Непосредственно образовательная деятельность «Самый важный» для детей старшего дошкольного возраста


Воспитатель МАОУ “Начальная школа - детский сад №15» г. Кунгура Шипулина М.В.
Непосредственно образовательная деятельность «Самый важный» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Формирование представлений детей о ПДД.
Уточнить представление детей о правилах поведения на улицах, о дорожных знаках.
Продолжать воспитывать внимательность, умение ориентироваться при переходе улицы.
Формировать у детей уверенность в себе, в то, что он успешно может справиться с любой дорожной ситуацией.
Ход занятия:
У меня для вас есть интересная история, послушайте.
В одной необычной стране, где все и все умеют разговаривать, произошел удивительный случай. Ранним утром, как обычно, все спешили по своим делам. По дорогам города ехали легковые и грузовые машины, автобусы, мотоциклы.
Вдруг раздался громкий сигнал и все увидели, как машина с шашечками стала всех обгонять, приговаривая «Разойдись! Пропустите, я спешу!»
«Вот еще! Мне тоже некогда», - пробурчала машина с продуктами.
«Кому торопиться, так это мне, - заявил остановившийся на остановке автобус. – Я важнее всех. Людей вожу с работы и на работу».
«А я письма и телеграммы развожу, - пропищал пролетавший мотоцикл. – Разве это не важно?»
В спор вступили дорожные знаки: «Если бы не мы вы бы не смогли ездить правильно».
И машины, и знаки начали спор – кто важнее и главнее на улице. Все движение на дороге встало.
- Как нам помочь решить спор? (вспомнить ПДД, посмотреть в энциклопедии, спросить у взрослых).
- Сегодня мы с вами вспомним ПДД, восстановим движение на улице, чем и разрешим спор.
- Скажите, как называется часть дороги, по которой ездят машины? (шоссе, проезжая часть).
- Как называется часть дороги, по которой ходят люди? (тротуару).
- Расставьте все по местам.
- В каком месте пешеходы могут переходить улицу? (по пешеходному переходу: на земному, под земному, над земному).
- Как мы можем узнать где пешеходный переход? (там есть знак, зебра, светофор)
- Есть перекрестки регулируемые и нерегулируемые, чем они отличаются? (на одном есть светофор, а на другом нет)
- Давайте сделаем пешеходный переход на нашем макете. Подумайте, как можно быстро разделиться на 2 команды. Одна команда сделает регулируемый, а другая нерегулируемый пешеходный переход. Сейчас поменяйтесь местами и проверьте правильность выполнения задания.
- Можно сделать вывод, что пешеходный переход важен на дороге, т.к. помогает пешеходам безопасно перейти ее.
- Пешеходы и машины не могут двигаться одновременно, как называется устройство, которое регулирует очередность передвижения? (светофор)
- На дороге светофор очень важен. На предыдущих занятиях я вам рассказывала историю его появления. Кто запомнил, в какой стране появился первый светофор? (Англия) Как звали английского инженера, создавшего первый светофор? (Найт). Кто управлял первым светофором (газовым) и сколько цветов в нем было? (полицейский вручную переключал цвета – было всего 2 цвет - красный и зеленый, желтый был включен в светофор намного позднее, для удобства передвижения машин, он означает – приготовиться). Почему запретили этот светофор? (он взорвался и поранил полицейского). В какой стране появился автоматический светофор? (в Америке.)
- Сейчас я проверю ваши знания перехода дороги, которая регулируется светофором (у вас две карточки – схемы, рассмотрите их).
- Посмотрите на карточку - схему перекрестка, мы должны перейти через дорогу. На какой светофор нужно смотреть: который стоит через дорогу, или рядом с нами? (через дорогу), здесь два светофора: с двумя светом и с тремя, на какой будем смотреть? (который с двумя), почему? (он для пешеходов). Посмотрите, зеленый сигнал светофора мигает, можно переходить на такой сигнал светофора? Почему? (нет, потому что скоро загорится красный).
- На столах лежат карточки, с нарисованными перекрестками, возьмите карандаш и стрелочками покажите, по какому пешеходному переходу вы бы перешли дорогу, отметьте тот светофор, на который вы ориентируетесь.
- Обратите внимание, что пешеходный переход на улице очень важен, ведь только по нему можно пешеходам переходить улицу. И конечно нужно смотреть на тот светофор, который перед вами. Тогда на дорогах мы будем в безопасности.
- У меня для вас есть интересная игра: «Знаки светофора», которая поможет нам отдохнуть.
Чтение стихотворения: «Знаки светофора»
На улице будьте внимательны, дети,
Твердо запомните правила эти:
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно.
Свет зеленый говорит: Пешеходам путь открыт!
Желтый свет — предупреждение:
Жди сигнала для движения!
Правила игры: у меня в руках три глаза светофора, если я показываю красный – то, что вы делаете? (стоим), если – зеленый – двигаетесь, если – желтый, то кружитесь на месте. Будьте внимательны, начинаем.
- В нашей истории знаки тоже спорили о важности и утверждали, что они самые главные на дороге. Знаков много, для удобства их разделили на группы. - Какие группы знаков вы знаете? (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса).
- Сейчас мы проверим, как хорошо вы их знаете. У нас 4 конверта с заданиями, которые нужно выполнить быстро. Подумайте, каким способом можно выполнить задание быстро (все вместе конверт за конвертом; разделимся на пары; разделимся на 2 команды – по два задания каждой).
- Решите сами и разделитесь на 4 команды, так вы быстрее выполните задание из конверта, результаты скажете мне.
Все 4 конверта: собрать знак (знаки распались, по частям).
-Какой группы знаки из ваших конвертов? (предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные, знаки сервиса).
- Как много есть дорожных знаков и каждый из них нужен и важен, каждый и водитель и пешеход должен знать их. С их помощью мы знаем, где можно переходить дорогу, где ездить на велосипеде.
- У меня для вас есть интересная игра, которая поможет нам уточнить ваши знания и отдохнуть.
Физкультминутка: «Игра в слова».
Хлопните в ладоши, услышав слова, относящиеся к светофору. Слова: три цвета, перекресток, красный свет, голубой свет, желтый свет, переход через улицу, помощник пешехода, зеленый свет, стоит дом.Топните ногой, услышав слова, относящееся к пешеходу. Слова: тротуар, дорога, переход на красный свет, перекресток, светофор, салон, подземный переход, на дороге играют в мяч.Подпрыгните, если услышите слова, относящиеся к знакам дорожного движения. Слова: треугольник, синий цвет, овал, круг, красный цвет.
- Когда нет светофора на дороге, кто может регулировать движение машин и пешеходов? (регулировщик). С помощью чего он это делает? (с помощью жезла).
- Конечно же, ребята, работа регулировщика важна и значима на дорогах.
- На какой перекресток мы можем поставить нашего регулировщика на макете? (там, где нет светофора).
- Как же тогда выяснить кто важнее и главнее на дороге? Светофор необходим, знаки важны и без регулировщика не как? (все важны на дорогах)
-Давайте вспомним, кто придумал светофор? Кто придумал и изготовил знаки? Кто является регулировщиком? Кто управляет транспортными средствами? (ЧЕЛОВЕК)
- Какой мы можем сделать вывод из этого? ВАЖНЫМ И ГЛАВНЫЙ НА ДОРОГЕ ЯВЛЯЕТСЯ - ЧЕЛОВЕК! -Конечно ребята, все зависит от человека. Поэтому человек должен знать ПДД, соблюдать их и тогда на наших дорогах будет порядок. Проверьте всё ли теперь на своем месте на нашем макете?
-Что же интересного, нового вы узнали сегодня?
-Какие трудности были у вас при выполнении заданий?
-Что или кто помог вам справиться со всеми заданиями? (знания)
-Что бы вы хотели пожелать или посоветовать другим детям?
- Сейчас мы с вами можем поиграть на макете, соблюдая все правила.