Урок-экскурсия по теме Весенние изменения в природе


Урок-экскурсия
Тема. Весенние изменения в природе.
Цель. Наблюдения за весенними изменениями в неживой и живой природе, знакомство с растениями и животными лесопарка, актуализация знаний о взаимозависимости между человеком и природой, развитие экологических знаний, воспитание эстетических чувств и любви к природе.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Предметные.
Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил поведения в мире природы .Освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация, получение информации в открытом информационном пространстве). Метапредметные.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Активное использование речевых средств для решения познавательных задач.
Ход экскурсии
I.Подготовительная часть
Проводится предварительная работа по изучению народных примет, пословиц. Дети учат стихи о весне.
1).Задания для обучающихся:
Наблюдения за весенними изменениями в природе.
Знакомство с растительным и животным миром лесопарка
Сбор природного материала для уроков трудового обучения.
2) Повторение правил поведения в природе.
Не рвать цветы.
Не трогать птичьи гнёзда.
Не разрушать муравейники.
Не ломать ветки деревьев и кустов.
Не разжигать костёр, не оставлять мусор.
Соблюдать тишину, чтобы не беспокоить лесных обитателей.
Не ловить шмелей, бабочек, стрекоз, божьих коровок, они опыляют растения и уничтожают вредителей.
II. Основная часть.
1. Ознакомление с весенними изменениями в природе.
1).Работа над загадкой.
Зазвенели ручьи,
прилетели грачи.
В улей пчела
первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
когда это бывает? (Весной)
2).Наблюдения за природой. Диалог.
– Что изменилось в природе весной?
– Какие изменения происходят в живой природе?
– Какие первые запахи приносит весенний ветерок?
3).Работа с пословицей.
Март с водой, апрель с травой, май с цветами.
– О каких характерных изменениях в природе за каждый месяц говорится в этой пословице? (Ответы детей)
– Какие ещё знаете приметы и пословицы о весне?
В марте облака плывут быстро и высоко – к хорошей погоде.
Случившийся в марте гром – признак плодородия.
Первый апрельский дождь воза золота стоит.
В конце марта – начале апреля прилетают скворцы.
Май холодный – год хлебородный.
Весенний день – год кормит.
2. Наблюдения за животным миром
1).Наблюдения за насекомыми.
– Насекомые в большинстве своём наносят большой вред лесам. Это жуки - дровосеки, короеды, златки, шелкопряды и другие. Но есть и полезные насекомые. Назовите их. (Ответы детей)
– Почему муравьи считаются санитарами леса? Что вы о них знаете?
Наблюдение за муравейником. Беседа о бережном к ним отношении.

2).Наблюдения за птицами.
– Назовите зимующих птиц. Что вы знаете о них?
– Какие птицы прилетают к нам с приходом весны?
– Как вы поступите, если найдёте птичье гнездо или выпавшего из него птенца?
– В чём заключается польза птиц?
(Основной пищей птиц являются насекомые, которые причиняют очень большой вред лесам. Розовый скворец, например, в сутки съедает 200 грамм саранчи. Еще интенсивнее идет питание птенцов. Точными наблюдениями установлено, что ласточки, скворцы, синицы и другие мелкие птицы во время выкармливания птенцов подлетают к гнезду с пищей в клюве сотни раз в сутки. В частности, большая синица приносит пищу птенцам 350-390 раз в сутки, большой пестрый дятел более 300 раз. Представьте, какую пользу приносят пернатые друзья.)3).Слушание пения птиц.
4). Знакомство с обитателями леса.
Учитель:
Вот он лес, дремучий лес,Полный сказок и чудес.Ты о чем шумишь листвоюНочью темной, грозовою?Что нам шепчешь на зареВесь в росе, как в серебре?Кто в глуши твоей таится?Что за зверь? Какая птица?Все открой, не утаи,Ты же знаешь, мы свои.
Конкурс «Знатоки родной природы» Дети называют животных – обитателей местного лесопарка.( Белка, ёж, крот, куница, лиса и др.) Обсуждение проблемы «Как вести себя в лесу, чтобы не беспокоить животных?»
3. Наблюдения за растительным миром.
1) Дидактическая игра «Найди дерево»
Белоствольные красавицыДружно встали у дорожки,Книзу веточки спускаются,А на веточках сережки. (Берёза)
Берёзы
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня же обижают:
Шкуру тонкую сдирают.(Липа)
Я самый серьёзный из русских деревьев,
Так просто не дамся на сруб.
Раскидиста крона, крепки мои ветви.
А люди зовут меня …(Дуб)
(Дети находят эти деревья, наблюдают за особенностями каждого, за весенними изменениями)
2). Чтение детьми стихотворений.

Распустились почки, лес зашевелился,Яркими лучами весь озолотился.
На его окраине из травы душистойВыглянул на солнце ландыш серебристый.
И открылись кротко от весенней ласкиМилой незабудки голубые глазки. (С. Дрожжин)
Я пройдусь по лесам, Много птичек есть там; Все порхают, поют, Гнёзда теплые вьют.
Побываю в лесу, Там я пчёлок найду: И шумят, и жужжат, И работать спешат.
Я пройдусь по лугам, Мотылёчки есть там: Как красивы они В эти майские дни. (А. Майков)
Вот уж снег последний в поле тает,Тёплый пар восходит от земли,И кувшинчик синий расцветает,И зовут друг друга журавли.Юный лес, в зелёный дым одетый,Теплых гроз нетерпеливо ждёт;Все весны дыханием согрето,Все кругом и любит и поет… ( А.К. Толстой)
3)Наблюдение за красотой окружающей природы.
III. Заключительная часть.
1).Дидактическая игра «Лесные тайны»
– Остановитесь, оглядитесь, внимательно все посмотрите. Что вы видите? Что слышите? Найдите тайны леса, расскажите о них.
(Вблизи поляны лесной родничок)
Родничок журчит, струитсяДень и ночь из года в год:Чтобы смог воды напиться,Кто захочет, кто придёт.Мать-Земля его послалаДля своих родных детей:-Для зверушек и растений,И, конечно, для людей.Чтоб напились, чтоб умылись,Чтоб здоровыми росли,Чтоб любили, понимали
И Природу берегли. (А. Ченин)
Дети обсуждают проблему «Родник – дар природы. Охрана родника»
2) Сбор природного материала для уроков труда.
3) Итоговые задания группам
I группа. Рисование на тему «Природа весной»
II группа. Рисование листовок «Правила поведения в лесу»