Опыты с песком в детском саду


Технологическая карта интегрированной
организованной учебной деятельности
Группа: 2 младшая « Б» группа.
Воспитатель: Казгуртова Г. Е.
Образовательная область: «Познание»
Раздел: Естествознание
Тема: «Играем с песком»
Цель: Способствовать развитию познавательной активности у детей раннего возраста посредством игрового экспериментирования. Формировать у детей способы обследования предметов на примере игры с песком. Дать детям первоначальные представления о песке и его свойствах: цвет (светлый - темный), сухой – мокрый; легкий – тяжелый; меняет форму; мягкий, сыпучий.
Задачи: Обогащать словарь детей глаголами и качественными прилагательными: насыпать, высыпать, накладывать, прихлопывать; сухой, мокрый, влажный, темный, светлый, сыпучий, мягкий, легкий, тяжелый. Воспитывать любознательность, доброжелательность, аккуратность в играх с песком.
Оборудование: Игрушка «Лунтик». Песок сухой в двух ведерках. Лоточки по количеству детей. Пластиковый прозрачный стол для игр с водой и песком. Круглые формочки по количеству детей. Круглые формы из геометрического набора «Логические блоки Дьёныша» (пластмассовые шарики). Лейка. Совочки по количеству детей. Салфетки или бумажные полотенца.
Словарная работа: сыпать струйкой, сыпучий, мягкий, влажный.
Этапы
деятельности Управленческие действия педагога Деятельность детей
Мотивационно-
побудительный Сюрпризный момент: В гости приходит Лунтик.
Рассказывает рассказ о Лунтике. Однажды Лунтик увидел, как из песка делают куличики.  Лунтик набрал в ведерки песок, взял формочки. Но у него ничего не получилось. Он пришел к вам за помощью.
Предлагает помочь Лунтику сделать куличики. Внимательно смотрят на гостя здороваются.
Слушают рассказ о Лунтике.
Охотно соглашаются помочь.
Организационно – поисковый
Педагог высыпает песок из одного ведра в большой лоток).
- Что это?
- Какого он цвета?
 Предлагает потрогать песок руками.
Какой он? Сухой или мокрый?
- Мягкий или твердый?
Предлагает подуть на него, но не сильно. Какой он?
Педагог берет второе ведро с сухим песком. Большим совком насыпает песок в лоток каждому ребенку.
Вопросы:
- Чем насыпать песок из ведерка? Песок сыпучий?
Воспитатель проводит физкультминутку.
 Вторая часть.
Педагог и Лунтик приглашают детей к центру песка и воды. Рядом с центром лейка с водой.
Педагог:
- Получится из сухого песка куличик?
Педагог делает кулич. Сопровождает свои действия словами.
Берет лейку с водой и поливает песок.
- Вода какая?
 Педагог перемешивает песок и воду.
- Какой теперь песок, потрогайте?
- Подуйте!
- Попробуем из мокрого песка сделать куличик.
Педагог и дети делают куличи.
- Что у нас получилось?
- А из сухого можно сделать куличик?
Игровое упражнение: “Необыкновенные следы”
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, сенсорных представлений; развитие мелкой моторики; снижение психофизического напряжения; регуляция мышечного напряжения, расслабления; формировать знания о свойствах песка (простейшее экспериментирование).
“В нашем песочном царстве появились гости”. Педагог показывает,
- как “идут медвежата”
-как “прыгают зайцы”
-как “ползут змейки”
-как “бегут жучки»
- паучки”
-кроказябра(Показ образца следов каждого животного)
-Лунтик говорит всем «спасибо»,что помогли. Теперь Лунтик знает, из какого песка делают куличики. Наблюдают за действиями педагога. Отвечают на вопросы
(песок)
Светлый, мягкий
сухой.
лёгкий, песчинки разлетаются
Дети рассаживаются за столом, перед ними пластмассовые лоточки. Воспитатель:
Совком, лопаткой.
из совка струйкой сыпется
Дети отряхивают руки от песка, выходят из-за стола. Идут с воспитателем на коврик в групповой комнате.
 
Отвечают на вопросы.
Нет, не получается. Куличик рассыпается.   Нужно добавить воды.
 
Мокрый, сырой, темный, твердый.
Мокрая, она льется
Песок не рассыпается
Да, получились куличики.
Покажем их Лунтик.
- Из мокрого песка делают куличики
-ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
-кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, перемещая руки в разных направлениях.
- ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях.
- ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом – “жучки здороваются”)
создают на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы
Прощаются с лунтиком.
Рефлексивно – корригирующий Рефлексивная беседа: «Что понравилось сегодня на занятии?
Что нового узнали?
Что особенно понравилось?
Кому помогли? Что теперь умеете делать?» Отвечают на вопросы чем, занимались на занятии.
Делятся положительными впечатлениями о прошедшем занятии.
Рассказывают, что проводили опыты с песком. Мочили, дули, лепили из песка; оставляли следы животных с помощью своих рук. Определяли свойства песка.
ожидаемый результат
Воспроизводят: элементы игрового эспериментирования.
Понимают: свойства песка.
Применяют: Практические навыки лепки из песка.