Опыт с детьми ОВЗ педагога дополнительного образования Оньковой Людмилы Николаевны


«Описание опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Педагог дополнительного образованияОнькова Людмила НиколаевнаМБОУДО «ЦДО «Горизонт»
Пермский край, Юсьвинский р-он, пос. МайкорМир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?Почему он так испуган? Почему не говорит?Мир «особого» ребёнка – он закрыт от глаз чужих.Мир «особого» ребёнка - допускает лишь своих
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами дополнительного образования в сообществе сверстников и взрослых является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечение полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности закреплено Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Эта категория детей обладает дополнительными образовательными правами на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст. 2, 5, 16, 29, 31 ФЗ № 273.
Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей – инвалидов на участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной образовательной политики.
Дети с ограниченными возможностями здоровья одна из наиболее уязвимых категорий детей. Круг общения таких детей невелик. Только система дополнительного образования может предоставить им возможность реализовать свой потенциал.
На протяжении пяти лет наше учреждение тесно работает с МБОУ «Майкорской общеобразовательной школой – интернатом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». В данном учреждении преимущественно обучаются дети 8 – го вида.
Такие дети психологически «младше своего возраста». Мышление их более конкретно; им сложно думать об абстрактных вещах. Память, внимание ослаблено. Им труднее осваивать учебный материал, и они быстро его забывают.
Дети быстро утомляются. Им надоедает слушать, играть, куда-то идти, делать любую монотонную работу. У них слабый самоконтроль, Данное обещание быстро забывается, запрет нарушается.
Но эти дети добры и отзывчивы, хотя могут быть агрессивны и упрямы. Они очень чувствительны и обидчивы. Очень подвержены влиянию: как хорошему, так и плохому.
Для результативной работы мною была разработана адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Маленький умелец». Программа художественной направленности, способствует развитию интеллекта, мышления, памяти, чувства прекрасного, а самое главное моторики рук.
Программа имеет 4 основных блока:
1.Работа с бумагой – « Бумажные самоделки»
* «Волшебная аппликация»;
* «Чудо бумага – гофрированный картон»;
* «Страна оригами»;
* «Необыкновенное кручение»
2.Работа с ненужными вещами – «Необыкновенные чудеса»
* «Чудо бумага»;
* «Чудеса природного материала»: (крупа, стружка)
* металлы (проволока, чеканка)
* пластмасса, волокнистые материалы
3.Природные дары – «Королевство природы»
* в стране «Листопадии»
* «Лесное царство»: (хвоя, шишки)
* «Водное царство»: (камни, ракушки)
* «Лебединое озеро»: (перья птиц, яичная скорлупа)
4.Работа с нитками – изонить – «Царство ниточки»
* «Декоративный уголок» - заполнение угла, ёлочка, рамочка для фотографий, волна;
* «Сказочная окружность» - заполнение окружности, снеговик, медальоны, шары;
* «Прекрасные сюжеты» - снежинки, цветы в вазе, декоративные закладки, праздничный салют;
* «Сказочные картины»
В начале учебного года программа корректируется и, исходя из индивидуальных возможностей детей, вносятся дополнительные темы, изменяется количество часов по темам.
Материал для занятий подбирается так, чтобы дети не чувствовали утомления. На занятиях чередуются различные виды деятельности, Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Каждый ребенок требует индивидуального подхода. На занятиях необходимо повышенное внимание к выполнению правил техники безопасности. На занятиях даю минимум теории, все сводится к практической деятельности, что обусловлено особенностями детей этой категории. Материал берется самый элементарный, посильный.
Считаю, что начинать работу с такими детьми нужно с формирования положительного эмоционального настроя. Это удается, когда я применяю диалоговые формы общения. Встреча с детьми всегда начинается с доверительного и доброжелательного общения. Каждый ребенок работает в своем темпе, в соответствии со своими возможностями.
Все занятия носят практико-ориентированный характер. Это расширяет возможности приобретения практического опыта ребенка, формирование и развитие новых жизненных умений и навыков, которые они применяют в жизни. Своими работами ребята украшают свое жилище, одежду, вяжут необходимые аксессуары, дарят подарки друзьям на праздники и дни рождения. Таким образом, формируется осознание своей значимости. Ни один праздник в ЦДО не обходится без выставок или конкурсов поделок. Это приобщает детей к праздникам, общечеловеческим и духовным ценностям.
Лучшие поделки учащихся выставляются на конкурсы различных уровней (от поселкового до международного). И имеют следующие результаты:
2013 год, Всероссийский дистанционный конкурс декоративно-прикладного творчества «Арт-талант», «Достучатся до каждого сердца…», диплом 2 место
2014 год, Всероссийский дистанционный конкурс «Рыжий кот» декоративно-прикладного творчества «С 8 марта», участие
Краевой конкурс детских и юношеских работ декоративно-прикладного творчества «Узоры Пармы», диплом 3 место
Краевой детский творческий конкурс-фестиваль «Дарования Прикамья», участие
Всероссийский дистанционный конкурс декоративно-прикладного творчества «По осеннему шепчут листья…», диплом 3 место
2015 год, Районный конкурс декоративно – прикладного творчества «Наше творчество 90-летию Юсьвинского района», участие
Всероссийский дистанционный конкурс «Рыжий кот» декоративно-прикладного творчества «Под рукой оживает бумага», диплом 3 место
Краевой детский творческий конкурс-фестиваль «Дарования Прикамья», участие
2016 год, Муниципальный тур «Шаги к успеху» XII фестиваль искусств детей и юношества им. Д. Б. Кабалевского «Наш Пермский край», участие
Краевой детский творческий конкурс-фестиваль «Дарования Прикамья», участие
Чтобы дети чувствовали себя равноправными членами общества, имели возможность общаться с ровесниками, мы приглашаем детей в Центр на массовые мероприятия, они принимают участие в традиционном ежегодном фестивале детского творчества «Радуга талантов» для учащихся Центра. На этом мероприятии дети отмечаются грамотами и получают памятные призы.
Занимаясь декоративно-прикладным творчеством, дети обретают как бы второе зрение: в своей работе они учатся видеть неповторимую красоту, образ. Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным критерием, показателем уровня развития ребенка, она выступает стимулом для развития его собственных творческих способностей. Что особенно актуально в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Моя главная задача открыть каждого ребенка с творческой стороны.
Вся работа с детьми-инвалидами ведется с соблюдением определенных психолого-педагогических условий:
учет сложившегося социального опыта ребенка;
безусловное принятие ребенка как личности;
учет возможностей, интересов, потребностей, индивидуальных особенностей;
создание ситуации успеха.
Ребята, с которыми я занимаюсь, испытывают удовлетворение от сознания того, что они преодолевают определенные трудности. Затем подобные явления становятся для них обыденностью, и они готовы идти к новым целям, выполнять более сложную работу. Во время работы у ребенка улучшается память и пространственно- логическое мышление, развивается ловкость, увеличивается словарный запас. Все занятия носили практико-ориентированный характер. Это расширяет возможности приобретения практического опыта ребенка, формирование и развитие новых жизненных умений и навыков. Дети с ОВЗ, так же способны и талантливы, как и обычные дети. Они нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить свои возможности и оказали поддержку – как педагоги, так и семья, в которой они воспитываются. Ребенок, переживший незабываемый, счастливый опыт творчества, не может остаться прежним. Эмоциональная память об этом будет заставлять его искать новые творческие подходы, поможет преодолевать неизбежные кризисы, возникающие в их повседневной жизни.
Рекомендации педагогу дополнительного образования по развитию личности ребенка с ОВЗ
1.Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.
2.Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.
3.Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.
4.Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.
Дополнительное образование предоставляет ребёнку максимум возможности для развития его потенциальных творческих способностей с учётом интересов и желаний, получения допрофессионального образования, оказывающего огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Для многих детей – это основная, а иногда и единственная возможность для того, чтоб получить жизненно важные практические навыки.