Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам.


Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам.
В моей деятельности, как учителя начальных классов, внеурочная работа занимает важное место. Содержание внеурочной работы значительно выходит за рамки учебной программы и определяется интересами учащихся, что позволяет значительно расширить и углубить знания, применять их в жизненных ситуациях.
Чтобы разбудить в ребёнке волшебника я веду факультативный курс «Мир фантазии». Иногда в житейском обиходе под фантазией понимают нечто пустое, ненужное, легковесное, не имеющее никакого практического приложения. Но как показывает практика, хорошо развитая, смелая, управляемая фантазия - это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления. Я учу своих детей фантазировать по определенным правилам. Это помогает «расковать» их мышление, не бояться высказывать свои мысли, учит быть хозяином своих знаний, помогает овладеть наглядно-образным мышлением и сохранить его на всю жизнь. Ведь без фантазии нельзя мечтать, нельзя предвидеть, нельзя планировать, нельзя научиться видеть проблемы, нельзя научиться догадываться. Мы выпустили сборник наших рассказов и сказок «Мир фантазии». В каждом произведении используются приёмы фантазирования. Для примера приведу отрывок из работы «Моя уборка»:
«Один раз я пришёл со школы рано и решил к маминому приходу порядок навести. Прилёг, немного отдохнул и потом затеял уборку. Взял пылесос, начал пылесосить. Вдруг смотрю, он не всасывает пыль, а выбрасывает её. Тогда я взял веник и начал подметать, но он не подметал, а разбрасывал мусор. Расстроился я и решил перекусить. Подошёл к холодильнику, заглянул, а он не морозит, а согревает продукты. Печка не греет, а наоборот, морозит еду. Решил я тогда постирать. Закинул бельё в стиральную машину, выждал время, достаю бельё, а оно грязное!!! Так испугался всего происходящего, что проснулся!»
(Журавлёв Денис использовал приём «Наоборот»)
Чтобы развить у ребёнка логическое мышление я веду факультативный курс «Мир логики». Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в начальной школе, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в средней и старшей школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Я замечаю, что ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее даётся учеба - решение задач, выполнение упражнений требуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению. Поэтому свои уроки я разрабатываю в сторону увеличения логических заданий. Мои ребята более внимательны, мыслят ясно и четко, умеют в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться им легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь приносят радость и удовлетворение.
По средам я провожу кружок «Умник», на котором мы придумываем ребусы, кроссворды, головоломки и др.
Каждую пятницу в группе продлённого дня проводим кружок «Умелые руки». Сколько замечательных поделок, вышивок, аппликаций мы сделали за 4 года! В нашем классе есть стенд, на который мы вывешиваем наши работы и любуемся ими не только мы, но и ученики других классов.
Введение в мир исследовательской деятельности начинаю с 1 класса. Во 2 классе организую исследовательское погружение. Начиная с 3 класса нам помогают родители и уже более углублённо занимаемся научно-практическими исследованиями в 4-м классе:
уход за растениями в зеленом уголке побуждает детей заниматься экологическими исследованиями Кировского района;
кропотливая работа по вышивке учит готовить альбом собственных рисунков для вышивания;
исследования собственного генеалогического древа позволяет заняться историческими исследованиями;
стихотворчество во время элективного курса побуждает сделать запрос на занятиях в гимназическом филиале Литературного лицея.
Для выявления и раскрытия потенциальных исследовательских возможностей своих учеников значительное место я отвожу экскурсиям. Цель такой деятельности – ознакомить учащихся с объектами и явлениями природы при помощи опытов, наблюдения, самостоятельной работы. Чем это замечательно, так это тем, что с нами родители. Прежде чем повести детей на экскурсию я с ними изучаю место экскурсии, интересный материал про окружающую нас природу, место для беседы, отдыха. Экскурсии проводятся непосредственно в природу, в музей, на выставку, в зоопарк, на фабрику, и т.д.