Использование видеоматериалов при обучении английскому языку студентов технического колледжа


Использование видеоматериалов при обучении английскому языку студентов технического колледжаВ настоящее время английский язык приобрел статус международного языка. Он стал неотъемлемой частью современной культуры, экономики, политики, спорта, образования, искусства, туризма, науки. Следует отметить, что устное и письменное общение на английском языке стало реальностью и необходимостью: мы часто сталкиваемся с телевещанием, простыми инструкциями по использование на английском языке, а так же общением с иностранцами, как в жизни, так и по интернету. Так, целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию.
Современные технические средства обучения выступают хорошим помощниками в решении этих задач. Особое место среди них занимают аудиовизуальные средства: кино, видеопрограммы, и учебное телевидение.
Предметом нашего исследования является использование аудиовизуальных форм при обучении английскому языку.
Можно отметить, что введение видео в процесс обучения меняет характер традиционного занятия, делает его более живым и интересным. Также применение видео способствует расширению общего кругозора студентов, обогащению из языкового запаса и страноведческий знаний. Еще одним преимуществом видеофильмов является непосредственность изображения реальной действительности, изображения реальной действительности, особая манера общения ведущего со зрителями (если это телепередача или телешоу), использование крупного плана, навязчивое предъявление информации, красочность, наличие музыкального фона. То есть создаются условия наиболее приближенные к естественным (естественная языковая среда – совокупность речевых и неречевых условий, который отражают быт, культуру и традиций носителей языка в фактах данного языка).
Существует огромное количество видеоматериалов, которые можно использовать. Это могут быть рекламные ролики или интервью с известными людьми, мультфильмы или сюжет из мировых блокбастеров, фрагменты новостей и телепередач. По стилю передаваемой информации их можно разделить на следующие:
- художественные (мультфильмы, различные художественные фильмы, фрагменты спектаклей);
- научно-популярные, публицистические (интервью, документальные и учебные фильмы);
- информационные (реклама, записи новостей, телепередач);
- страноведческие (видео-экскурсии).
Несомненно, предпочтение следует отдавать аутентичным материалам. Аутентичные видеоматериалы обладают различными методическими особенностями. Согласно жанрово-тематической направленности их можно разделить на 3 группы:
- развлекательные программы (драматические произведения всех видов, шоу, «музыкальное» видео, спортивно-развлекательные программы и др.);
- программы, базирующихся на фактической информации (документальное видео, теле-дискуссии и др.);- «короткие программы» (shorties), продолжительностью от 10 секунд до 10-15 минут (новости, прогноз погоды, результаты спортивных состязаний, рекламные объявления и др.).
Видео можно использовать при обучении всем видам речевой деятельности, особенно при обучении восприятия речи на слух и говорению, также в упражнениях для обучения аспектам языка.
Так, лексические упражнения с использованием видео ориентированы на восприятие лексических единиц в адекватном аудиовизуальном контексте, чему способствует применение таких приемов, как:
- прогнозирование (prediction) слов, фраз, которое будут произнесены персонажами видеоэпизода после паузы, их дальнейших действий, поступков, а также внешности персонажа, которого обучаемые должны описать на основании звукового ряда, не видя его на экране; - распознавание, нахождение (identification) в видеофрагменте определенных предметов, явлений, действий, цветовых обозначений, названия которых записаны на доске, включая «отвлекающие»;- соотнесение (matching) прилагательных, записанных на доске или на карточке, с тем или иным персонажем видеоэпизода; списка синонимов с ключевыми словами их видеофрагмента.
В обучении грамматике видео дает возможность показать, как зависят друг от друга грамматика и речь, как грамматические структуры применяются носителями языка. Активизация грамматического материала будет происходить в говорении после просмотра фрагмента. Это могут быть комментирование содержания фильма, дополнение ситуации ( например: восстановление телефонного разговора), озвучение реплик, составление вопросов разных видов к содержанию видеофильма или для интервью с главным героем фильма или режиссером фильма.
С помощью видеофильма также можно развивать умения чтения, главным образом, в процессе работы над картинками или сценарием видеофильма. С этой целью обучаемым предлагается следующий перечень заданий:
-прочтение перед просмотром видеофильма резюме по его содержанию с последующим заполнением пробелов недостающими словами и фразами;
-прочтение краткого резюме по содержанию фрагмента и нахождение во время просмотра той его части, которая неверна, не соответствует действительности;
-предшествующее демонстрации художественного фильма последовательное прочтение частей его сценария с целью извлечения основной информации и подготовки к восприятию фильма.
Для обучения говорению можно применять следующие упражнения:
-просмотр видеофрагмента без звука и ответы на вопросы о том, где находятся собеседники, каковы взаимоотношения между ними, различия в статусе;
-просмотр видеофрагмента без звука и определения, какой из двух предложенных на карточке диалогов (официальный или неофициальный) соответствует ему.
Упражнения, предназначенные для обучения монологической речи, включают:
-составление рассказа о том, что уже случилось к определенному моменту видиоэпизода;
-предположение о том, что произойдет дальше;
-восстановление пропущенной части сюжета видеофрагмента ( начало, конец или кульминационное событие в середине эпизода);
-подготовка пересказа сюжета от имени одного из персонажей.
Таким образом, можно отметить, что внедрение видео в процесс обучения иностранным языкам помогает решить многие задачи. Видео служит сильным стимулом к изучению иностранных языков. Обучаемые получают возможность применить и расширить свои знания на незнакомом аутентичном материале. Когда обучаемые осознают, что они в состоянии понимать иноязычную аутентичную речь, у них повышается самооценка и мотивация к изучению предмета. При работе над видеофрагментом задействованы все четыре вида коммуникативной деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо. Основное внимание уделяется аудированию, самому трудному аспекту в обучении иностранного языка. Видеоподдержка делает процесс обучения аудированию более эффективным.
Литература
1. Азимов Э.Г. Материалы интернета на уроках английского языка / Э.Г. Азимов// Иностранные языки в школе. -2001.-№6-С. 19-21.
2. Барменкова, О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи / О.И. Бараменкова// Иностранные языки в школе.-1999.-№3. –С.20-25.
3. Вайсбурд, М.Л, Пустосмехова Л.Н. Телепередача как опора для организации речевой игры на уроках иностранного языка / М.Л. Вайсбурд, Л.Н. Пустосмехова// Иностранные языки в школе. -2002.-№6.-С. 6-10.
4. Верисокин Ю.И. Видеофильмы как средство мотивации школьников при обучении иностранным языкам / Ю.И. Верисокин// Иностранные языки в школе. -2003.-№5. С.31-35.
5. Ильченко Е.И. Использование видеозаписи на уроках английского языка // Первое сентября, Английский язык №9 2003 г. С. 7