Методическая разработка практического занятия по теме Кости туловища


ГОСУДАРСТВЕННО АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ «КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Методическая разработка практического занятия
По дисциплине «Анатомия и физиология человека»
Тема: Использование знаний о строении костей туловища для обследования пациента, постановки предварительного диагноза
Специальность: 31. 02.01 «Лечебное дело»
углубленной подготовки
2016

Рассмотрено на заседании ПЦМК
Протокол №__ «___» __2016г
Председатель ПЦМК ______
Автор - составитель: преподаватель анатомии и физиологии человека высшей категории Андреева Нина Михайловна.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к методической разработке дисциплины «Анатомия и физиология человека» по теме: «Использование знаний о строении костей туловища для обследования пациента, постановки предварительного диагноза». Методическое пособие разработано для преподавателя и студентов с целью формирования знаний и умений по теме: «Использование знаний о строении костей туловища для обследования пациента, постановки предварительного диагноза». В процессе практического занятия студенты закрепляют полученные знания и формируют умения использовать знания о строении костей туловища для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.
В ходе занятия используются элементы групповой работы, личностно-ориентированной технологии, здоровья сберегающей технологии.
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям ФГОС ΙΙΙ поколения, для использования на практическом занятии в рамках специальности 31.02.01 «Лечебное дело» углубленный уровень среднего профессионального образования.
В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен знать:
- анатомию и физиологию человека.
уметь:
- использовать знания о строении костей туловища для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
П.К. 1.2. Проводить диагностические исследования.
ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний
П.К. 2.3. Выполнять лечебные вмешательства
ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.
П.К. 3.6.Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в стационар.
П.К. 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию первой медицинской помощи на догоспитальном этапе.
ОПОР Соблюдение профессионального стандарта при проведении дифференциальной диагностики неотложных состояний.
Учебно-методический план занятия
Предмет: Анатомия и физиология человека
Тема: Использование знаний о строении костей туловища для обследования пациента, постановки предварительного диагноза
Тип занятия: практическоеЦели занятия:
1.Образовательная:
- Формирование знаний о строении и месторасположении костей туловища человека;
- Формирование умений использовать знания о строении костей туловища для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.
2. Развивающая:
- Развивать способности  использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
- Развивать навыки сотрудничества со сверстниками.
3. Воспитательная:
-Развивать готовность осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
-Воспитывать устойчивый интерес к своей будущей профессии.
Методы обучения: Информационно-развивающий, репродуктивный
Междисциплинарная интеграция:
179641560960Анатомия и физиология человека
00Анатомия и физиология человека
-30861060960ПМ. 01 Диагностическая деятельность
00ПМ. 01 Диагностическая деятельность

4387215288925Биология
00Биология

39300151936750015106653492500

-308610126365ПМ. 02 Лечебная деятельность
00ПМ. 02 Лечебная деятельность


1567815825500
412051512001500138684028130500
-289560149225ПМ. 03 Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе
00ПМ. 03 Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе

4063365106680ПМ. 05 Медико-социальная деятельность
00ПМ. 05 Медико-социальная деятельность

26917653619500
173926513970ПМ. 04 Профилактическая деятельность
00ПМ. 04 Профилактическая деятельность

Внутридисциплинарная интеграция
147256546990Использование знаний о строении костей туловища для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.
00Использование знаний о строении костей туловища для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.

45396153175Анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы человека
00Анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы человека
-6134100Анатомия и физиология как науки. Понятие об органе и системах органов
00Анатомия и физиология как науки. Понятие об органе и системах органов


41490905461000104394015938500
Дидактическое пространство:
Скелет человека, муляжи костей.
Таблицы: Строение позвоночника; Особенности строение позвонков разных отделов позвоночника
Технические средства обучения: ноутбук, проектор, экран, электронная презентация.
4. Вопросы для входного контроля, содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала, ситуационные и морфофункциональные задачи.
Время и место проведения занятия:
90 минут, кабинет анатомии и физиологии человека.
Рекомендуемая литература:
Н.И. Федюкович, И.К. Гайнутдинов. Анатомия и физиология человека – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
Хронологическая карта занятия
№ Основные этапы знания время Методические указания
1. Организационный момент.
Приложение № 1.
Цель: Этап дисциплинирует и
настраивает студентов на учебнуюдеятельность. 2
минуты Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию.
2. Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование ОК1,4,5,6
Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специальности. 2
минуты Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.
3. Актуализация опорных знаний:
Цель: выявить уровень теоретических знаний, оценить степень подготовленности к занятию студентов.
Письменный опрос с целью активизации внимания студентов. (Тестирование) Приложение №5 5 минут Индивидуальный контроль.
4. Методические указания к проведению самостоятельной работы. Цель: подготовка студентов к самостоятельной работе.
Приложение №2, 3,4 2 минуты Преподаватель разъясняет цели, задачи и этапы выполнения самостоятельной работы (письменная инструкция).
5. -Самостоятельная работа студентов и самоконтроль. ОК1,4,5,6 Приложение №2,3,4
План:
1. Самостоятельная работа с раздаточным материалом, таблицами.
- Изучение скелета туловища с использованием препаратов и муляжей костей.
-Демонстрация костей на скелете.
- Характеристика видов соединения костей туловища.
-Интерпретация предложенных рентгенограмм грудной клетки. Демонстрация презентации.
2. Работа в альбоме (зарисовка костей, составление таблицы «Особенности строения позвонков разных отделов позвоночника).
3. Подготовка к индивидуальному ответу по контрольным вопросам. Выполнение заданий в тестовой форме.
Решение морфофункциональных и ситуационных задач квазипрофессиональной направленности.
П.К. 1.2.
ПК 3.1.
П.К. 3.3.
П.К. 3.6
Приложение №6,7, 8,9 45 минут Индивидуально – групповая методика обучения.
Преподаватель организует и контролирует выполнение студентами заданий.
Вербальный метод:
Визуальный метод:
демонстрация
презентации и видеофильма.
6. Осмысление и систематизация полученных знаний. Цель: систематизировать и закрепить полученные знания и умения. Итоговый контроль по контрольным вопросам, ситуационным задачам. ОК 6. 30
минут Индивидуальный устный и письменный контроль
7. Подведение итогов 2
минуты Обобщающее слово преподавателя. Выставка оценок с комментарием
8. Домашнее задание:
Анатомия и физиология человека, Н.И. Федюкович, И.К. Гайнутдинов. Стр. 107 - 122 Анатомия и физиология человека, Н.И. Федюкович стр. 84-100. Лекция.
Подготовится к практическому занятию; Зарисовать кости туловища; 2
минуты Вербальный контакт
всего 90минут Приложение №2

Методическая разработка к практическому занятию для студента
Тема: Использование знаний о строении костей туловища для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.
Цель: Обобщить знания и умения по данной теме изученные на предыдущих занятиях. Формировать умения использовать знания о строении костей туловища для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.
Оснащение занятий:
Электронная презентация. Скелет человека, муляжи костей.
Таблицы: Строение позвоночника; Особенности строение позвонков разных отделов позвоночника.
Технические средства обучения: ноутбук, проектор, экран, электронная презентация.
Вопросы для входного контроля, содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала, ситуационные и морфофункциональные задачи.
Время занятия: 90 минут
Место проведения: кабинет анатомии и физиологии человека
Приложение №3
ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
№ Название этапа Описание работы деятельности Время
1 Организационный момент Студентам раздаются методические рекомендации для самостоятельной работы. Инструктаж преподавателя. 5 мин.
2 Самостоятельная работа студентов. - Самостоятельная работа студентов и самоконтроль. ОК.1, 4,5,6
Приложение №2,4
План:
1. Самостоятельная работа с раздаточным материалом, таблицами.
- Изучение скелета туловища с использованием препаратов и муляжей костей.
-Демонстрация костей на скелете.
- Характеристика видов соединения костей туловища.
-Интерпретация предложенных рентгенограмм грудной клетки. Демонстрация презентации.
2. Работа в альбоме (зарисовка костей, составление таблицы «Особенности строения позвонков разных отделов позвоночника).
3. Подготовка к индивидуальному ответу по контрольным вопросам. Выполнение заданий в тестовой форме.
Решение морфофункциональных и ситуационных задач квазипрофессиональной направленности.
П.К. 1.2.
ПК 3.1.
П.К. 3.3.
П.К. 3.6
Приложение №6,7, 8,9 40 мин.
Приложение№1
Методические рекомендации для преподавателя
Проверить оснащенность кабинета скелетом человека, муляжами суставов, плакатами, необходимыми препаратами костей, атласами, учебниками, учебными пособиями, а также наличие у студентов альбомов (тетрадей) для записей и зарисовок.
Осуществить контроль исходного уровня знаний студентов путем фронтального опроса, решения тестовых заданий, морфофункциональных и ситуационных задач и т.д.
Продемонстрировать скелет и его части: позвоночный столб, грудную клетку, череп (осевой скелет), кости верхних и нижних конечностей (добавочный скелет), основные группы костей: длинные (трубчатые), короткие (губчатые), плоские (широкие), ненормальные (смешанные), воздухоносные, основные виды соединений костей: непрерывные (синартрозы), прерывные (суставы, диартрозы), переходную форму (полусуставы, симфизы, гемиартрозы).
Показать позвоночный столб, его отделы, свободные - истинные (шейные, грудные, поясничные) позвонки, сросшиеся - ложные (крестцовые, копчиковые) позвонки, их соединения друг с другом, изгибы позвоночного столба (лордозы, кифозы, сколиоз).
Обратить особое внимание на строение I, II шейных позвонков (атланта и осевого), их соединения друг с другом и с затылочной костью (атлантозатылочный сустав).
Продемонстрировать грудину, ребра, их составные части на скелете и на отдельных препаратах, а также грудную клетку в целом.
Дать задание для самостоятельной работы студентов и на самоконтроль (самопроверку).
Итоговый контроль по контрольным вопросам, тестовым заданиям, кроссвордам, морфофункциональным и ситуационным задачам (по усмотрению преподавателя).
Подведение итогов занятия, оценка достижения поставленной цели и задание на дом.
Приложение №4
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентовЗадание 1.
Используя скелет человека, костные препараты, муляжи, планшеты, плакаты, учебники Анатомия и физиология человека, Н. И. Федюкович, И. К. Гайнутдинов. Стр.60-70 , Анатомия и физиология человека, Н.И. Федюкович, Атлас нормальной анатомии человека, лекции по анатомии и физиологии изучите строение позвонков (тело их по форме и строению относится к губчатым костям, дуга и отростки - к плоским).
Далее, изучите строение свободного (истинного) позвонка, выделив в нем утолщенную часть - тело, обращенное вперед, и дугу, идущую от тела назад, ограничивающие позвоночное отверстие. Найдите отходящие от дуги 7 отростков, один непарный - остистый, обращенный назад; остальные - парные: поперечные отростки направлены в стороны от позвонка, верхние и нижние суставные отростки идут соответственно вверх и вниз. Обратите внимание на наличие в месте соединения душ позвонка с телом с каждой стороны двух позвоночных вырезок, которые при соединении позвонков образуют межпозвоночные отверстия. Через эти отверстия проходят спинномозговые нервы и кровеносные сосуды.

Рисунок 1.
Постарайтесь запомнить характерные отличительные признаки шейных, грудных, поясничных позвонков, особенно I и II шейных позвонков (атланта и осевого). Главным отличием шейных позвонков от других позвонков является наличие отверстия в поперечных отростках и раздвоение на конце остистых отростков. Остистый отросток VII шейного позвонка не расщеплен, он длиннее остальных и легко прощупывается под кожей (выступающий позвонок). На передней поверхности поперечных отростков VI шейного позвонка имеется хорошо развитый сонный бугорок - место, где легко может быть пережата общая сонная артерия для временной остановки кровотечения. I шейный позвонок - атлант не имеет тела и остистого отростка, а содержит только две дуги и латеральные массы, на которых находятся суставные ямки: верхние дога сочленения с затылочной костью, нижние для сочленения с II шейным позвонком. II шейный позвонок - осевой (эпистрофей) имеет на верхней поверхности тела зубовидный отросток - зуб, вокруг которого происходит вращение головы (вместе с атлантом).

Рисунок 2.
У грудных позвонков остистые отростки самые длинные и направлены книзу, у поясничных - они широкие в форме четырехугольных пластинок и направлены прямо назад. На теле и поперечных отростках грудных позвонков имеются реберные ямки для сочленения с головками и бугорками ребер.

Рисунок 3.
После этого изучите строение сросшихся (ложных) позвонков. Найдите основание и верхушку крестца, латеральные части, тазовую, дорсальную, ушковидную поверхности, отверстия (тазовые и дорсальные), крестцовые гребни (срединный, промежуточный и латеральный), крестцовый канал. Рассмотрите копчик, состоящий из 4-5 маленьких недоразвитых позвонков.

Рисунок 4.
Задание 2.
Используя скелет человека, костные препараты, муляжи, планшеты, плакаты, учебники Анатомия и физиология человека, Н. И. Федюкович, И. К. Гайнутдинов. Стр.60-70 , Анатомия и физиология человека, Н.И. Федюкович, Атлас нормальной анатомии человека, лекции по анатомии и физиологии изучите строение грудины и ребер. Отметьте, что они вместе с грудным отделом позвоночника являются скелетом стенок грудной полости, в которой находятся важные внутренние органы (сердце, легкие, трахея, пищевод, аорта, верхняя полая вена и др.). Найдите на грудине 3 основные части: рукоятку, тело и мечевидный отросток; на верхнем крае рукоятки - яремную вырезку, по бокам от нее - ключичные вырезки, на наружных краях тела и рукоятки - по 7 вырезок для ребер.

Рисунок 5.

Рисунок 6.
На целом скелете определите: истинные ребра (верхние 7 пар, достигающие своими хрящами грудины), ложные ребра (следующие 3 пары, соединяющиеся друг с другом своими хрящами и образующие реберную дугу) и колеблющиеся ребра (последние 2 пары, своими концами свободно лежащие в мягких тканях). Обратите внимание на то, что каждое ребро имеет большую заднюю костную часть и меньшую переднюю хрящевую часть, которые срастаются между собой. На отдельном ребре найдите головку, шейку и тело, а между шейкой и телом - бугорок, имеющий суставную поверхность для сочленения с поперечным отростком позвонка. Рассмотрите также на головке ребра суставные поверхности для сочленения с реберными ямками позвонков, наружную и внутреннюю поверхности костной части ребра, верхний и нижний края. На внутренней поверхности вдоль нижнего края видна борозда ребра - след залегания сосудов и нервов. Научитесь по названному признаку отличать правое ребро от левого.
Задание 3.
Используя скелет человека, костные препараты, муляжи, планшеты, плакаты, учебники Анатомия и физиология человека, Н. И. Федюкович, И. К. Гайнутдинов. Стр.60-70 , Анатомия и физиология человека, Н.И. Федюкович, Атлас нормальной анатомии человека, лекции по анатомии и физиологии изучите, изучите виды соединений костей туловища.

Рисунок 7.
При изучении соединений всех позвонков друг с другом обратите внимание на наличие в позвоночном столбе всех разновидностей соединений (одних суставов в нем около 120). Тела III-VII шейных, грудных и поясничных позвонков соединяются между собой при помощи синхондрозов и симфизов (межпозвоночных дисков). Дуги и остистые отростки соседних истинных позвонков соединяются между собой при помощи синдесмозов (связок). Крестцовые позвонки после 20 лет соединяются между собой синостозами. Соединение крестца с копчиком осуществляется по типу синхондроза и симфиза. Суставные отростки смежных позвонков образуют плоские малоподвижные межпозвоночные (дугоотросчатые) суставы. Между атлантом и затылочной костью черепа имеется парный атлантозатылочный сустав, между атлантом и осевым позвонком - срединный атлантоосевой и латеральные атлантоосевые суставы. Эти суставы обеспечивают наклоны головы вперед на 20°, назад на 30°, отведение и приведение ее на 15-20°, повороты головы направо и налево (вместе с атлантом) на 30-40° в каждую сторону.
Затем на целом скелете определите физиологические изгибы позвоночного столба: шейный и поясничный лордозы, грудной и крестцовый кифозы, грудной (аортальный) сколиоз. Последний встречается в 1/3 случаев, расположен на уровне III-V грудных позвонков и виде небольшой выпуклости вправо и вызван прохождением на этом уровне грудного отдела аорты.
При изучении соединений ребер с позвоночным столбом обратите внимание на то, что задние концы ребер соединяются с телами и поперечными отростками грудных позвонков посредством двух суставов: сустава головки ребра (с полуямками двух соседних позвонков) и реберно-поперечного сустава (сустав бугорка ребра с поперечным отростком позвонка). Оба сустава образуют один комбинированный сустав. Отметьте, что XI-XII ребра сочленяются с реберными ямками XI-XII грудных позвонков (а не двух соседних) и не имеют реберно-поперечного сустава. Поэтому соединения этих ребер с грудными позвонками относятся к простым суставам. Первая пара ребер соединяется с грудиной с помощью синхондроза, II-VII ребра Соединяются с грудиной при помощи грудино-реберных суставов. Передние концы VIII-X ребер с грудиной непосредственна не соединяются. Хрящи этих ребер соединяются друг с другом, а хрящ VIII ребра - с лежащим выше хрящом VII ребра.
После этого рассмотрите грудную клетку в целом. Найдите в ней четыре стенки (переднюю, заднюю и две боковые) и два отверстия (верхнее и нижнее). Передняя стенка образована грудиной и реберными хрящами, задняя - грудными позвонками и задними концами ребер, а боковые - ребрами. Ребра разделены межреберными промежутками (межреберьями). Верхнее отверстие (апертура), ограниченное телом I грудного позвонка, первой парой ребер и верхним краем рукоятки грудины, свободно, через него в область шеи выступают верхушки легких, а также проходят трахея, пищевод, сосуды и нервы. Нижнее отверстие (апертура) грудной клетки ограничено телом XII грудного позвонка, ребрами XI и XII пар, реберными дугами и мечевидным отростком. Это отверстие герметически затянуто диафрагмой. Благодаря движениям грудной клетки осуществляется вдох и выдох. Запомните, что поскольку I ребро при дыхании очень малоподвижно, поэтому вентиляция верхушек легких при дыхании - минимальна. Это создает благоприятные условия для развития воспалительных процессов именно в верхушках легких.
Задание 4.
Рассмотрите рентгенограммы костей туловища. Определите, какие кости на них изображены.
Задание 5.
Зарисуйте в альбомы внешний вид позвонка (шейного, грудного, поясничного), ребра и грудины.
Работу по зарисовке в альбомы можно закончить дома.
Задание 6.
Проверьте по тестам, терминологическому диктанту, ситуационным и морфофункциональным задачам насколько прочно Вы усвоили знания.
Приготовьтесь к индивидуальному ответу на контрольные вопросы и к тестовому контролю.

Приложение №5
Задания для входного контроля
Продемонстрируйте знания строения и видов соединения костей туловища при решении тестовых заданий
Найдите один верный ответ:
1) Позвоночник состоит из ….. позвонков:
А. 12
Б. 30-32
В. 33-34
Г. 35
2) Грудная клетка образована….. парами рёбер:
А. 12
Б. 24
В. 10
Г. 16
3) Соединение между телами позвонков представлено:
А. синостозом
Б. синхондрозом
В. синдесмозом
Г. диартрозом
4) Кость по форме похожая на меч:
А. ребро
Б. грудина
В. крестец
Г. позвонок
5) Истинными рёбрами являются:
А. 11-12 пара
Б. первые семь пар
В. 9-10 пара
Г. все рёбра
6) Поясничный отдел позвоночника включает …позвонков:
А.7
Б. 5
В. 12
Г. 4
7) Грудной отдел позвоночника включает …позвонков:
А. 12
Б. 5
В. 7
Г. 4
8) Шейный отдел позвоночника включает …позвонков:
А. 12
Б. 7
В. 5
Г. 4
9) Отдел позвоночника, имеющий треугольную форму:
А. шейный
Б. копчик
В. крестец
Г. грудной
10) Изгиб позвоночника выпуклостью вперёд называется:
А. лордозом
Б. кифозом
В. сколиозом
Г. хондрозомПриложение №5
Критерии оценивания:
Точно определены строение и виды соединения костей туловища при решении тестовых заданий да/нет.
Система оценивания
Система оценивания применяется дихотомическая, критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталонному – показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение (несоответствующее эталонному – показателю) выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов -10.
Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка уровня подготовки
балл (отметка) вербальный аналог
90 -100 9 баллов - 5 отлично
80 - 89 8 баллов - 4 хорошо
70 -79 7 баллов - 3 удовлетворительно
менее 70 6 баллов - 2 не удовлетворительно
Эталоны ответов для задания тестового контроля
1 В
2 А
3 Б
4 Б
5 Б
6 Б
7 А
8 Б
9 В
10 А
Приложение №6
Контрольные вопросы
Тема: Использование знаний о строении костей туловища для обследования пациента, постановки предварительного диагноза
Охарактеризуйте функции позвоночника
Опишите строение позвоночника
Перечислите и охарактеризуйте основные виды соединения позвоночного столба
Опишите строение грудной клетки
Перечислите и охарактеризуйте основные виды соединения грудной клетки
Приложение №6
Критерии оценивания контрольных вопросов
Вопрос 1. Охарактеризуйте функции позвоночника
Критерии оценивания:
-Охарактеризованы правильно функции позвоночника. Да\нет
-Перечислены не менее 4 функций позвоночника. Да\нет
- Охарактеризованы в полном объеме функции позвоночника. Да\нет
Система оценивания:
Для оценки теоретических знаний применяю дихотомическую систему. При дихотомической системе оценивания критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталонному – показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение (несоответствующее эталонному – показателю) выставляется 0 баллов.
Оценка:
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если, студент получает 0 баллов
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если, студент получает 1 балл.
Оценка «хорошо» выставляется, если студент получает 2 балла.
Оценка «отлично» выставляется, если студент получает 3 балла.
Условия выполнения задания:
1. Место (время) выполнения задания аудитория
2. Максимальное время выполнения задания: 5 мин.
3.Работать самостоятельно, не пользуясь никакими источниками
Эталон ответа:
Позвоночный столб, грудную клетку и череп относят к осевому скелету, кости верхних и нижних конечностей называют добавочным скелетом.
Позвоночный столб (columna vertebralis), или позвоночник, расположен на задней стороне туловища. Он выполняет следующие функции:
1) опорную, являясь жестким стержнем, удерживающим тяжесть тела;
2) защитную, образуя полость для спинного мозга, а также органов грудной, брюшной и тазовой полостей;
3) локомоторную, участвуя в движениях туловища и головы;
4) рессорную, или пружинящую, смягчая толчки и сотрясения, получаемые телом при прыжках, беге и т.д.
Вопрос 2. Опишите строение позвоночника
Критерии оценивания:
- Даны правильно определения всех анатомических понятий в полном объёме. Да\нет
-Охарактеризовано правильно строение позвоночника, позвонка. Да\нет
-Объяснено строение позвоночника в связи его функциями. Да\нет
- Воспроизведена требуемая информация в полном объёме. Да\нет
Система оценивания:
Для оценки теоретических знаний применяю дихотомическую систему. При дихотомической системе оценивания критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталонному – показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение (несоответствующее эталонному – показателю) выставляется 0 баллов.
Оценка:
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если, студент получает 0 -1 балл
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если, студент получает 2 балла.
Оценка «хорошо» выставляется, если студент получает 3 балла.
Оценка «отлично» выставляется, если студент получает 4 балла.
Условия выполнения задания:
1. Место (время) выполнения задания аудитория
2. Максимальное время выполнения задания: 10 мин.
3.Работать самостоятельно, не пользуясь никакими источниками
Эталон ответа:
В составе позвоночного столба 33-34 позвонка, из которых 24 свободные - истинные (шейные, грудные, поясничные), а остальные - сросшиеся - ложные (крестцовые, копчиковые). Различают 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и 4-5 копчиковых позвонков. Истинные позвонки имеют ряд общих черт. В каждом из них различают утолщенную часть - тело, обращенное вперед, и дугу, идущую от тела назад, ограничивающие позвоночное отверстие. При соединении позвонков эти отверстия образуют позвоночный канал, в котором размещается спинной мозг. От дуги отходят 7 отростков: один непарный – остистый обращен назад; остальные парные: поперечные отростки направлены в стороны от позвонков, верхние суставные отростки идут вверх и нижние суставные отростки направлены вниз. В месте соединения дуги позвонка с телом с каждой стороны имеются две позвоночные вырезки: верхняя и нижняя, которые при соединении позвонков образуют межпозвоночные отверстия. Через эти отверстия проходят спинномозговые нервы и кровеносные сосуды.
Шейные позвонки имеют характерные особенности, отличающие их
от позвонков других отделов. Главным отличием является наличие отверстия в поперечных отростках и раздвоение на конце остистых отростков. Остистый отросток VII шейного позвонка не расщеплен, он длиннее остальных и легко прощупывается под кожей (выступающий позвонок).На передней поверхности поперечных отростков VI шейного позвонка имеется хорошо развитый сонный бугорок - место, где легко может быть пережата общая сонная артерия для временной остановки кровотечения. I шейный позвонок - атлант не имеет тела и остистого отростка, а содержит только две дуги и латеральные массы. II шейный позвонок - осевой (эпистрофей) - имеет на верхней поверхности тела зубовидный отросток - зуб, вокруг которого происходит вращение головы (вместе с атлантом).
У грудных позвонков остистые отростки самые длинные и направлены книзу, у поясничных - они широкие в форме четырехугольных пластинок и направлены прямо назад. На теле и поперечных отростках грудных позвонков имеются реберные ямки для сочленения с головками и бугорками ребер.
Крестцовая кость (os sacrum), или крестец, состоит из пяти крестцовых
позвонков, которые к 20 годам срастаются в одну монолитную кость. Копчиковая кость (os coccygis), или копчик, состоит из 4-5 маленьких недоразвитых позвонков.
Позвоночный столб человека имеет несколько изгибов. Изгибы, обращенные выпуклостью вперед, называются лордозами, выпуклостью назад - кифозами, а выпуклостью вправо или влево - сколиозами. Различают следующие физиологические изгибы: шейный и поясничный лордозы, грудной и крестцовый кифозы, грудной (аортальный) сколиоз (встречается в 1/3 случаев, расположен на уровне III-V грудных позвонков в виде небольшой выпуклости вправо и вызван прохождением на этом уровне грудного отдела аорты).
Вопрос 3. Перечислите и охарактеризуйте основные виды соединения позвоночного столба
Критерии оценивания:
- Охарактеризованы правильно виды соединения позвоночника. Да\нет
- Перечислены не менее 4 видов соединения позвоночника. Да\нет
- Охарактеризованы в полном объеме виды соединения позвоночника. Да\нет
Система оценивания:
Для оценки теоретических знаний применяю дихотомическую систему. При дихотомической системе оценивания критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталонному – показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение (несоответствующее эталонному – показателю) выставляется 0 баллов.
Оценка:
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если, студент получает 0 баллов
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если, студент получает 1 балл.
Оценка «хорошо» выставляется, если студент получает 2 балла.
Оценка «отлично» выставляется, если студент получает 3 балла.
Условия выполнения задания:
1. Место (время) выполнения задания аудитория
2. Максимальное время выполнения задания: 5 мин.
3. Работать самостоятельно, не пользуясь никакими источниками
Эталон ответа:
При изучении соединений всех позвонков друг с другом обнаруживаются
все разновидности соединений. Тела III-VII шейных, грудных и поясничных позвонков соединяются между собой при помощи межпозвоночных дисков (синхондроз) и симфизов. Дуги и остистые отростки соседних истинных позвонков соединяются между собой при помощи синдесмозов (межостистых и межпоперечных связок). Суставные отростки смежных позвонков образуют малоподвижные дугоотростчатые, или межпозвоночные, суставы. Крестцовые позвонки после 20 лет соединяются между собой синостозами. Соединение крестца с копчиком осуществляется по типу симфиза (крестцово - копчиковый сустав). Общая (суммарная) высота межпозвоночных хрящевых дисков составляет 25% от длины позвоночного столба, равной 60-75 см у мужчин, 60-65 см у женщин.
Вопрос 4. Опишите строение грудной клетки
Критерии оценивания:
- Даны правильно определения всех анатомических понятий в полном объёме. Да\нет
-Охарактеризовано правильно строение грудной клетки. Да\нет
-Объяснено строение грудной клетки в связи её функциями. Да\нет
- Воспроизведена требуемая информация в полном объёме. Да\нет
Система оценивания:
Для оценки теоретических знаний применяю дихотомическую систему. При дихотомической системе оценивания критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталонному – показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение (несоответствующее эталонному – показателю) выставляется 0 баллов.
Оценка:
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если, студент получает 0 -1 балл
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если, студент получает 2 балла.
Оценка «хорошо» выставляется, если студент получает 3 балла.
Оценка «отлично» выставляется, если студент получает 4 балла.
Условия выполнения задания:
1. Место (время) выполнения задания аудитория
2. Максимальное время выполнения задания: 10 мин.
3.Работать самостоятельно, не пользуясь никакими источниками
Эталон ответа:
Грудная клетка (compages thoracis, seu thorax) образована 12 парами ребер, грудиной и грудным отделом позвоночного столба. Она является скелетом стенок грудной полости, в которой находятся важные внутренние органы (сердце, легкие, трахея, пищевод и др.).
Грудина (sternum), грудная кость, - это плоская кость, состоящая из трех частей: верхней - рукоятки, средней - тела и нижней – мечевидного отростка. У новорожденных все 3 части грудины построены из хряща. У взрослых лишь рукоятка и тело соединены между собой при помощи хряща. К 30-40 годам окостенение хряща завершается, и грудина становится монолитной костью. На верхнем крае рукоятки выделяют яремную вырезку, а по бокам от нее - ключичные вырезки. На наружных краях тела и рукоятки расположено по семь вырезок для ребер.
Ребра (costae) - это длинные плоские кости, их 12 пар. Каждое ребро имеет большую заднюю костную часть и меньшую переднюю хрящевую, которые срастаются между собой. Ребро имеет головку, шейку и тело. Между шейкой и телом у верхних 10 пар находится бугорок ребра, имеющий суставную поверхность для сочленения с поперечным отростком позвонка. На головке ребра имеются две суставные площадки для сочленения с реберными ямками двух смежных позвонков. У ребра различают наружную и внутреннюю поверхности, верхний и нижний края. На внутренней поверхности вдоль нижнего края видна борозда ребра - след залегания сосудов и нервов.
Ребра разделяются на три группы. Верхние 7 пар ребер, достигающие своими хрящами грудины, называются истинными. Следующие 3 пары, соединяющиеся друг с другом своими хрящами и образующие реберную дугу, называются ложными. Последние 2 пары своими концами свободно лежат в мягких тканях, их называют колеблющимися ребрами.
Вопрос 5. Перечислите и охарактеризуйте основные виды соединения грудной клетки
Критерии оценивания:
- Охарактеризованы правильно виды соединения грудной клетки
Да\нет
- Перечислены не менее 4 видов соединения позвоночника. Да\нет
- Охарактеризованы в полном объеме виды соединения грудной клетки
Да\нет
Система оценивания:
Для оценки теоретических знаний применяю дихотомическую систему. При дихотомической системе оценивания критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталонному – показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение (несоответствующее эталонному – показателю) выставляется 0 баллов.
Оценка:
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если, студент получает 0 баллов
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если, студент получает 1 балл.
Оценка «хорошо» выставляется, если студент получает 2 балла.
Оценка «отлично» выставляется, если студент получает 3 балла.
Условия выполнения задания:
1. Место (время) выполнения задания аудитория
2. Максимальное время выполнения задания: 5 мин.
3. Работать самостоятельно, не пользуясь никакими источниками
Эталон ответа:
Задние концы ребер соединяются с телами и поперечными отростками грудных позвонков посредством двух суставов: сустава головки ребра и реберно-поперечного сустава. Оба сустава образуют один комбинированный сустав. XI-XII ребра сочленяются с реберными ямками XI,XII грудных позвонков (а не двух соседних) и не имеют реберно-поперечного сустава. Поэтому соединения этих ребер с грудными позвонками относятся к простым суставам. Первая пара ребер соединяется с грудиной с помощью синхондроза, II-VII ребра соединяются с грудиной при помощи грудино-реберных суставов. Передние концы VIII-X ребер с грудиной непосредственно не соединяются. Хрящи этих ребер соединяются друг с другом, а хрящ VIII ребра - с лежащим выше хрящом VII ребра.
Грудная клетка в целом по форме напоминает усеченный конус. Верхнее отверстие грудной клетки, ограниченное телом I грудного позвонка, первой парой ребер и верхним краем рукоятки грудины, свободно. Через него в область шеи выступают верхушки легких, а также проходят трахея, пищевод, сосуды и нервы. Нижнее отверстие грудной клетки ограничено телом XII грудного позвонка, ребрами XI и XII пар, реберными дугами и мечевидным отростком. Это отверстие герметически затянуто диафрагмой. Поскольку I ребро при дыхании очень мало подвижно, то вентиляция верхушек легких при дыхании минимальна, что создает благоприятные условия для развития воспалительных процессов именно в верхушках легких.
Приложение №7
Задания для тестового контроля
Продемонстрируйте знания строения и видов соединения костей туловища при решении тестовых заданий
Найдите один верный ответ:
1) Атлантом называется позвонок:
А. 2 шейный
Б. 12 шейный
В. 1 шейный
Г. 10 грудной
2) Осевым позвонком является:
А. 2 шейный
Б. 12 шейный
В. 1 шейный
Г. 10 грудной
3) От дуги позвонка отходят …. пар отростков:
А. 1
Б. 3
В. 2
Г. 4
4) Отростки позвонков соединяются:
А. синхондрозом
Б. синдесмозом
В. синостозом
Г. симфизом
5) Изгиб позвоночника выпуклостью назад называется:
А. лордозом
Б. кифозом
В. сколиозом
Г. хондрозом6) Искривление позвоночника называется:
А. лордозом
Б. сколиозом
В. кифозом
Г. хондрозом7) С грудиной соединяются …. пар рёбер:
А. 10
Б. 12
В. 7
Г. 5
8) Крестец соединяется:
А. синхондрозом
Б. синостозом
В. синдесмозом
Г. симфизом
9) «Зуб» имеет позвонок:
А. 1 шейный
Б. 12 шейный
В. 2 шейный
Г. 10 грудной
10) Последние (11-12) пары рёбер называются:
А. колеблющимися
Б. истинными
В. ложными
Приложение №7
Критерии оценивания:
Точно определены строение и виды соединения костей туловища при решении тестовых заданий да/нет.
Система оценивания
Система оценивания применяется дихотомическая, критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталонному – показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение (несоответствующее эталонному – показателю) выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов -10.
Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка уровня подготовки
балл (отметка) вербальный аналог
90 -100 9 баллов - 5 отлично
80 - 89 8 баллов - 4 хорошо
70 -79 7 баллов - 3 удовлетворительно
менее 70 6 баллов - 2 не удовлетворительно
Эталоны ответов для задания тестового контроля
1 В
2 А
3 Б
4 Б
5 Б
6 Б
7 А
8 Б
9 В
10 А


Приложение №8
Тема: Использование знаний о строении костей туловища для обследования пациента, постановки предварительного диагноза
Морфофункциональные и ситуационные задачи квазипрофессиональной направленности
Текст задания: Уважаемые студенты, найдите решение ситуационной задачи с использованием знаний анатомии и физиологии человека для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.
Задача №1
Ситуационная задача: Вы работаете фельдшером на скорой помощи. Вам поступил вызов: ныряльщик ударился головой о грунт на мелководье. Беспокоит боль в шейном отделе позвоночника. Объективно: голова в вынужденном положении. Пальпация остистых отростков V и VI шейных позвонков болезненна. Имеется деформация в виде заметного выстояния остистых отростков этих позвонков. Попытки больного двигать головой почти невозможны, очень болезненны и значительно ограничены. Чувствительность и двигательная функция верхних и нижних конечностей сохранены в полном объеме.
Задание:
Определите состояние мужчины.
Какую первую медицинскую помощь необходимо ему оказать?
Задача №2
Ситуационная задача: Водитель легкового автомобиля резко затормозил перед близко идущим пешеходом. В результате он сильно ударился грудной клеткой о рулевое колесо. Обратился в травматологическое отделение больницы. Пострадавший жалуется на сильные боли в месте травмы, возрастающие при глубоком вдохе, кашле и ощупывании. Пациент сидит в вынужденной позе неподвижно, наклонив туловище вперед, сутулится, часто и поверхностно дышит. Грудина болезненная, имеет ступенчатую деформацию (тело грудины смещено назад), особенно заметную при пальпации.
Задание:
Определите состояние мужчины.
Задача №3
Ситуационная задача: Вы работаете фельдшером на скорой помощи. Молодой человек обратился с жалобами на боль в правой половине грудной клетки, резко усиливающуюся при движениях, кашле, дыхании. Передвигается медленно, придерживает рукой больное место. Час назад, поскользнувшись, упал, ударился грудью о край тротуара. Объективно: состояние средней тяжести, пораженная половина грудной клетки отстает в дыхании, дыхание поверхностное, с частотой 22 в минуту, пульс 80 ударов в минуту. Пальпаторно - резкая локальная болезненность и крепитация в проекции III-го и IV-го ребер по задней подмышечной линии, там же припухлость, кровоподтек.
Задание:
Определите неотложное состояние пациента.
Задача №4
Ситуационная задача: Девочка 12 лет во время занятий спортом выполняла кувырок и при падении почувствовала боль в спине. Была кратковременная задержка дыхания. На следующий день обратилась в поликлинику к педиатру с жалобами на боли в спине.
Задание:
Ваш предварительный диагноз.

Приложение №8
Тема: Использование знаний о строении костей туловища для обследования пациента, постановки предварительного диагноза
Ответы на морфофункциональные и ситуационные задачи:
Задача №1
Эталон ответа:
Неосложненный компрессионный перелом тела 5 шейного позвонка. Для уточнения диагноза следует произвести рентгенологическое исследование. При обследовании пострадавшего обратить внимание на сохранение чувствительности и движений в верхних и нижних конечностях, для исключения повреждения спинного мозга.
Транспортировать в ближайшую больницу, на щите с валиком под спину до основания шей.
Задача №2
Эталон ответа:
Перелом грудины со смещением
Задача №3
Эталон ответа:
Закрытый перелом III и IV ребер справа.
Задача №4
Эталон ответа:
Подозрение на компрессионный перелом позвоночника.

Приложение №9
Критерии оценки
При оценке практического задания используются следующие критерии оценки результата:
-Определено правильное решение предложенных ситуационных задач. Да/Нет
-Самостоятельное формулирование выводов с верным анатомо-физиологическим обоснованием. Да/Нет
- Выполнены все задания в полном объёме. Да/Нет
- Применены знаний анатомии и физиологии человека при решении задач. Да/Нет
- Соблюдение профессионального стандарта при проведении дифференциальной диагностики неотложных состояний. Да/Нет
ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.
ОПОР Соблюдение профессионального стандарта при проведении дифференциальной диагностики неотложных состояний
Система оценивания применяется дихотомическая, критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталонному – показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение (несоответствующее эталонному – показателю) выставляется 0 баллов.
Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка уровня подготовки
балл (отметка) вербальный аналог
90 -100 5 отлично
80 - 89 4 хорошо
70 -79 3 удовлетворительно
менее 70 2 не удовлетворительно

Приложение №10
Задание на дом к следующему занятию
Тема: Использование знаний о строении костей туловища для обследования пациента, постановки предварительного диагноза
Анатомия и физиология человека, Н.И. Федюкович, И.К. Гайнутдинов. стр. 107 - 122 Анатомия и физиология человека, Н.И. Федюкович стр. 84-100. Лекция. Подготовится к практическому занятию; Зарисовать кости туловища .