Позитивные возможности и сложности в преподавании курса ОРКСЭ


Тема эссе
Позитивные возможности и сложности в преподавании курса ОРКСЭ
Бондаренко Светлана Александровна
ГБОУ СОШ УАЯ №1273
Юго-Западный округ
Москва 2014
 Вобществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью. Отсутствие духовного развития привело к нравственному опустошению. Исчезли слова: добро - как источник радости, мир и согласие в душе, покаяние – отречение от зла; милосердие как милость в сердце; благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким, и таких слов можно перечислять множество. Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу. 
В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость.Если мы обратимся к истории, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине.
 C 4 классаребята будут изучать новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики» -ОРКСЭ. Определяя своё отношение к предмету, я думаю, что эти уроки учат делать моральный выбор – выбор между добром и злом; помогают осознавать своё поведение и объясняют поступки других людей, а значит, учат тому, как сделать лучше свою жизнь и жизнь окружающих людей.
Содержание учебного предмета на уроке – мощный инструмент воздействия на структуру личности ребёнка. Внести позитивные изменения в эту структуру возможно, когда сам освоил этот предмет и понимаешь его воспитательные возможности. Поэтому огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству.  Формирование нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
Я считаю, что для выполнения основных задач курса очень важно в школе сделать родителей и членов семей соучастниками педагогического процесса. Без взаимодействия с семьей, без эмоциональной и этической поддержки взрослых, изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным.
Духовно-нравственное воспитание проблема комплексная и решить ее можно постепенно. При выполнении таких заданий как интервью, написание эссе, подготовке выступления на итоговом мероприятии, подборе иллюстративного материала с целью получения информации я предлагаю ребятам обращаться к членам своей семьи.Много интересного о прошлом они узнают от старых людей, первым трудовым навыкам учатся не только у родителей, но и у дедушек и бабушек, последние же помогают детям познать тайны природы, приобщают детей к истокам народного творчества, учат родному языку. А главное — они, эти прожившие долгую, трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям.
Ученики начальной школы постоянно поддерживают связь с ветеранами, живущими в микрорайоне (изготовление поздравительных открыток, встречи, концерты), оказывают посильную помощь детскому дому. Радует то, что дети становятся организаторами, приобщая к благотворительности родителей, старших братьев и сестёр.
В этом плане на уроке с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, просмотр видеосюжетов, обсуждение положительных и отрицательных поступков героев. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления одругом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. За период работы над проектом, детям предстоит определить основные шаги по достижению намеченной цели, подумать, к кому придется обратиться за помощью, советом, какие книги предстоит прочесть, какие предметы, принадлежности пригодятся при выполнении проекта и т. д. Разработать виды деятельности, поэтапное их выстраивание. Продумать презентацию.
Часть тем проекта предлагают нам авторы программы, такие как: «С чего начинается Родина», «Герои России», «Мой друг», «Мой дедушка – защитник Родины» и т.д. Но многие ребята, исходя из материала, пройденного на уроке, а также своих возможностей, предлагают темы близкие и интересные именно им. В результате беседы ребятами были предложены такие темы: «Добро и зло в современном мире», «Моя маленькая Родина», « Мой дружный класс», «Традиции моей семьи», «Добрые дела в моей жизни» и др. И каждая тема решает определённые воспитательные задачи:
- Укрепление веры в Россию, формирование чувства гордости за свою Родину;
- Формирование образа мира как единого и целостного, развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
- Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Темами итоговых творческо- исследовательских работ учащихся стали и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках.
Искусство воспитания заключается в создании условий, при которых человек убеждался бы в необходимости соблюдения нравственных норм и привыкал к их соблюдению. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во "взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.
Я думаю, что сложности возникнут. Среди сложностей, трудностей можно обозначить следующие:
- необходимость повышения профессиональной компетентности педагогов, поскольку у многих имеется пробел именно в знаниях богословия, теологии;
- не все педагоги готовы донести до детей основы той культуры, к которой сами себя относят, так как они её фактически не знают, а причисляют себя к ней «по традиции», потому что так принято;
- преподавать эти курсы должны не просто люди, прошедшие специальную подготовку, но ещё и неравнодушные педагоги, внутренне готовые постигать шаг за шагом сложные основы русской православной культуры вместе с учащимися;
- необходимость поддержки родителей, ибо только вместе с ними педагоги смогут активно воздействовать на душу ребенка, формируя его внутренний мир;
- несовершенство существующих учебников, учебно- методических комплексов, отсутствие мультимедийных изданий, ориентированных на самый высокий уровень информационных технологий, а решение проблемы учебных пособий требует творческого подхода в первую очередь от педагогов, которые зачастую загружены бумажной работой.
Словом, вот лишь некоторые аспекты трудностей, с которыми предстоит столкнуться педагогам в процессе реализации проекта.