы ошибок и механизмы их возникновения. Классификация ошибок.
1 час
Саморедактирование творческих работ



1 час


9
Научный доклад
(2 часа)
Требования к научному докладу
1 час
Репетиция докладов учащихся
1 час


10
Компьютерный минимум. Подготовка презентаций в программе POWER POINT
(2 часа)
0,5
Компьютерный минимум. Подготовка презентаций в программе POWER POINT 1,5 часа



ИТОГО: 17 часов
5,5
9,5
2

Методическое обеспечение:
Алексеев Н.Г., Леонтович А.В.Методические материалы. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности.
Белых С.Л. Управление исследовательской активностью ученика.
Проект «Исследователь»: организация исследовательской деятельности учащихся
Журнал «Исследователь»
Заголовок 215