Учебное занятие в системе дополнительного образования детей (9-12 лет)

МБОУДО ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР

Отдел художественного творчества




ТЕАТР ИГРЫ
«ЗАТЕЙНИКИ»



Учебное занятие
в 1 группе
(дети 9-12 лет)
Тема: «Способы активизации зрителя».

(Занятие из раздела: «Игровые технологии»)

Продолжительность 45 минут




Педагог дополнительного образования:
Гавзова Виктория Валерьевна,






Северодвинск
2016


Тема: «Способы активизации зрителя».
Цель: Организация деятельности учащихся по повторению и обобщению пройденного материала, развитие   умений применять полученные знания в работе с аудиторией. Создание условий для овладения учащимися методами и приемами активизации зрителя.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить с методами «заманивания»: активизация публики, вовлечение ее в действие.
Познакомить с приемами словесной импровизации.

Развивающие:
Развивать умение прогнозировать ситуацию в зрительном зале, на начало мероприятия.
Развивать умение взаимодействовать с партнерами.
Сформировать умение слышать и контролировать свою речь.

Воспитательные:
Формировать навыки вежливого общения и взаимодействия с публикой
Воспитать чувство ответственности за свои действия
Привить навыки анализировать и выстраивать в сценических условиях последовательность и логику поступков.


Ожидаемый результат: Избавить воспитанников от сценических зажимов, научить творчески подходить к поставленным задачам и не бояться выражать себя.
Методы обучения: использование личностно-ориентированных технологий с элементами игровых технологий 

Формы организации занятия: индивидуальная, групповая, коллективная

Оборудование: Музыкальный центр.
Этапы занятия:
Организационный этап. (10 мин.)
Мотивационный этап (1 мин.)
Основной этап. (30 мин.)
Итоговый этап. (2 мин.)
Рефлективный этап (2 мин.)

Ход занятия.
Организационный этап - 10 минут
Цель: настроить воспитанников на продуктивную работу по теме, выяснить эмоциональное состояние воспитанников до начала занятия.
Педагог: - Добрый день, ребята! Рада приветствовать Вас на занятии, давайте поделимся своим настроением друг с другом.
Упражнение-игра «Здравствуйте». 
Педагог здоровается с воспитанниками, проявляя какое-либо  состояния: радость, печаль, удивление, обида, злость, подозрительность, злорадство, доброжелательность
Воспитанники приветствуют педагога  согласно, тому настроению, с которым пришли на занятие, стараясь, как можно точнее передать эмоциональное состояние.
Вопрос педагога: Что такое эмоции?
Ожидаемые ответы воспитанников:  проявление чувства, переживания.

1)Артикуляционная гимнастика.
Цель: подготовить речевой, дыхательный аппарат и другие выразительные инструменты тела воспитанников для дальнейшей работы
Педагог: Традиционно наши занятия начинаются с артикуляционной гимнастики и разминки. Давайте вместе вспомним, какие упражнения мы делали на прошлых занятиях.

Статистические упражнения
Упражнение «Лопаточка». 
Высунуть широкий язык, расслабить и положить на него нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Удерживать язык в таком положении 10 сек., выполнять 6-8 раз
Упражнение «Трубочка». 
Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять упражнение 6-8 раз. Динамические упражнения 
Упражнение «Вкусное варенье».
Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Выполнять упражнение 6-8 раз.
Упражнение «Качели».
Высунуть узкий язык. Потянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Выполнять упражнение 6-8 раз. Упражнение для речевого аппарата «Звукоряд».
 Произнесите поочередно гласные звуки, стараясь максимально удлинить каждый звук на одном выдохе: и- э- а- о- у –ы –и. Старайтесь чтобы звуки произносились на одном дыхании, постепенно усложняя упражнение количеством произнесенных звуков на одном дыхании.
Дикционное упражнение.
Упражнение на силу голоса на основе скороговорки: «Бык тупогуб».
Скороговорку следует сначала произносить медленно, артикулируя каждый звук, а потом постепенно переходить к скороговорке.
Бык тупогуб
Тупогубенький бычок,
У быка бела губа была тупа.
2) Разминка для всего тела (упражнения для снятия психических и физических зажимов):
Упражнение «Замороженный»
Участники застыли в спонтанной позе якобы миллионы лет тому назад. Участники должны попробовать выбраться из замороженного состояния, используя свою энергию. Но для начала нужно представить себя вмерзшим в глыбу.
Упражнение «Ртутный шарик».
Необходимо сконцентрировать внимание на кончике мизинца левой руки, чтобы затем вообразить себе в мизинце левой руки крошечный ртутный шарик подвижного металла, который готов рассыпаться на множество более мелких шариков по всему телу.
*В подобных упражнениях подсознание диктует телу такие позы и движения, которые невозможно придумать и повторить специально. После подобных упражнений, хотя они и дают большую физическую нагрузку, не болят мышцы, как это бывает после обычной зарядки. Почему? Потому что подобные упражнения выполняются с учетом индивидуальных особенностей.
Мотивационный этап – 1 минута.
Цель: Мотивирование воспитанников к изучению нового материала
Педагог: Итак, мы с вами готовы, чтобы воспринимать новую информацию. Ребята, как вы думаете, что нужно сделать, чтоб зритель стал участником представления?
Дети: (ожидаемый ответ воспитанников): Его нужно вовлечь в действие.
Педагог: Правильно. Активизация публики, вовлечение ее в действие, коллективное творчество масс - это самые важные, основные условия массового представления.

Основной этап – 30 минут
Существует несколько методов активизации аудитории. Например:
«Подсадка».
Суть приема: среди зрителей находятся «свои люди», которые из зала задают вопросы ведущим и другим действующим лицам праздника, вступают с ними в полемику, побуждая тем самым к активным действиям аудиторию.
«Прием длинных шнуров».
Разговор-интервью с сидящими в зале зрителями.
Коллективное пение.
Усиливает ощущение общности, помогает аудитории раскрепостится.
Шествия и коллективные выходы (виды реального действия). 
Коллективные шествия должны быть органичны в режиссерском замысле праздника. Они могут быть как прологом (Олимпийские игры - выход команд- представление стран, участвующих в играх), так и кульминацией праздника. - Коллективные выступление, рапорты, переклички. Выступление свих, местных, узнаваемых героев (ветеранов труда, войны и т.д.). Придает празднованиям особую эмоциональность и теплоту.
Ритуальные или церемониальные действия.
Примеры торжественной церемонии на праздниках: моменты вноса и выноса знамени, зажжение и эстафета огня, поднятие и спуск знамени, принятие клятв, минута молчание, возложение цветов, венков и т.д.
Игровое действие.
Главным средством активизации участников мероприятия является игра. Игры воспринимаются всеми категориями детей «на ура». Конечно, если удалось привлечь внимание зрителей, удержать его и захватить их интерес.
С помощью игры можно подготовить человека к активному восприятию, включить его в массовое действие. При подборе игр для праздника необходимо знать для какой аудиторию. Игра, какой бы она не была, зависит от потребностей, запросов и интересов аудитории.
Активность аудитории так же повышают:
· Формы массового действа, которые готовятся и проводятся самими людьми, - будущими участниками этих зрелищ.
· Деловые игры, митинги, слеты, КВНы, аукционы, викторины «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и т.д.
· Знание режиссером степени эмоционального восприятия, уровня знаний, интересов, потребностей, ориентационных установок аудитории все это необходимо, для  того чтобы сделать зрительскую аудиторию активным участником в празднике.
Музыкальность и игры, музыкально-танцевальные конкурсы помогают раскрепостить детей и создать атмосферу шумного веселья. С одной стороны, казалось бы, простые и незамысловатые движения по кругу хоровода, но они собирают детей вместе и помогают держать дисциплину, чтобы праздник не перерос в хаос. С другой стороны, периодическое баловство и просто веселье без границ, делают праздник интересным.
Ребята, как вы думаете, что нужно учесть при применении приемов вовлечения зрителя в действие?

Дети: (ожидаемый ответ воспитанников)
-Оценить возможную реакцию зрителей.
- Оценивать обстановку, включится ли зритель в действие.
-Подумать, будут ли петь зрители именно на этом мероприятии.
- Обдумать, что нужно сделать, чтобы участвовало как можно больше людей.

Педагог: Верно ребята. Сегодня мы познакомились с методами и приемами активизации зрителя. А сейчас, давайте попробуем проиграть несколько игр с залом или как их называют по другому – игр «ледоколов».
Игры с залом.
Педагог: Сейчас мы познакомимся с правилами игр, а после вы попробуете проиграть их со своими коллегами самостоятельно.
Игра «Весёлая разминка»
Педагог: Эта игра используется при проведении классных и школьных мероприятий, для заполнения непредусмотренных пауз в сценарии или активизации внимания зала, в качестве физминутки.
Цель: Создать позитивное настроение.
Правила игры
1.    Ведущий произносит слова первый раз и,  одновременно с залом  показывает упражнения.
2.   Пробный прогон игры.
Зал делится на две команды «Мальчики» и «Девочки». После выполнения упражнений, о которых говорится в тексте, команда «Мальчиков» хором кричит : ««Ха, ха, ха! Хи, хи, хи! Все девчонки хороши!». За командой «Мальчиков» кричит команда «Девочек»: «Ха, ха, ха! Хи, хи, хи! Все мальчишки хороши!»
3.   Игра. Ведущий произносит слова разминки и делает упражнения вместе с залом. С каждым разом темп разминки увеличивается. Повторяется разминка 3-5 раз.
Педагог: Ребята, заметили как в завершении игры, вы не успеваете повторять упражнения за ведущим, и кричите не слаженно, сбиваетесь? Это и есть самое интересное. Главное в ней, что у всех поднимается настроение!
Игра «Барыня»
Педагог: Эта игра используется при проведении массовых мероприятий, детских утренников. Участники могут во время игры стоять в кругу или сидеть. Главное, чтобы всем было удобно.
Цель: Активизация зрителей, создание позитивного настроения.
Правила игры
1.    Ведущий делит зал (участников) на три команды. Каждая команда будет исполнять (петь и танцевать) один «куплет».
2.   Разучивание куплетов с каждой командой.
3.   Исполнение куплетов по-очереди под музыкальное сопровождение.
Мелодия с каждым куплетом исполняется быстрее. Ускоряется темп, ускоряется и исполнение песни-танца. Выигрывает та команда, которая от начала до конца музыки пропоет свою часть песни дружно и правильно. Ведущий при этом исполняет все части песни вместе с участниками.
Музыкальная игра «В нашем зале все друзья»
Педагог: Используется при проведении массовых мероприятий, детских утренников, в детском лагере, при проведении классных часов. Участники могут во время игры стоять или сидеть, лучше всего играть в кругу.
Цель: Сплочение коллектива, уважение, доброе и внимательное отношение к окружающим, активизация зрителя.
Правила игры
Ведущий напевает строчку из песни, а зал повторяет за ним слова и движения.
Первая, вторая и пятая строчки повторяются из куплета в куплет.
Меняется содержание третьей и четвёртой строчки.
Итоговый этап – 2 минуты

Педагог: Итак, на занятии мы познакомились с методами и приемами активизации зрителя. Какие приемы вы запомнили?
Дети (ожидаемые ответы детей):
-Прием «длинных шнуров».
-Разговор-интервью с сидящими в зале зрителями.
- Коллективное пение.
- Шествия и коллективные выходы
Педагог: Молодцы ребята. Вам понравились игры «ледоколы»? Что оказалось самым трудным? Что не вызвало трудности?
Ребята, домашнее задание на следующее занятие: подумать какие игры еще можно использовать для активизации зрителей.
 Спасибо Вам за занятие, а сейчас давайте попрощаемся и покажем друг другу с каким настроением вы уходите с занятия.
Рефлективный этап – 1 минута Игра – упражнение на проявление эмоций «До свидания».
Цель: показать, как изменилось эмоциональное состояние в процессе занятия через ритуал прощания.
      Воспитанники прощаются друг с  другом, согласно, тому настроению (радость, разочарование, негодование, безразличие) , с которым покидают занятие, стараясь, как можно точнее передать эмоциональное состояние.





Список рекомендуемой литературы:

Выготский Л.С. Педагогическая психология.
· М.: «Педагогика», 1991
Ахметов Н.К., Хайдарова Ж.С. Игра как процесс обучения.
· А.-А., 1985
Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение.
· М., 1991.
4. Панфилов. Режиссёру праздника об игре.
5. Журнал "Праздник"




















Приложение 1.
Игра «Весёлая разминка»
Правила игры
1.    Ведущий произносит слова первый раз и,  одновременно с залом  показывает упражнения.
2.   Пробный прогон игры.
Зал делится на две команды «Мальчики» и «Девочки». После выполнения упражнений, о которых говорится в тексте, команда «Мальчиков» хором кричит : ««Ха, ха, ха! Хи, хи, хи! Все девчонки хороши!». За командой «Мальчиков» кричит команда «Девочек»: «Ха, ха, ха! Хи, хи, хи! Все мальчишки хороши!»
3.   Игра. Ведущий произносит слова разминки и делает упражнения вместе с залом. С каждым разом темп разминки увеличивается. Повторяется разминка 3-5 раз.
Руки к пяткам и к ушам,
На колени и к плечам,
В стороны, на пояс, вверх,
А теперь весёлый смех:
«Ха, ха, ха! Хи, хи, хи! Все девчонки хороши!».е с залом
 «Ха, ха, ха! Хи, хи, хи! Все мальчишки хороши!»
Педагог: Ребята, заметили как в завершении игры, вы не успеваете повторять упражнения за ведущим, и кричите не слаженно, сбиваетесь? Это и есть самое интересное. Главное в ней, что у всех поднимается настроение!
Игра «Барыня»
Правила игры
1.    Ведущий делит зал (участников) на три команды. Каждая команда будет исполнять (петь и танцевать) один «куплет».
2.   Разучивание куплетов с каждой командой.
1 куплет
- Веретёны не точёны. (хлопки в ладоши).
2 куплет
- В бане веники мочоны. (притопывание ногами).
3 куплет
- Барыня, барыня, сударыня барыня! (поочерёдное разведение рук в стороны с поворотом корпуса вправо, затем влево)
3.   Исполнение куплетов по-очереди под музыкальное сопровождение.
Мелодия с каждым куплетом исполняется быстрее. Ускоряется темп, ускоряется и исполнение песни-танца. Выигрывает та команда, которая от начала до конца музыки пропоет свою часть песни дружно и правильно. Ведущий при этом исполняет все части песни вместе с участниками.
Музыкальная игра «В нашем зале все друзья»
Правила игры
Ведущий напевает строчку из песни, а зал повторяет за ним слова и движения.
- В нашем зале все друзья (в нашем зале все друзья)
- Вы и мы, и ты, и я (вы и мы, и ты, и я)
- Улыбнись тому, кто справа (улыбнись тому, кто справа)
- Улыбнись тому, кто слева (Улыбнись тому, кто слева)
- Мы – одна семья (мы – одна семья).
Первая, вторая и пятая строчки повторяются из куплета в куплет.
Меняется содержание третьей и четвёртой строчки.
Варианты:
- Улыбнись тому, кто справа (улыбнись тому, кто справа)
- Руку дай тому, кто справа (тому, кто слева);
- Поцелуй (воздушный) тому, кто справа (тому, кто слева);
- Рожки строй тому, кто справа (тому, кто слева);
- Ущипни того, кто справа (того, кто слева);
- Обними того, кто справа (того, кто слева);
- Будь здоров тому, кто справа (Здравым будь тому, кто слева);
- Добрый день тому, кто справа (добрый день тому, кто слева)
и т.д.



Приложение 2



 см. Приложение 1

 см. Приложение 1











Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 3C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Xl4K3rUNHAw.jpg15