Рабочая программа курса по выбору в 5 классе Занимательный русский язык




«УТВЕРЖДЕНО» «Согласовано» «Рассмотрено»
Директор МОУ "Рыбачьевская школа" Заместитель директора по УВР Руководитель ПМО учителей
________________(Бышук П.И.) _______________(Кладогуб Н.С.) ______________ (Кох О.В.)
Приказ №___от____________2015г. «____»_______2015г. Протокол №____от ________2015г.
Рабочая программа курса по выбору
«Занимательный русский язык»
5 класс
Количество часов: в неделю – 1 час;
всего за год – 35 часов

Учитель: Факидова Сусана Энверовна
2015-2016г.
Рабочая программа
курса по выбору «Занимательный русский язык»
Пояснительная записка.
Рабочая программа по факультативу «Занимательный русский язык» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта на основании следующих нормативно-правовых документов:
Приказ по школе «Об утверждении учебного плана на 2015-2016 учебный год»
Приказ по школе «Об утверждении образовательной программы на 2015-2016 учебный год»
Настоящая программа составлена на основе Базисного учебного плана для учащихся 5 классов .Особенностью учебного плана является то, что этот предмет решает в основном общеразвивающие, социокультурные и практические задачи. Программа раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета.
Структура документа
Структура рабочей программы по факультативу является формой представления учебного предмета как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:
титульный лист;
пояснительную записку;
требования к уровню подготовки учащихся;
основное содержание тем учебного курса;
календарно-тематический план;
перечень учебно-методического обеспечения;
список литературы (основной и дополнительной);
Настоящая программа по факультативу «Занимательный русский язык» составлена на 35 часов (1 час в неделю) и в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
Обучение русскому языку детей предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам школы максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.
Специфика
отражается не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения.
Изучение русского языка в школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;
формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Учебный предмет «Русский язык» в школе выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребенка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых предметов в школе.
«Русский язык» в школе выполняет дополнительные цели, обусловленные его статусом государственного языка, средства межнационального общения в повседневной жизни и профессиональной деятельности; приобщает учащихся к культуре русского народа, обеспечивает их готовность к межнациональному общению.
Программа факультатива направлена на развитие познавательного интереса обучающихся.
Учащиеся должны:
Получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
Научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
Быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Данная программа включает в себя разделы: грамматика, правописание и развитие речи.
Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета.
Программа формулирует следующие задачи преподавания русского языка:
Вырабатывать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;
Повышать уровень общего развития учащихся;
Учить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
Развивать нравственные качества школьников.
Методы обучения русскому языку
Словесные, наглядные, практические: объяснение, рассказ, беседа, демонстрация, работа с учебником, наблюдения, упражнение, игра, самостоятельная работа, практическая работа, обучающий контроль, экскурсия, ситуационный метод и т.д. 
Приёмы работы:
- постановка перед учащимися цели урока;
- дидактические игры;
- проблемная ситуация;
- игровые приёмы;
- занимательные упражнения;
- создание увлекательных ситуаций;
- сравнение (один из важных приёмов обучения);
- материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлечённое понятие, использовать его в жизненной ситуации;
- использование «опорных схем»;
- приём наглядности и иллюстрированности;
- приём обратной связи;
- приём контроля качества знаний, умений и навыков;
- приём контроля и самоконтроля и т. д.
На данном этапе обучения основной метод работы – упражнения, которые служат целям закрепления изученного материала.
Учебный материал каждого класса делится на следующие разделы:
Грамматика и правописание.
Звуки и буквы.
Слово.
Предложение.
Связная речь, культура речи
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
В 5—9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Работа организуется так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с нарушением интеллекта излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
В 5–9 классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).
В результате изучения русского языка в школе ученик должен
знать:
смысл понятий речь устная и письменная; текст, его функционально-смысловые типы;
основные единицы языка, их признаки;
нормы речевого этикета;
уметь
объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
определять тему, основную мысль текста; опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-адекватно понимать информацию устного сообщения; - осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
- правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
-соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Программа курса предполагает развивающие занятия по русскому языку, темы которых связаны с тематикой основных уроков русского языка, учащимся оказывается помощь в усвоении основных тем школьной программы, происходит углубление изучаемого материала, развитие устной и письменной речи, проводятся викторины, дидактические игры, «веселые диктанты» и т.д. Большое внимание уделяется развитию абстрактно-ассоциативного и творческого мышления
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Раздел 1. Речь и речевое общение.
1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
В результате изучения курса обучающийся научится:
Понимать основные требования к речи: правильность, точность, чистота, выразительность, уместность;
Понимать, что необходимым условием соблюдения лексических норм является знание точного лексического значения слова;
Различать факторы речевой ситуации;
Использовать языковые нормы как правила использования в речи языковых средств.
исправлять и предупреждать нарушения норм культуры речи в устном и письменном общении;
владеть орфографическими, пунктуационными, орфографическими, лексическими и грамматическими нормами при изучении соответствующих разделов и тем школьного курса.
Получит возможность научиться:
использовать в речи слова приветствия, просьбы, благодарности с учетом речевой ситуации, условий общения;
использовать в речи этикетные слова с учетом речевой ситуации, условий общения;
оценивать собственную речь и речь окружающих с точки зрения соответствия нормам современного литературного языка и правилам речевого этикета.
Раздел 2. Речевая деятельность.
1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями поискового/просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.
В результате изучения курса обучающийся научится:
понимать основные требования к речи: правильность, точность, чистота, выразительность, уместность;
понимать, что необходимым условием соблюдения лексических норм является знание точного лексического значения слова;
различать факторы речевой ситуации;
использовать языковые нормы как правила использования в речи языковых средств.
исправлять и предупреждать нарушения норм культуры речи в устном и письменном общении;
овладеть орфографическими, пунктуационными, орфографическими, лексическими и грамматическими нормами при изучении соответствующих разделов и тем школьного курса.
Получит возможность научиться:
использовать в речи слова приветствия, просьбы, благодарности с учетом речевой ситуации, условий общения;
использовать в речи этикетные слова с учетом речевой ситуации, условий общения;
оценивать собственную речь и речь окружающих с точки зрения соответствия нормам современного литературного языка и правилам речевого этикета.
Раздел 3. Текст.
1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части, составление его плана, тезисов. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
В результате изучения курса обучающийся научится:
понимать, что изучает текстоведение и основные признаки текста;
различать типы речи, способы определения типа речи;
понимать структуру текстов повествования, описания и рассуждения.
составлять текст, делить его на абзацы;
определять типы речи на основе анализа языковых средств;
работать со словарем эпитетов при создании текстов-описаний;
наблюдать за использованием глагола и его форм в тексте-повествовании;
создавать устные и письменные тексты-рассуждения на морально-этические и лингвистические темы;
составлять устный и письменный рассказ по заданному сюжету.
Получит возможность научиться:
выделять в тексте тему и идею, делить текст на абзацы, составлять простой и сложный план, тезисный план;
анализировать и создавать тексты разных типов речи, уместно употребляя соответствующие языковые средства;
руководствоваться основными требованиями к содержанию текста при составлении устных и письменных высказываний и редактировать готовые тексты;
читать тексты разных типов, используя разные способы чтения;
использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка.
1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции
Раздел 5. Общие сведения о языке
1. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.
Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.
Лингвистика как наука о языке.
Основные разделы лингвистики.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире.
Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.
Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.
В результате изучения курса обучающийся научится:
- понимать значение основных терминов лингвистики, круг изучаемых лингвистикой вопросов;
- различать основные разделы лингвистики.
Получит возможность научиться:
ориентироваться в учебном материале;
владеть различными видами речевой деятельности: слушания, говорения, письма и чтения.
- применять полученные знания в практике устной и письменной речи.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
1. Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.
Орфоэпический словарь.
2. Совершенствование навыков различения ударных и безугарных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений и собственной речевой практике.

В результате изучения курса обучающийся научится:
использовать основные правила произношения ударных и безударных гласных, согласных и сочетаний согласных в современном литературном языке;
использовать основные правила произношения согласных в современном русском литературном языке;
использовать основные правила произношения некоторых согласных сочетаний.
осознавать необходимость соблюдения в речи орфоэпических норм, следить за правильностью произношения;
осуществлять сравнительный анализ звукового и буквенного состава слов, требующих орфоэпического комментария;
работать с орфоэпическим словарем.
Получит возможность научиться:
применять основные правила произношения ударных и безударных гласных, согласных и сочетаний согласных в современном русском литературном языке;
осуществлять орфоэпический разбор слова, оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.
Раздел 7. Графика
1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [J'].
2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.
В результате изучения курса обучающийся научится:
различать разделы лингвистики, изучающие письменную речь;
пользоваться русским алфавитом;
понимать роль звуков, обозначаемых с помощью букв е, ё, ю, я.
осознавать важность для человека возникновения письменности;
выполнять анализ звукового и буквенного состава слова при проведении фонетического, орфоэпического и орфографического разбора;
Получит возможность научиться:
применять алфавит в практической деятельности (например, при работе со справочной литературой).
Раздел 8. Морфемика и словообразование
1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.
Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слова. 11онятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.
Словообразовательный и морфемный словари.
2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.
Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
В результате изучения курса обучающийся научится:
понимать специфику морфемы как мельчайшей значимой части слова;
понимать, что чередование не приводит к изменению значения морфемы, а лишь меняет ее звуковой и графический облик;
понимать, что одним из основных условий выбора правильного написания является умение определить, в какой морфеме находится орфограмма.
Понимать, что словообразующие морфемы образует слово с новым лексическим значением;
Различать способы словообразования, механизм словообразования и процессы образования новых слов;
Использовать правило правописания приставок на з/с,
Применять правила правописания корней с чередованиями (наиболее распространенные случаи);
различать основные способы образования существительных, прилагательных и глаголов;
понимать, что морфемный разбор является разновидностью смыслового анализа и результатом анализа словообразовательного.
воспринимать слово как единство лексического и грамматического значения;
работать с учебным словариком значения морфем;
проводить наблюдение над использованием слов с суффиксами оценки в художественной речи и произведениях устного народного творчества, над стилистическими функциями словообразовательных морфем, определять на основе этой модели лексические и грамматические особенности слова;
делить слова на морфемы, осуществлять морфемный разбор;
работать с учебным этимологическим словарем с целью определения зависимости написания слова от его происхождения.
определять морфологические признаки слов по их морфемным моделям, работая со словарем значения морфем;
выделять исходную часть слова и словообразующую морфему в процессе словообразовательного анализа слова;
отличать орфограмму в приставке от орфограммы в корне слова, обосновывать правописание морфем с опорой на морфемно-словообразовательный анализ слова;
отличать приставки на з/с от приставки с-;
отличать орфограмму в приставке от орфограммы в корне слова;
осуществлять морфемный и словообразовательный разбор существительных и прилагательных;
работать со словообразовательным словарем для определения морфемного состава, способа образования слова, построения словообразовательных пар и цепочек.
Получит возможность научиться:
учитывать на письме особенности правописания морфем с чередующимися гласными и согласными;
проводить сопоставительный анализ слов, имеющих корни-омонимы;
использовать поморфемное письмо в процессе написания слов;
осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Применять правило правописания приставок на з/с в письменной речи;
Применять правило правописания корней с чередованием в практике письма;
выбирать правильный способ действия при выборе гласной в корне после шипящих;
анализировать содержание текста, подбирать заголовок, составлять план для сочинения по картине, писать сочинение по картине;
проводить смысловой и частичный стилистический анализ художественно-публицистического текста, подробно письменно пересказывать текст.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.
Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.
Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.
Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.
Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.
В результате изучения курса обучающийся научится:
понимать важность изучения лексикологии, так как без знания лексического значения слова невозможно употребить его в речи, передать собеседнику свои мысли и чувства;
различать основные виды лексических словарей.
точно употреблять слова в речи в зависимости от их лексического значения;
объяснять лексическое значение слова разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
работать с толковым словарем для определения и уточнения лексического значения слова, со словарями синонимов и антонимов для обогащения речи, выбора наиболее точного слова для выражения мысли;
осуществлять наблюдение над родовыми и видовыми понятиями в тексте, использовать родовые и видовые понятия для толкования значения слова.
Получит возможность научиться:
определять значения слова с опорой на морфемное строение;
уместно использовать слова-синонимы в речи с учетом их стилистической принадлежности;
использовать слова одной тематической группы при конструировании предложений с обобщающими словами при однородных членах, а также предложений, в которых сказуемое выражено именем существительным;
анализировать средства выразительности в тексте, отвечать на вопросы, систематизировать наблюдения над картиной, совершенствовать письменную речь.
Раздел 10. Морфология
1. Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.
Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.
Междометия и звукоподражательные слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Словари грамматических трудностей.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
В результате изучения курса обучающийся научится:
понимать, на основе каких признаков все слова делятся на части речи: вопрос, грамматическое значение, грамматические (морфологические и синтаксические) признаки, типичные суффиксы и окончания;
применять правило единообразного написания наиболее употребительных суффиксов;
применять правила правописания неизменяемых слов;
понимать механизм формообразования в русском языке;
понимать грамматическое значение нулевого окончания в изменяемых самостоятельных частях речи.
распознавать части речи с учетом их грамматических категорий и морфемных моделей;
соотносить окончание с той грамматической формой слова, которую образует эта морфема.
Получит возможность научиться:
проводить последовательный грамматический анализ самостоятельных и служебных слов с целью их квалификации и правильного использования в речи;
применять правила единообразного написания наиболее употребительных суффиксов и правописания неизменяемых слов.
Раздел 11. Синтаксис
1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.
Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры, полные и неполные.
Виды односоставных предложений.
Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.
Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
В результате изучения курса обучающийся научится:
понимать, что изучает синтаксис как раздел лингвистики;
различать основные признаки словосочетания, их функции в речи;
различать признаки предложения и понятие «интонационная законченность»;
определять грамматическую основу и различать основные типы грамматических основ;
применять правила постановки тире между подлежащим и сказуемым в предложении;
понимать роль второстепенных членов в предложении;
различать типы предложений по характеру грамматической основы, их признаки;
понимать смысловую роль слов или словосочетаний, которые осложняют простое предложение, понимать, что эти слова или словосочетания могут быть главными или второстепенными членами предложения (однородные члены) или членом предложения не являться;
видеть условия постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью;
понимать роль пунктуационных знаков в письменной речи, какие признаки необходимо учитывать при делении текста на предложения;
расставлять знаки препинания внутри простого предложения и применять правила постановки знаков препинания между частями сложного предложения (простые случаи).
осуществлять элементарный интонационный анализ предложения;
выделять грамматические основы в простых и сложных предложениях;
анализировать конструкции с прямым дополнением, находить в двусоставных предложениях грамматическую основу, имеющую разное морфологическое выражение, конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
составлять план действий при выделении второстепенных членов и проводить разбор простого предложения по членам;
работать с учебным словарем эпитетов при составлении словосочетаний и распространении предложений определениями;
различать виды предложений на основе смыслового и грамматико-интонационного анализа;
распознавать и конструировать словосочетания и простые предложения разных видов, выделять грамматические основы и определять второстепенные члены в простых предложениях;
анализировать осложненные простые предложения, составлять схемы предложений, осложненных однородными членами, правильно расставлять знаки препинания, конструировать предложения данного типа правильно и выразительно читать предложения разных синтаксических конструкций;
правильно расставлять знаки препинания в конце предложений, между частями сложного предложения, при однородных членах, обращениях, вводных словах, в предложениях с прямой речью.
Получит возможность научиться:
использовать интонационные возможности в устной речи;
использовать изученные пунктуационные правила на практике;
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Употребление прописной и строчной буквы.
Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом неосложнённом предложении
Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.
Сочетание знаков препинания.
2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
В результате изучения курса обучающийся научится:
понимать роль грамотного письма в процессе письменного общения, возможности орфографии для точной передачи смысла речи;
различать разделы русской орфографии;
применять основной закон русской орфографии (требование единообразного написания морфем);
понимать, что однокоренные слова могут относиться к разным типам склонения, поэтому для правильного определения гласной в падежном окончании нужно прежде всего поставить существительное в начальную форму;
использовать термины «спряжение», «тип спряжения», «личные окончания глагола» и понимать, что правила распространяются только на глаголы с безударными личными окончаниями;
различать основные случаи употребления ь и ъ на письме;
понимать орфограмму как написание, требующее осмысленного выбора;
осуществлять смысловой и этимологический анализ с целью выбора правильного написания;
видеть орфограммы в корнях слов;
осуществлять сопоставительный семантико-орфографический анализ слов-омофонов;
видеть орфограмму в окончании и правильно его писать;
самостоятельно формулировать правило, анализировать и систематизировать информацию учебника;
устно объяснять правописание анализируемых слов в виде рассуждения, письменно объяснять написание с помощью графических символов.
расставлять знаки препинания внутри простого предложения и применять правила постановки знаков препинания между частями сложного предложения (простые случаи).
правильно расставлять знаки препинания в конце предложений, между частями сложного предложения, при однородных членах, обращениях, вводных словах, в предложениях с прямой речью.
Получит возможность научиться:
применять основной закон русской орфографии;
подбирать правильный способ действия при выборе орфограммы;
использовать орфографический словарь с целью самостоятельного решения возникающих затруднений при написании слов.
использовать изученные пунктуационные правила на практике;
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Раздел 13. Язык и культура
1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
В результате изучения курса обучающийся научится:
понимать основные требования к речи: правильность, точность, чистота, выразительность, уместность;
понимать, что необходимым условием соблюдения лексических норм является знание точного лексического значения слова;
различать факторы речевой ситуации;
использовать языковые нормы в речи
исправлять и предупреждать нарушения норм культуры речи в устном и письменном общении;
владеть орфографическими, пунктуационными, орфографическими, лексическими и грамматическими нормами при изучении соответствующих разделов и тем школьного курса.
Получит возможность научиться:
использовать в речи слова приветствия, просьбы, благодарности с учетом речевой ситуации, условий общения;
использовать в речи этикетные слова с учетом речевой ситуации, условий общения;
оценивать собственную речь и речь окружающих с точки зрения соответствия нормам современного литературного языка и правилам речевого этикета.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание Количество часов Развитие речи
Вводный 3 Фонетика 3 Морфемика. Словообразование. Орфография. 6 Морфология 19 2
Синтаксис. Пунктуация. 3 Систематизация изученного 1
Итого 35 НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40 слов.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).
В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
В переносе слов;
На правила, которые не включены в школьную программу;
На еще не изученные правила;
В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
В исключениях из правил;
В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
В написании ы и и после приставок;
В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
В собственных именах нерусского происхождения;
В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200 слов, в 7 классе – 200-2500, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы, в 6 классе – 1,0 – 1,5, в 7 классе – 1,5 – 2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9 классе – 3,0 – 4,0. Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
Стилевое единство и выразительность речи;
Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических. Примечание
При оценке сочинения необходимо учитывать
самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях
Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка – это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет – это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет – с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет – это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.
Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать:
- повторение одного и того же слова;
- однообразие словарных конструкций;
- неудачный порядок слов;
- различного рода стилевые смешения.
Ошибки в содержании сочинений и изложений
Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения. Фактические ошибки:
в изложении:
неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.
В сочинении:
искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.
Логические ошибки
-нарушение последовательности в высказывании;
-отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;
-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
-раздробление одной микротемы другой микротемой;
-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;
-перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);
-неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.
Речевые ошибки
К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.
К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:
употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;
неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;
нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;
употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;
пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);
стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;
Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:
неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;
неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;
смешение лексики разных исторических эпох;
употребление штампов.
Речевые ошибки в построении текста:
бедность и однообразие синтаксических конструкций;
нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;
стилистически неоправданное повторение слов;
неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;
неудачный порядок слов.
Грамматические ошибки
Грамматические ошибки – это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.
Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.
Разновидности грамматических ошибок
Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такиеошибки нельзя воспринимать как орфографические.
Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.)
Синтаксические
а) Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;
б) ошибки в структуре простого предложения:
- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;
- нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;
- разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;
- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;
- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;
- пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.
В) ошибки в структуре сложного предложения:
- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;
- отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;
г) смешение прямой и косвенной речи;
д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.
Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо «юю» по правилу написано другое.
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Оценка тестов
При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
Выведение итоговых отметок
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой отметки преимущественное значение придается отметкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая от метка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оцени вались баллом «2» и «1» с учетом работы над ошибками.
 
Календарно – тематическое планирование.
35 часов в год ( 1 час в неделю)
№ п/пДата Тема урока Количество часов Дата Примечания
1 триместр – 10ч 1 Предложение как единица речи. История слов. 1ч 2 Главные члены предложения. 1ч 3 Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. 1ч ИКТ
4 Фонетика.Звуки и буквы.Буквенная азбука — алфавит. История алфавита. 1ч ИКТ
5 Как проверить «упрямую» букву? Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. 1ч 6 Ударные и безударные гласные. Дидактические игры, упражнения, головоломки. Фонетический разбор слова 1ч 7 Словообразование и орфография Корень слова. Однокоренные родственные слова. Грамматические сказки, дидактические игры, упражнения, головоломки 1ч 8 Роль окончания в слове. Дидактические игры, упражнения. 1ч 9 Образование слов с помощью приставки. Упражнения, игры. Образование слов с помощью суффиксов. Грамматические сказки, дидактические игры, упражнения.
1ч 10 Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. Дидактические игры, упражнения. 2 триместр – 13ч. 11 Приставка и предлог. Дидактические игры, упражнения. 1ч ИКТ
12 Упражнение в правописании ъ твердого знака после приставок. 1ч 13 Части речи. Королевство «Грамматика».
Имя существительное как часть речи. Грамматическая сказка, дидактические игры, упражнения, головоломки 1ч ИКТ
14 Одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные. Дидактические игры, упражнения. 1ч 15 Изменение имён существительных по числам. Грамматическая сказка, дидактические игры, упражнения, головоломки 1ч ИКТ
16 Род имён существительных. Грамматические сказки, дидактические игры, упражнения, головоломки. 1ч ИКТ
17 Беседа о падежах имён существительных. Грамматическая сказка. Именительный падеж. 1ч ИКТ
18 Родительный падеж. Дательный падеж. Дидактические игры, упражнения. 1ч 19 Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж .Дидактические игры, упражнения. 1ч 20 Три склонения имён существительных. Грамматическая сказка, дидактические игры, упражнения. 1ч ИКТ
21 Р/р Коллективное составление рассказа по картине. 1ч 22 Упражнение на определение рода, числа, падежа имён существительных. 23 Весёлый диктант. Именительный, родительный падежи существительных 1-го склонения. Дидактические игры, упражнения. ИКТ
3 триместр – 11 ч. 24 Дательный и винительный падежи имён существительных 1-го скл. Дидактические игры, упражнения. 1ч ИКТ
25 Творительный и предложный падежи. Дидактические игры и упражнения. 1ч 26 Второе склонение имён существительных в ед.ч. Именительный и родительный падежи. 1ч ИКТ
27 Дательный и винительный падежи. Дидактические игры и упражнения. 1ч 28 Творительный и предложный падежи. Дидактические игры и упражнения. 1ч 29 Третье склонение имён существительных в ед.ч. Именительный и родительный падежи. 1ч 30 Дательный и винительный падежи. Дидактические игры и упражнения. 1ч 32 Творительный и предложный падежи. Дидактические игры и упражнения. 1ч 33 Главные и второстепенные члены предложения. Грамматическая сказка. 1ч ИКТ
34 Однородные члены предложения. Грамматическая сказка. Дидактические игры и упражнения. 1ч ИКТ
35 Итоговое занятие. Беседа «Чему мы научились за этот год?» 1ч ИКТ

Литература.
 
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе/А.К.Аксёнова. –М.:. Владос, 2001
Бетенькова Н.М. Конкурс грамотеев/Н.М.Бетенькова, Д.С.Фомин. – М.: Просвещение, 1995
3.  Вартаньян Э. Путешествие в слово/Э.Вартанян.- М.,1979.
4 .Волина В.В. Весёлая грамматика/В.В.Волина. – М.: Знание, 1995
5.  Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. –М.:. Владос, 2001
6..  Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка. 1 – 4 часть.-М,: Владос,2004
7.  Чендулаева Е.Г. Грамматика русского языка в таблицах.- М.:Материк-Альфа,2005
Средства обучения
Наглядный учебный материал.
Таблицы.
Репродукции.
Иллюстрации.
Дидактический материал.
Учебно- методический комплекс по теме: Имя существительное.
Учебно- методический комплекс по теме: Имя прилагательное.
Учебно-методический комплекс по теме: Коррекция зрительного восприятия.
Учебно – методический комплекс по теме: Коррекционные упражнения по русскому языку.
Дидактический материал по теме: Глагол.
Дидактический материал по теме: Местоимение.
Карточки.
Перфокарты.
Учебные пособия.
Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, Москва: «Просвещение», 2012, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации (Серия «Академический школьный учебник»).
Методические пособия.
1. Примерные программы по учебным предметам (стандарты второго поколения). «Русский язык 5-9 классы»; 2 издание, Москва: «Просвещение»
2. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. – Москва: «Просвещение» 2012.
3. Поурочные разработки. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина; Москва: «Просвещение», 2011.
4. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.:Просвещение, 2010.